Зинаида Кобзарева
Проект «Опасности вокруг нас»
Паспорт проекта
• Направленность проекта : социальное развитие;
• Руководитель проекта : Кобзарева Зинаида Николаевна
• Аудитория: дети подготовительной группы, их родители
• Тип проекта : образовательный, долгосрочный, внутригрупповой.
Актуальность
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. В старину говорили: берегись бед, пока их нет.
Публикация «Проект „Опасности вокруг нас“» размещена в разделах
Проблема
Пока ребенок маленький, взрослые более или менее спокойны: они помогут ребенку, подстрахуют, предупредят, не допустят беды. Но скоро, очень скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребенка надо будет начать отпускать от себя. Готов ли ребенок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока ребенок рядом с нами, взрослыми.
Практическая значимость
Благодаря проекту дети были ознакомлены с основами безопасного поведения. Могут смело применять свои знания и умения в свободной деятельности.
Во время работы над проектом дети проявляли повышенный интерес и любознательность. Испытывали яркие и положительные эмоции, что способствовало формированию чувства ответственности за свою жизнь.
Родители так же активно принимали участие в работе, что помогло взаимодействию с детьми и воспитателями.
Продуктом проекта является пополнение уголка безопасности в групповой комнате.
Тип проекта.
• По доминирующему методу: познавательно - практический;
• по характеру содержания: ребёнок, общество и его культурные ценности;
• по характеру участия ребёнка в проекте : участник от зарождения идеи до получения результатов;
• по характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с семьёй;
• по количеству участников: групповой;
• по продолжительности: октябрь – апрель (долгосрочный).
Цель проекта : формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.
Задачи
Образовательные
• Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.
• Учить детей видеть дорожные знаки и соблюдать правила на дороге.
• Учить применять правила безопасности с незнакомыми людьми и предметами
Развивающие
• Формировать умение реально оценивать возможную опасность.
• Развивать творческие способности дошкольников
• Воспитательные
• Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
• Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.
• Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
Практические
• Прививать практические навыки поведения детей в определённых опасных ситуациях в быту, на улице и в лесу.
• Учить элементарным действиям по тушению очага возгорания.
• Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта. Вовлечь их в образовательный процесс ДО№6
Планируемые результаты:
1. Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровьесбережение».
2. Влияние образа жизни на состояние здоровья дошкольника.
3. Снижение уровня заболеваемости.
4. Старший дошкольник должен:
• Знать, как общаться с незнакомыми людьми
• иметь навыки обращения с опасными предметами в быту
• различать добро и зло, бороться со страхами
• соблюдать осторожность поведения в природе, на улице, на дороге, во дворе
• уметь правильно оценивать обстановку в опасных жизненных ситуациях дома и на улице
• знать значения номеров телефона 01, 02, 03, 04
Предполагаемый продукт для детей
• Выставка рисунков по теме: «Осторожно опасность»,
• Фотовыставка по теме: «Здоровый образ жизни нашей семьи».
• Ситуативные беседы по ОБЖ
• Картотека игр по правилам пожарной безопасности.
• Чтение, рассматривание иллюстрации.
• Сюжетно-ролевая игра, досуг, показ мультфильмов и презентаций.
• Памятка по безопасности в быту и в природе.
• Презентация «История светофора»
Предполагаемый продукт для родителей
• Фотоотчет о ходе работы над проектом.
• Информация для родителей «Безопасность детей на улице и дома»
• Консультация для родителей «Как научить ребенка правильному поведению при пожаре»
• -Памятка «Знакомство дошкольников с правилами дорожного движения».
• -Для родителей: «Азбука для родителей» (учим ребенка правилам безопасности в природе)
• Ширма: «Безопасность ребенка на улице». –
• Ширма: «Дети и светофор».
• Папка «Соблюдай правила пожарной безопасности».+
Задачи проекта :
1. Формировать навыки осторожного обращения с огнем, расширить представления о причинах и последствия неосторожного обращения с огнем.
2. Знакомить детей с правилами дорожного движения и правилами безопасного поведения на улице.
3. Учить детей правильно вести себя в таких опасных ситуациях, как контакты с чужими людьми.
4. Формировать у детей элементарные представления о человеческом организме.
5. Обучить уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.
6. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Оборудование: мультимедийное оборудование, наглядный материал, слайдовые презентации, плакаты.
II.Планирование проекта
1 этап: Подготовительный
1. Подбор материала по правилам дорожного движения, правилам поведения при пожаре, один дома, на солнце, воде, лесу.
2. Рассматривание рисунков, фотографий о дорожных ситуациях, во время пожаров, на солнце, воде, лесу.
