МААМ-картинки

Проект «Геометрия вокруг нас»

Валентина Владимировна Верещагина
Проект «Геометрия вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы

Информационная карта проекта : Геометрия вокруг нас.

МАДОУ «Детский сад № 50 г. Благовещенска»

Автор проекта : Верещагина Валентина Владимировна

Объект проекта : геометрические фигуры.

В качестве объекта исследования выбраны геометрические фигуры, что обусловлено рядом причин:

Публикация «Проект „Геометрия вокруг нас“» размещена в разделах

1. Геометрические фигуры окружают нас постоянно, однако большинство детей не обращают на них внимания; не видят математические отношения между объектами в окружающем мире.

2. Геометрические фигуры - прекрасный объект для практической деятельности. На их примере могут быть рассмотрены взаимосвязи между величинами, свойствами, числовыми характеристиками фигур, пространственным взаиморасположением. Эти знания просто необходимы каждому ребенку в школьном обучении.

3. Геометрические фигуры формируют конструкторские навыки, самостоятельность, творческое воображение, которые выражаются в различных продуктах детской деятельности.

4. Геометрические фигуры – это интересно и доступно каждому.

Актуальность проекта :

Огромную роль в интеллектуально – творческом развитии детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность.

Чаше всего дошкольники имеют общие представления о геометрических фигурах, их отличительных особенностях, величине, но при этом они недостаточно знают о способах преобразования фигур. У детей недостаточно развиты творческо - конструктивные навыки, логическое мышление. Оно не будет эффективным без эмоционального восприятия математических знаний. В любом месте можно найти интересные для наблюдения окружающие объекты: дома, скамейки, игрушки, книги и т. д. Изучать их можно в процессе проектно – исследовательской деятельности. Практика показала, что сами дошкольники, педагоги и родители с удовольствием и с большим интересом участвуют в исследованиях подобного типа.

Чтобы сформировать интерес к геометрическим фигурам, пробудить познавательную потребность, развить наблюдательность и творческую инициативность, возникла идея о создании проекта, который предполагает решение в процессе исследования тех или иных задач. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками выполнения проекта, возрастом, возможностями и желаниями детей, образовательной программой. Проект обогатит и расширит представления о геометрических фигурах и о геометрии в целом.

Идея проекта : Создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей детей, познавательных интересов, коммуникативных навыков в процессе исследования геометрических фигур.

Этапы проекта :

1. - подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями; выбор оборудования и материалов.

2. – исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;

3.- обобщающий (итоговый, заключительный) : обобщение результатов в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов, творческая самореализация.

В дошкольном возрасте у детей преобладает чувственное, образное восприятие окружающего мира, что учитывается при разработке проектно – исследовательской деятельности. Знания, полученные в д/с -это толчок для детей при самостоятельных наблюдениях, исследовании, обобщении материала; способствуют интеллектуальному развитию личности ребенка. Знания являются лишь «средством», а не целью развития творческих способностей детей.

Методика работы с детьми в рамках проекта «Геометрия вокруг нас» разработана с учетом интегрированного подхода. Выполняя задания, дети наблюдают, рисуют, экспериментируют, лепят, играют, сочиняют сказки и стихи,слушают музыку, знакомятся с художественными произведениями.

Задачи:

- Расширять представления о геометрических фигурах, показать значимость геометрических знаний в современном мире;

- познакомить детей с разнообразием геометрических объектов, их свойствами;

- обобщить и систематизировать знания детей;

- развивать навыки исследовательской и преобразовательной деятельности, в процессе практического определения свойств и качеств предметов;

- развивать умения применять полученные знания в продуктивных видах деятельности и планировании этапов своих действий в игровой и конструкторской деятельности;

-обогащение и активизация словаря детей, расширение их общего кругозора

- развивать умение обобщать, фантазировать, наблюдать;

- развивать умения рассуждать логически, обосновывать свое мнение;

- побуждать к активному взаимодействию со сверстниками и взрослыми;

- развивать познавательный интерес к геометрическим фигурам, как способу изучения окружающего мира;

- воспитывать умение работать в команде;

- развитие внимания и самостоятельности; творческого потенциала;

- осуществление просвещения родителей по вопросам интеллектуального и творческого развития дошкольников в домашних условиях.

Классификация проекта : познавательно -творческая.

Предметно - содержательная область: межпредметная.

Характер контактов: внутригрупповой.

Участники проекта : воспитанники, педагоги, родители.

По данному проекту могут работать педагоги любой группы дошкольного учреждения, начиная с младшего дошкольного возраста. Специализация проекта состоит в том, что его изучение может быть продолжено в начальной школе. Проект можно рассматривать и как дополнение к любым общеобразовательным и комплексным программам. Содержание проекта отражает материал всех блоков образовательной программы.

Важно и то, что реализация проекта не только способствует умственному развитию ребенка, формированию математических понятий, но и развитию ребенка как личности: его мышления, речи, эмоциональной сферы, сенсорных навыков, эстетического вкуса, самостоятельности, конструкторских навыков, воображения, творческих способностей. Работа по проекту может осуществляться как в помещении, так и на улице в процессе наблюдений.

Формы, методы и объем работы педагога зависит от возрастных особенностей детей. Малыши в процессе игры знакомятся с основными фигурами, их признаками, величиной; учатся сравнивать «на что похоже». Дошкольники средней группы учатся самостоятельному наблюдению. Чем старше дети, тем менее значима руководящая роль педагога, тем больше объем и разнообразнее выполнение ребенком исследовательских работ и разнообразнее формы обобщения материала. Результаты исследований обобщаются, в основном, в виде рисунков, соревновательных игр и коротеньких рассказов. К реализацию проекта обязательно привлекаются родители. Хорошо, если работа над проектом может продолжится в школе.

Возрастная группа: дети дошкольного возраста с 3 до 7 лет.

Количество участников проектов : коллективный.

Продолжительность проекта : долгосрочный.

Проект может быть и краткосрочным: продолжительность определяется самим педагогом в зависимости от тематики, заинтересованности педагога и воспитанников, поставленных задач.

Рекомендации педагогам. Реализуя проект необходимо помнить :

1. Работа должна быть организованна так, чтобы каждый ребенок хотел участвовать в исследованиях, проявлял инициативу, осознавал, что проект – это интересные задания, которые без него не выполнят.

2. Необходимо предоставить детям свободу выбора путей решения заданий, в отборе объектов, материалов для продуктивной деятельности. В вопросах действий каждого ребенка проявляется его индивидуальность, творчество, психологические особенности. Такие работы интереснее обсуждать, сравнивать.

3. Умейте заметить даже небольшой успех каждого ребенка, похвалите. Дети должны чувствовать значимость того, что они делают. Такое отношение взрослого – прекрасный стимул для развития познавательного интереса.

4. Доброжелательно и заинтересованно относитесь к детским исследованиям. Помните: «Ребенок не должен бояться ошибиться!» Прямо не указывайте на ошибки, а при помощи наводящих вопросов, незаметно, совместно с ребенком проанализируйте его действия, чтобы он сам понял, в чем не прав.

5. Старайтесь избегать выводов. Дети в процессе самостоятельной или совместной деятельности делают открытия сами, а педагог подводит к пониманию, акцентирует внимание на важные моменты.

6. Старайтесь поддерживать познавательный интерес ребенка, его любознательность. Это залог успеха реализации проекта.

7. Поддерживайте уверенность в детях. Не торопитесь прервать рассуждения ребенка. У него своя логика, дайте ему возможность рассуждать, доказывать свое мнение.

8. В процессе исследований должны быть задействованы все органы чувств: зрение, обоняние, слух, осязание.

9. Помогайте ребенку видеть необыкновенное в обыкновенном, удивительное рядом.

10. Работу над проектом надо вести регулярно, постоянно давая детям небольшие задания.

11. Помните о личностной ориентации, индивидуальном подходе к каждому ребенку. Дайте возможность каждому ребенку передать свои впечатления воспитателям, родителям, друзьям. В разных формах: конструировании, рисунках, аппликации, лепке, стихах, сказках, рассуждениях. Старайтесь подчеркнуть неповторимость каждой работы.

12. Работа в рамках проекта предполагает сотрудничество и сотворчество взрослого и ребенка. Педагог не руководитель, а соавтор проекта.

13. Развивайте творчество и фантазию: как свою, так и детскую.