3. Знакомство с литературными произведениями: С. Михалков «Светофор», «Скверная история», М. Пляцковский «Светофор», А. Северный «Три чудесных цвета», Я. Пишумов «Азбука города», «Просто это знак такой…», «Постовой», «Продуктовая машина», О. Бедарев «Если бы…», Н. Носов «Автомобиль», В. Головко «Правила движения», "Кошкин дом", "Пожарный" и т. д.
4. Составление презентаций, интерактивных игр, изготовление дидактических игр по ПДД, при пожаре, на солнце и воде: «Дорожные знаки», «Светофор», "Мы пожарные", "Спасатель".
5. Использование игр: Дидактических: «Подумай – отгадай», «Красный – зеленый», «Какой это знак?», «Кто больше знает?», «Собери машину», «Угадай-ка», «Отгадайка», «Объясни» и т. д. Подвижных: «Воробышки и автомобиль», «Цветные автомобили», «Ловкий пешеход», «Пешеходы и транспорт», "Внимание пожар", "Помоги утопающему", "Окажи первую медицинскую помощь"и т. д.
6. Разбор дорожно-транспортных ситуаций, ситуаций при пожаре, в лесу, на солнце, воде, в общении с незнакомыми людьми.
2 этап: Основной *
1. Проведение досуга «Правила дорожные детям знать положено».
2. Обыгрывание дидактических и подвижных игр по ПДД, при пожаре, на солнце, воде, и т. д.
3. Викторины по ПДД с использованием ИКТ.
4. Решение игровых ситуаций по правилам безопасности в различных ситуациях. 5. Показ презентации и видеороликов на темы: «Предупреждение и Безопасность детей во время пожаров», «Безопасность во время грозы», «Безопасность на солнце и воде», «Осторожно Насекомые», «Реб нок – один дома» и «Общение детей с незнакомыми людьми», «Падение детей из окна».
6. Консультация медицинской сестры на темы: «Осторожно – кишечные инфекции», «Отравления», «Травмы», «Своевременная вакцинация детей».
7. Беседа за круглым столом на тему «Компьютерная зависимость детей и е предупреждение», «Безопасный интернет для детей».
8. Проведение среди детей и родителей конкурса «Правила дорожные знать каждому положено»
9. Игра - соревнование «Безопасность это важно» .
10. Изготовление на конкурс рисунков и поделок на тему «Безопасность»
3 этап: Заключительный
1. Соревнование на тему "Безопасность это важно".
2. Создание мультимедийной презентации «Вместе за безопасность наших детей».
Тематическое планирование с использованием разных форм работы
НОЯБРЬ
Беседы:
- «Культура пешехода»
- «Как вести себя в транспорте»
Наблюдение:
- «Виды транспорта около детского сада»
Развитие речи
Дидактические игры:
- «Угадай вид транспорта по описанию»
- «Кто чем управляет»
Художественно – эстетическое развитие
Чтение художественной литературы:
- Б. Заходер «Шофёр»
- В. Берестов «Про машины»
- С. Михалков «Скверная история»
Раскраски «Наземный транспорт»
ДЕКАБРЬ
Познавательное развитие
Беседы:
- «Зачем нужны дорожные знаки»
- «Какие они разные - дорожные знаки»
Дидактические игры:
- «Найди такой же знак»
- «Одинаковые, но разные»
Настольная игра:
- «Улицы города»
Развитие речи
Составление рассказа по серии сюжетных картин: - «Случай на улице»
Художественно – эстетическое развитие
Чтение художественной литературы:
- Н. Кончаловская «Самокат»
- Я. Пишумов «Юрка живёт на другой стороне»
- С. Михалков «Шагая осторожно»
ЯНВАРЬ
Познавательное развитие
Беседы:
- «Как работает мой организм»
- «Как мы устроены»
Опытно – исследовательская деятельность:
- слушание аудиозаписи сердцебиения
- измерение пульса
- подсчет дыхательных движений до и после бега
- сравнение звучания слов при открытых и закрытых руками ушах
- ходьба между кеглями с закрытыми глазами
- бег не сгибая колен
- ощущение теплых и холодных предметов на руке
Социально – коммуникативное развитие
С. р. игры:
- «Больница»
- «Поликлинника»
Физическое развитие
- Точечный массаж
- Гимнастика для глаз
- Физкультминутка
- Утренняя гимнастика
- Пальчиковая гимнастика
Художественно – эстетическое развитие
Чтение художественной литературы:
- С. Маршак «Почему у человека две руки и один язык»
- С. Прокофьева «Румяные щёки»
- В. Бондаренко «Язык и уши»
ФЕВРАЛЬ
Познавательное развитие
Беседы:
- «Путешествие в страну здоровья»
- «Почему люди болеют»
- «Витамины и здоровье»
Дидактические игры:
- «Угадай на вкус»
- «Полезные продукты»
- «Предметы личной гигиены
Опытно – исследовательская деятельность:
Измерение своего роста
Художественно – эстетическое развитие
Чтение художественной литературы:
- И. Семёнов «Как стать Неболейкой»
- В. Ивенин «Слово врача»
- С. Михалков «Про мимозу»
Работа с родителями выставка «Здоровый образ жизни нашей семьи»
МАРТ
Познавательное развитие
Беседы:
- «Огонь - друг или враг»
- «Чтобы не было беды»
Экскурсия по саду:
Рассматривание стенда о пожарной безопасности в детском саду.
Социально – коммуникативное развитие
С. р. игра «Мы пожарные»
Художественно – эстетическое развитие
Чтение художественной литературы:
- С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»
- Е. Новичихин «Ноль – один»
- Отгадывание загадок «Предметы бывают разные – опасные и безопасные»
Продуктивная деятельность (аппликация)
«Пожарная машина»
АПРЕЛЬ
Познавательное- развитие
Беседы:
- «Если ты один дома»
- «Собака, собака, ты чья?"
- «Растения лекарственные и ядовитые»
Дидактические игры:
- «Можно – нельзя»
- «Угадай по голосу»
- «Опасные ситуации»
Работа с родителями
Конкурс детского рисунка «Осторожно, опасность!»
Художественно – эстетическое развитие
Заучивание стихотворения
«Не открывай чужим людям» Г. Шалаева
Просмотр мультфильма «Уроки осторожности тётушки Совы»
Продуктивная деятельность (аппликация)
- «Растения красивые, но ядовитые»
Чтение художественной литературы:
- Е. Васильев «Чтобы не было беды – делай правильно»
- С. Обоев «Азбука безопасности»
III Используемая литература
Книги для детей
- С. Михалков «Дядя Степа – милиционер», «Шагая осторожно», «Светофор», «Скверная история», «Про мимозу»
- Е. Васильев «Чтобы не было беды – делай правильно»
- С. Обоев «Азбука безопасности»
- Г. Шалаева «Не открывай чужим людям»
- С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Почему у человека две руки и один язык», «В снег и дождь»
- Е. Новичихин «Ноль – один»
- И. Семёнов «Как стать Неболейкой»
- В. Ивенин «Слово врача»
- С. Прокофьева «Румяные щёки»
- В. Бондаренко «Язык и уши»
- Н. Кончаловская «Самокат»
- Я. Пишумов «Юрка живёт на другой стороне»
- Б. Заходер «Шофёр»
- В. Берестов «Про машины»
Основной:
1. Стеркина Р. Б., Авдеева Н. Н., Князева О. Л, учебно – методическое пособие по основам безопасности, изд – во Детство – Пресс, 2005. – 144с.
2. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников, пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М. : Мозаика – Синтез Москва, 2013. – 64с.
3. Гарнышева Т. П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры, изд – во: Детство – Пресс, 2011. – 128с.
4. Шипунова В. А. Детская безопасность, учебно-методическое пособие, изд – во: Цветной мир, 2013. – 96с.
5. Саулина Т. Ф. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. – М. :Мозаика – Синтез, 2013.- 112с.
6. Дмитриенко З. С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста, изд – во: Детство – Пресс, 2012.- 240с.
Дополнительный:
1. Коломийченко Л. В. Концепция и программа социального развития дошкольников. // Детский сад от А до Я. -2004, №4.
2. Овчаренко Л. Н. Предотвратить беду. – М., 1988.
3. Парамонова Л. Алиева Т. Примерная общеразвивающая программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание. -2003.-№6.-С. 27 31.
4. Программа «Детство». – СПб., 1997.
5. Ротенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья. – М. ,1993.
6. Соловьёва Е. А. Гражданское воспитание сегодня. //Дошк. Воспитание - 1995 №8.
7. Стёркина Р. Программа для дошкольных образовательных учреждений. Основы безопасности детей дошкольного возраста. //Дошк. воспитание - 1997№3
8. Усачев А., Березин А. Школа безопасности. – М., 1997
9. Шарова О. Г. Основы пожаробезопасного поведения. – СПб. ,1997.
10. Шаталин А. А. Правила пожарные без запинки знайте, правила пожарные строго соблюдайте! // После уроков – 2002.
11. Шаталин А. А. «Огонь – наш друг, огонь – наш враг».// После уроков – 2003.
.
Интернет ресурсы:
1. https://www.obruch.ru/
2. https://www.vdou.ru/
3. https://doshvozrast.ru/
4. https://www.doshvozrast.ru/
5. https://www.sdo-journal.ru/
6.https://pedagogic.ru/
7.https://ps.1september.ru/