14. Привлекайте родителей, бабушек, дедушек, старших братьев и сестер, как помощников, которые могут поделиться своим опытом.

15. .Сотрудничество сближает, помогает развить творческий потенциал

Подготовительный этап.

Воспитатель, организуя работу над проектом : проводит наблюдения, интеллектуальные и подвижные игры, исследования, дает задания, привлекает родителей, помогает в оформлении результатов, создает условия для развития творческих способностей детей. Педагог совместно с детьми должен продумать проблему, подобрать литературу, необходимое оборудование и материалы, для обогащения ППС и развития познавательно – творческого потенциала.

Организационный этап:

Дети затрудняются определить, из каких геометрических фигур составлен предмет, его изображение; затрудняются в творческом конструировании предметов из геометрических фигур; у дошкольников нет интереса к геометрии, пространственному ориентированию.

Перед началом работы поводится беседа. Она поможет выяснить представление участников проекта о фигурах, их отношение к ним, заинтересованность проблемой. В процессе обсуждения проблемы педагог направляет мысль детей, сравнивает предположения детей, обобщает сказанное, помогает прийти к общему выводу, закрепляет название и назначение фигур.

Проведение опроса детей в каждой возрастной группе проводиться с использованием «Модели трех вопросов»

1. Что мы знаем?

2. Что мы хотим узнать?

3. Как мы это узнаем?

Формирование проблемы проекта

Проект можно начать с обобщающей беседы о значении геометрических фигур, о том где их можно встретить, как использует человек знания о геометрических фигурах в жизни. Почему важно изучать математику?

Проблемная ситуация

- Давайте представим, что все фигуры вдруг исчезли. Что произойдет на Земле? В нашем городе (в садике, дома? Изменится ли тогда наша жизнь?

Воспитатель предлагает посмотреть вокруг и назвать предметы, где встречаются геом. формы, указать их внешнее сходство и различие. Старшим дошкольникам предлагается определить, как объемные фигуры изобразить на плоскости.

Объяснение задач проекта детям

- Люди всегда изучали математику, она помогает нам проектировать новые объекты, совершенствовать их. Почему? Хотите вы знать больше о фигурах, предметах из которых они состоят, о том, как они изменяются?

Накопление материала и создание развивающей среды

- Для решения поставленных задач была создана необходимая развивающая среда. Были собраны игры развивающего характера, в которых заложены основы геометрии, а так же занимательная литература по данной тематике.

- Подготовлено оборудование для продуктивных видов деятельности, самостоятельной и индивидуальной работы.

Многое изготовлено своими руками или с помощью законных представителей.

Подготовка материалов для проведения проекта (наглядных, дидактических)

- Иллюстрации к сказкам о геометрических фигурах;

- игровой дидактический и демонстративный материал: коврограф Воскобовича «Ларчик», счетный материал;

- дидактические игры интеллектуально математического характера Воскобовича, Никитина, Дьенеша, Кюизенера;

- Альбомы к блокам Дьенеша: «Блоки Дьенеша для самых маленьких», «Лепим нелепицы», «Праздник в стране блоков», «Поиск затонувшего клада», СП.

- слайд - презентации;

- подбор материалов и оборудования для продуктивных видов деятельности. Исследовательский этап

На этом этапе ведутся наблюдения за геометрическими объектами, проводится исследовательская деятельность, которая сочетается с рисованием, лепкой, конструированием, сочинением сказок, играми. Большое внимание уделяется эмоциональному восприятию геометрических фигур, творческой деятельности.

Решение поставленных задач проекта с детьми

- организация наблюдений за природой, окружающими предметами;

-активное использование в совместной деятельности игровых пособий с геометрическими фигурами, раздаточного и строительного материала для конструирования;

- решение проблемных ситуации для выбора необходимого материала, для игр с учетом сенсорных представлений (На что похоже);

- сравнение геометрических фигур друг с другом (по цвету, форме, величине, свойствам);

- обводка, рисование, штриховка фигур; дорисовывание их до предметов окружающего мира;

- конструирование фигур из счетных палочек, шнуровки, других фигур;

- составление плана местности или комнаты с помощью геометрических фигур;

- использование геом. фигур, как предметов – заместителей в игровой и самостоятельной деятельности детей;

- чтение стихов, сказок, отгадывание загадок о геометрических фигурах;

- совместное придумывание историй о приключениях геом. фигур в стране геометрии;

- использование полученных знаний в продуктивных видах деятельности;

- поощрение за самостоятельное решение проблемы, предложение нескольких вариантов деятельности, выбор материала для самостоятельного творчества;

- привлечение детей в конструкторскую деятельность, умение проследить за этапами работы и т. д., как прием активизации интереса к геометрии.

Дети активно включились в предложенную совместную деятельность и начали фантазировать, на что похожи предметы окружающего мира, как их можно воссоздать с помощью геометрических фигур, строительного материала, красок, бумаги, пластилина.

Работа с родителями

- наглядная информация по тематике проекта;

- подбор совместно с родителями игрового материала;

- помощь в изготовлении игр, пособий, организации викторин;

- домашние задания по подготовке с детьми стихотворений, загадок по данной тематике;

- организация выставки творческой деятельности детей;

- консультирование родителей по активизации исследовательской и конструктивной деятельности детей, развитию внимания, наблюдательности.

Виды деятельности в проекте «Геометрические фигуры»

Образовательная область «Познавательное развитие»

Используйте результаты наблюдений для составления математических и конструкторских заданий. Условия таких задач будут интересны и познавательны детям.

- наблюдение за предметами окружающего мира, знакомство с основными признаками изменения в окружающей среде;

- знакомство с новыми фигурами, их свойствами, способами измерения, взаимодействия, преобразования;

- игры с геом. фигурами

- задания на преобразование фигур, их счет и расположение по заданию воспитателя;

- решение арифметических, графических конструктивных задач разного уровня сложности;

- решение проблемно - игровых ситуаций

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Используйте знания детей для развития их речи, творческого воображения. Составляя рассказы, пусть они подбирают больше определений описательного характера, отражающего свойства фигур.

- инсценирование - импровизация: (сказки о геометрических фигурах «Что фигура расскажет о себе», «Что он делает покажем, обязательно расскажем»)

- сюжетно- ролевые, театрализованные игры, игры- импровизации;

- подбор, чтение и обсуждение стихов, сказок о геом. фигурах;

- организация книжной выставки;

-копилка вопросов для обсуждения;

-речевые игры: («Я начну, а ты продолжи», «Третий лишний», «Скажи наоборот», «Опиши, мы отгадаем», т. д.)

Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»

Дошкольники с огромным удовольствием выражаем свои впечатления об окружающем мире с помощью карандашей, красок, пластилина, бумаги, как под руководством педагога, так и по собственному желанию.

-конструирование из бумаги;

- конструирование из строительного материала;

-аппликация;

-лепка;

-рисование;

Итоговый этап

Этот этап предполагает анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности, закрепление знаний. На этой стадии разрабатываются рекомендации всех участников проекта.

Отчет о проведенной работе может быть представлен в разных вариантах:

- заполнение альбома «На что похоже», с подбором стихов, пословиц, загадок об изображении;

- устное составление сказок о приключениях геометрических фигур;

- подбор загадок, стихов о геометрических фигурах;

- математические КВН, викторины;

- игры: «Что фигура расскажет о себе», «Что будет, если…», «Кто быстрее построит по схеме», «Что из чего». «Построй по схеме».

В завершении проекта организуется выставка лучших работ и фотографий, выполненная в ходе совместной деятельности (дети, педагог, родители).

Проект принес много положительных эмоций всем участникам, дети стали более активными и самостоятельными в выборе своей деятельности, научились обосновывать свои аргументы.

Благодаря использованию игровых развивающих технологий в процессе НОД и свободной деятельности, дети группы отличаются высоким уровнем интеллектуального и речевого развития, любознательностью, легко идут на контакт со сверстниками и взрослыми; проявляют большой интерес к математике, конструированию и творческой деятельности, с удовольствием играют в логические игры, конструируют из лего - конструктора.

Методическая литература для педагогов и родителей:

- Л. А. Венгер «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников», М. : «Просвещение», 1973

- Л. А. Венгер «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста», М. : «Просвещение»,1989

- Л. А. Венгер, А. Л. Венгер «Домашняя школа мышления», М. : «Знание», 1984

- В. Волина «Праздник числа. Занимательная математика для детей»,М. : «Знание», 1993

-В. Воскобович «Геометрия или сказка об удивительном Геоконте», СП, 2006

- Н. Я. Головнева, М. Н. Ильина «365 проверочных заданий и упражнений для подготовки к школе», СП, 2000

- Т. С. Голубина «Чему научит клеточка», М. : «Мозаика- Синтез», 2001

- Е. В. Колесникова «Математика. Пособие к рабочим тетрадям», М. : «Творческий центр»,2007

- З. А. Михайлова «Игровые Занимательные задачи для дошкольников», М. : «Просвещение»,1990

- И. А. Михаленкова «Коррекция сенсорного и интеллектуального развития». - СП: «Детство- пресс», 2003

- Е. Н. Михина «Развивающие игры для детей 2-7 лет», Волгоград,2012

- Б. П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры»,М. : «Просвещение», 1990

- В. П. Новикова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера», М. : «Мозаика- Синтез»,2011

- В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г.

- Е. А. Осипова «Игры для интенсивного интеллектуального развития детей от 3-х лет», М. ,2004

- Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с.

-. Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

- Л. П. Стасова «Развивающие математические игры- занятия в ДОУ», Воронеж,2008

- Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений» : Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М. : ВАКО, 2005 г.

- Л. Б. Фесюкова «300 развивающих игр для детей 4-7 лет», Харьков,2008

- Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.

Познавательная литература для детей:

- Е. В. Колесникова (Комплект рабочих тетрадей) :

«Я решаю логические задачи»

«Геометрические фигуры»

«Я считаю…»

- М. И. Моро, Н. Ф. Вапнер «Математика в картинках»,М. : «Просвещение»

- И. Б. Нескуба «100 затей для детей», Ростов- на- Дону, 2007

- Е. Синицына «Умные раскраски», М. : «Лист», 1999

- Л. В. Куцакова «1000 игр и головоломок для дошкольников», М. : «Астрель», 2000

- Н. В. Дурова «200 упражнений для подготовки детей к школе», М. : «АСТ», 2001

- С. Е. Гаврина «Развиваем математические способности», М. : «Росмэн», 2005

- В. Г. Житомирский «Путешествие по стране геометрии», М. : «Педагогика»,1991

Публикации по теме:

Педагогический проект «Растительный мир вокруг нас»Педагогический проект «Растительный мир вокруг нас» Актуальность проекта Дети каждый день гуляют на игровой площадке, не задумываясь о том, какие деревья, кустарники, цветы окружают их,.

Проект «Аптека вокруг нас» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №31 «Дюймовочка» Исследовательский проект на тему: «Аптека вокруг.

Проект «Цветы вокруг нас» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №102 комбинированного вида» Проект средней.

Проект «Деревья вокруг нас» Проект «Деревья вокруг нас» (подготовительная группа) Воспитатель Кисленко Т. Б. Вид проекта: краткосрочный. Аудитория проекта: воспитатель.

Проект «Доброта вокруг нас» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17» Проект «Доброта вокруг нас» Разработан: Михайловой.

Проект «Книжки вокруг нас» УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТЫНДЫ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №6 «ЧЕРЕМУШКА».

Презентация «Проект «Мир вокруг меня» Экологический проект «Мир вокруг нас» Вид проекта: познавательно-исследовательский Цель проекта: исследовать объекты живой природы с.

Проект «Геометрические фигуры вокруг нас» Проект «Геометрические фигуры вокруг нас» Авторы проекта: Найденова Екатерина Александровна – воспитатель Киселева Марина Анатольевна.

Проект «Развитие стереоскопического зрения, или Геометрия вокруг нас»Проект «Развитие стереоскопического зрения, или Геометрия вокруг нас» «Геометрия полна приключений, потому что за каждой задачей скрывается приключение мысли…» (В. Произволов) февраль, 2019 г. Данный проект.

Проект «Звуки вокруг нас» Проект Название проекта: «Звуки вокруг нас» Тема проекта: «Откуда берется звук?» Содержание 1. Проект «откуда берется звук?»…. 3.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Геометрия вокруг нас»
Опубликовано: 3 мая 2019 в 13:06
+162Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Геометрия вокруг нас»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Владимировна Верещагина (УИ 1393430) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 43.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД