Наталья Букина
Проект «Огород на окошке»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект
«Весёлый огород на подоконнике»
для детей 1младшей группы №5
Подготовили и провели:
Букина Н. Л., воспитатель;
г. о. Сухой Лог, 2018г.
Экологический проект
«Весёлый огород на подоконнике»
Публикация «Проект „Огород на окошке“» размещена в разделах
Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Чрезвычайно большие возможности для воспитания дошкольников открывает природа. Исследовательская работа – один из важнейших компонентов инновационной педагогической практики основанный на наблюдениях.
Актуальность проекта :
Данный проект разработан в соответствии с учётом возрастных особенностей детей младшего возраста и ориентирован на изучение вопросов, связанных с сохранением здоровья малышей.
Ни для кого из нас не секрет, что маленькие дети болеют чаще, чем дети старшего возраста, тем более в группе по адаптации к детскому саду. Ко всему хорошему и полезному необходимо приучать с самых малых лет, а зелёный лук – отличный овощ для профилактики вирусных респираторных инфекций.
Чтобы решить проблему поставлена цель:
-вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях, создать условия для выращивания лука в группе, рассказать о его пользе и в какие блюда его добавляют.
Чтобы реализовать поставленную цель определили задачи:
1. Познакомить с внешним видом овоща и с его характерными особенностями, учить находить «донце» с корнями и верхушку луковицы.
2. Выработать навыки посадки лука в землю и в стакан с водой.
3. Формировать представления об условиях, которые необходимы для роста зелёного лука (земля, вода, свет)
4. Развивать наблюдательность, замечать изменения в росте лука (зелёные пёрышки, корешки в воде)
5. Развивать у детей стремление отражать свои наблюдения за ростом лука в продуктивной деятельности (лепка, рисование)
6. Воспитывать внимательное и бережное отношение к уходу за растениями.
7. Воспитывать трудолюбие, желание участвовать в трудовой деятельности (посадка лука и уход за луковицами)
8. Развивать желание употреблять выращенный зелёный лук в пищу (обед)
9. Обогатить и активизировать словарь детей по данной теме. Познакомить с пословицами, стихами, загадками, сказкой о луке.
10. Создать условия для участия родителей и детей в образовательном процессе
11. Сделать дидактическую игру «Вырастим лучок»
12. Провести консультации для родителей на темы: «О пользе зелёного лука», «Значение познавательно – исследовательской деятельности детей в раннем возрасте»
13. Сделать ширмы для родителей на темы: «Натуральные витамины», «Оригинальный вариант выращивания лука в домашних условиях»
Предполагаемые результаты:
В результате реализации данного проекта ожидается :
Повышение интереса детей к познавательно – исследовательской деятельности.
В процессе исследований дети узнают, что растения живые, их поливают, выращивают и какие условия для этого нужны (земля, вода, свет)
Дети получат представления о труде взрослых и детей, научатся правильно называть трудовые действия.
Проводимая работа позволит воспитать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
Разовьётся желание у детей употреблять зелёный лук во время приёма пищи.
Повысится речевая активность, активизируется словарь по данной теме.
Поднимется уровень информированности и интереса родителей к деятельности МАДОУ и группы в частности.
Автор проекта : Букина Н. Л., воспитатель группы №5
Тип проекта :
По тематике: познавательно-исследовательский, здоровьесберегающий, творческий
По составу участников: групповой
По срокам реализации: краткосрочный (март,апрель)
Средства реализации: помощь родителей
Проблема:
Работая с детьми младшего возраста, мы столкнулись с проблемой поверхностных представлений малышей о растительных культурах, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста; их интерес к познавательно – исследовательской деятельности недостаточно развит. Эта проблема определила тематику и содержание проекта.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.
Работа с детьми:
Познавательно – исследовательская деятельность (НОД) :
- рассматривание луковиц (понятия большая - маленькая; одна - много);
- наблюдение за посадкой, первыми всходами;
Коммуникативная деятельность (беседы, чтение художественной литературы);
Игровая деятельность (игры, игровые ситуации);
Продуктивная деятельность:
- лепка «Волшебный лучок»;
- раскрашивание лука;
- рисование лука.
Работа с родителями:
- привлечь родителей к организации и реализации проекта;
- обсуждение темы проекта;
- рекомендации по созданию мини-огорода в домашних условиях.
Работа педагогов:
- подбор методической и художественной литературы;
- разработка перспективного планирования;
- проведение практической деятельности с детьми;
- проведение консультаций и бесед с родителями.
Этапы проекта :
Подготовительный этап
Создание условий для проекта «Огород на подоконнике»;
Изучение методических пособий и литературы по теме;
Подбор художественной литературы (пословицы, стихи, загадки, игры);
Обсуждение с родителями на тему: «Участвуем в Экологическом проекте
«Весёлый огород на подоконнике»;
Составление перспективного плана мероприятий.
Основной этап
Посадка лука в землю.
Чтение с детьми литературы об овощах: пословицы, загадки, стихотворения, сказка.
Ежедневные наблюдения за ростом лука (полив)
Дидактические игры «Угадай по вкусу», «Поможем ёжику собрать урожай», лото «Овощи»
Ширма для родителей «Натуральные витамины»
ООД познавательное развитие на тему: «Малыши, лучок сажаем»
ООД Изодеятельность (лепка) на тему: «Волшебный лучок»
ООД Изодеятельность (рисование) на тему: «Зелёный лучок для цыплят»
Заключительный этап
Дидактическая игра «Вырастим зелёный лучок»
Витаминизация 1 блюда (супчика, добавляя зелёный лук.
Ширма для родителей «Оригинальный вариант выращивания зелёного лука в домашних условиях»
Фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за луком»
Дидактическая игра «Вырастим зелёный лучок»
ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о том, что зелёный лучок (пёрышки) растёт из луковицы
Закрепить представления об условиях, которые необходимы для роста зелёного лука (вода, земля, тепло)
Закрепить навыки посадки лука в землю
Закрепить знание зелёного, жёлтого, чёрного цветов
Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям
Активизировать словарь детей по данной теме
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:
Фланелеграф, формы: солнце, земля, лейка, луковицы, зелёный лук
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Рассматривание лука на картинках
Наблюдение за ростом лука на подоконнике
ООД лепка «Друзья для лучка»
ООД рисование «Зелёный лучок для цыплят»
Ход ИГРЫ:
В игру играют 2 – 3 детей.
На фланелеграфе дети выставляют поэтапно процесс посадки лука в землю:
Весь процесс дети проговаривают вербально (по необходимости с помощью воспитателя)
ООД «Изобразительная деятельность. Рисование»
Тема: «Зелёный лучок для цыплят»
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:
О: учить технике рисования ватными палочками вертикальных линий (короткие и длинные, безотрывно)
Закрепить знание зелёного цвета. Закрепить знание понятий «много», «один». Закрепить знание о том, как и из чего растёт зелёный лучок (пёрышки, и что для этого необходимо.
Р: развивать мелкую моторику рук.
В: воспитывать интерес к рисованию, коллективной работе. Воспитывать заботливое, бережное и ответственное отношение к животным.
СЛОВАРЬ: Активизировать словарь детей по данной теме.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:
Формочки с выращенным зелёным луком
Заготовка для коллективной работы 40х60
Зелёная гуашь
Ватные палочки
Салфетки
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Рассматривание лука на картинках
Наблюдение за ростом лука на подоконнике
Дидактическая игра: лото «Овощи»
Чтение стихотворений и загадок об овощах.
ООД лепка «Друзья для лучка»
МОТИВАЦИЯ: Нарисуем зелёный лучок для цыплят.
Ход ЗАНЯТИЯ:
В: ребята, я сейчас загадаю вам загадку, а вы отгадайте, кто сейчас придёт к нам в гости.
Зёрнышки она клюёт,
Яйца вкусные несёт.
Слышно на всю улицу
Как кудахчет….
Правильно, курица.
Появляется персонаж – курочка. Курочка здоровается с детьми.
Воспитатель с детьми: Здравствуй, курочка. Проходи к нам в гости. Посмотри, как мы здесь живём.
Курочка вместе с детьми обходит группу, дети показывают игровые уголки.
Курочка: как много у вас в группе интересных игрушек. Какие красивые цветы в уголке природы. А это что такое у вас растёт? Травка? (показывает на лучок)
Ответы детей (нет, лучок)
Воспитатель поясняет: Нет, это не травка, курочка, это растёт зелёный лучок. Ребята сами его сажали, ухаживают за ним. Как мы ухаживаем за луком?
Ответы детей (поливаем из леечки)
В: Да, ребята сами поливают лучок, вот поэтому он такой красивый и вырос. Какие у лука пёрышки? (зелёные, длинные, короткие)
В зелёном луке очень много витаминов, детки каждый день кушают его с супчиком – вот поэтому они такие сильные, здоровые и не болеют.
Курочка: какие вы молодцы, сами посадили лучок, ухаживаете за ним и кушаете каждый день. А вот мои цыплята никогда не видели как растёт лучок.
В: не переживай, курочка, мы тебе сейчас нарисуем грядки с зелёным луком, а ты отнесёшь наш рисунок и покажешь цыплятам.
Курочка: Спасибо, вам большое, детишки. Вы рисуйте, а я посмотрю.
Воспитатель показывает приёмы рисования. Дети рисуют зелёный лучок. Во время рисования воспитатель обращает внимание детей: «Какого цвета мы рисуем лучок? (зелёного). Какие линии мы рисуем? (длинные и короткие)
Курочка: какой красивый лучок у вас получился! Какие зелёные пёрышки выросли! А сколько пёрышек у вас получилось? Одно или много? (много)
Вот спасибо вам большое, мои цыплятки очень обрадуются, а я обязательно расскажу им какой лучок полезный. Мы тоже его будем клевать. За вашу доброту я принесла вам вкусные яички. Вы любите яички? Кушайте на здоровье!
Дети благодарят курочку за угощение.
ООД «Изобразительная деятельность. Лепка»
Тема: «Друзья для лучка»
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:
О: закрепить умение раскатывать комочки пластилина между ладонями прямыми и круговыми движениями. Составлять форму из нескольких деталей.
Закрепить знание жёлтого и зелёного цвета.
Р: развивать мелкую моторику рук.
В: воспитывать трудолюбие, умение доводить начатое до конца. Воспитывать интерес к лепке, коллективной работе.
СЛОВАРЬ: Активизировать словарь детей по данной теме.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:
Стаканчик с выращенным зелёным луком
дощечки
пластилин жёлтого и зелёного цвета.
Влажные салфетки
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Рассматривание лука на картинках
Наблюдение за ростом лука на подоконнике
Дидактическая игра: лото «Овощи»
Чтение стихотворений и загадок об овощах.
МОТИВАЦИЯ: слепим друзей для лучка.
Ход ЗАНЯТИЯ:
В: ребята, пойдём посмотрим, как там поживает наш лучок, польём его.
Дети поливают посаженный в землю лук. Рассматривают его.
В: какой лучок вырос? (зелёный, большой)
На другом подоконнике стоит лучок в баночке с водой
Воспитатель обращает на него внимание: посмотрите сюда. Лучок, который стоит один в баночке, что-то загрустил. Вы не знаете, почему ему грустно? Как вы думаете? (потому, что он один, лучку скучно и т. д.)
Воспитатель: я тоже, ребята, думаю, что лучку скучно, потому, что он стоит один на подоконнике. Надо нашему лучку слепить друзей. Давайте его спросим: «Лучок, тебе слепить друзей?» (дети спрашивают)
Смотрите, лучок обрадовался и кивает своими зелёными пёрышками. Давайте возьмём лучок и рассмотрим его. Где у лука луковица? А где зелёные пёрышки? Откуда растут зелёные пёрышки? (дети рассказывают и показывают)
А теперь посмотрите, как я буду лепить лучок. (Показ приёмов лепки воспитателем)
Хотите слепить своих друзей для лучка?
(дети лепят луковицы с зелёными пёрышками и ставят их рядом с луком, растущим в баночке)
Вот теперь наш лучок повеселел, смотрите, сколько много появилось у него друзей.
А мы сейчас поиграем с вами в игру. Вы будете маленькие луковицы (дети приседают). Сейчас я вас полью водичкой из леечки, пригрело вас солнышко и зелёный лучок начал расти. (Дети встают, вытягиваются, поднимают руки вверх). Вот какой лучок у нас вырос (дети подпрыгивают)
ООД «Познавательное развитие»
Тема: «Малыши, лучок сажаем»
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:
О: познакомить с внешним видом овоща – лука и его характерными особенностями. Формировать умение проводить простейшие опыты с луком, водой, землёй. Дать понятие, что для роста лука необходима земля, вода, тепло. Закрепить знание жёлтого и зелёного цвета, понятия «один», «много».
Р: развивать тактильные ощущения.
В: воспитывать трудолюбие, желание ухаживать за растениями (луковицами).
СЛОВАРЬ: Активизировать словарь детей по данной теме.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:
Игрушка зайчик
Лук репчатый
Лук пророщенный.
Корзиночка
Формочки с землёй
Стаканчики прозрачные
Лейка с водой
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Рассматривание лука на картинках
Разучивание песни «Огородная – хороводная» сл. А. Пассовой муз. Б. Можжевелова
Дидактическая игра: «Разложи овощи»
МОТИВАЦИЯ: Поможем зайчику посадить лучок.
Ход ЗАНЯТИЯ:
В гости к детям приходит зайка с корзиной. Он здоровается и знакомится с детьми.
Зайка: посмотрите, ребята, что я вам принёс! (достаёт из корзины пророщенную луковицу) Что это? Правильно – это лук. Давайте потрогаем его и рассмотрим.
Воспитатель даёт детям потрогать луковицу.
- что мы видим (показ воспитателем)
- Луковица. Какая она? (круглая, гладкая, жёлтая). Что мы видим внизу у луковицы? (показ) – корешки. Какие они? (белые, гладкие, длинные и короткие) сколько их? Один или много?
Зайка: ребята, а вы любите зелёный лук кушать? Хотите попробовать? (дети пробуют по желанию). В зелёном луке очень много витаминов, и его полезно кушать с супчиком. Если будете кушать зелёный лук – будете здоровыми и не будете болеть.
Зайчик спрашивает детей, хотят ли они сами вырастить зелё ный лучок: «Посмотрите, что я здесь приготовил.»
Показывает формочки с землёй, стаканчики с водой.
- Помогите мне посадить лучок.
Достаёт из корзиночки луковицы, раздаёт детям.
Воспитатель: ребята, это тоже луковицы. Если их посадить в землю или водичку, то из них вырастет зелёный лук. Посмотрите, у луковицы есть «донце» (показ, а это верхушка – из неё вырастут зелёные пёрышки. Покажите, где у ваших луковиц «донце», а где верхушка?
Сейчас я вам покажу, как правильно посадить луковицу в землю. Лук надо сажать «донцем» вниз. (Показ)
Сначала зайка посадит свою луковицу, а теперь вы сажайте, ребята. Чтобы из луковицы вырос зелёный лучок, за ней надо ухаживать. Сейчас мы поставим все формочки с луковицами на окошко, чтобы солнышко грело луковку, и будем луковицу поливать водичкой. Посмотрите как. (Показ)
А я посажу луковицы в стаканчик с водичкой и в стаканчик без водички.
Мы с вами будем наблюдать, где вырастет зелёный лучок.
Лучок мы с вами посадили, а теперь давайте споём песенку про овощи.
Дети поют песню и выполняют движения «Огородной – хороводной».
- спасибо, тебе, зайчик за лук. Приходи к нам в гости ещё, когда вырастет зелёный лучок, мы тебя обязательно угостим.
Загадки про лук
Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает.
Не умеет он смеяться
И не любит раздеваться.
Кто кафтан с него снимает,
Часто слёзы проливает.
Уже давно о нём не спорят –
Витаминов просто море.
Правда, он не виноват,
Что немного горьковат.
Стихи о луке
Баба Таня чистит лук,
Убежал из кухни внук.
Он хоть мал, но точно знает
Лук за глазки покусает. (Т. Казырина)
Лук в стаканчике с водой
Не зови его едой!
Я листочки не стригу,
Я жалею, берегу.
Потому что это
Мой кусочек лета. (Т. Казырина)
Вверх зелёная стрела
Прямо в луке проросла,
лук не даст лететь стреле –
бородой прирос к земле. (Альвазор)
«Лук на гряде»
Автор сказки: Ирис Реею На грядке в огороде творилось что-то невероятное. Стоящий рядом с грядой куст Чёрной Смородины внимательно наблюдал за происходящим. Ещё вчера этот участок земли был ровным и гладким, а сегодня. Земля взбугрилась, словно её изнутри кто-то переворошил.
— Что там происходит? - напряжённо думал Черносмородиновый куст. Вскоре всё выяснилось. На гряде появились ростки.
— Ты кто, друг? - спросил Черносмородиновый куст у одного из ростков.
— Я друг, я лук, — ответил росток. — Люди уверены, что я от семи недуг. А ещё они говорят, что во мне много витамина С.
— Вот здорово, — сказал куст Чёрной Смородины. И во мне тоже много этого витамина. Давай дружить!
С этого момента Лук и куст Чёрной Смородины подружились. В ненастную погоду крепкий куст прикрывал своими ветвями ростки Лука. В жаркий полдень Черносмородиновый куст давал спасительную тень. Лук тоже помогал кусту. Он отпугивал назойливых насекомых, вредителей огородо-садовых культур.
Ограничения и противопоказания к приему лука (Есть или не есть - вот в чем вопрос)
Да, даже у такого уникального и полезного продукта как зеленый лук они присутствуют. Если у человека диагностированы, например, заболевания желудочно- кишечного тракта, либо острые заболевания печени, то есть смысл значительно снизить нормы потребления зеленого лука, а в некоторых случаях необходимо вовсе отказаться от него (хотя бы на какое-то время). Дело в том, что в лук содержит трудно усвояемую клетчатку, а также вещества, которые раздражают слизистую оболочку желудочно- кишечного тракта (в отдельных случаях возможны даже аллергические реакции).
Полезные рекомендации
1. Зеленый лук употребляют чаще всего в свежем виде, добавляя в различные салаты, супы, омлеты, овощные рагу и т. д.
2. Чтобы зеленый лук лучше усваивался организмом - употребляйте его вместе с растительным маслом.
3. После того, как зеленый продукт попал к вам в дом - используйте его в самое ближайшее время, так как есть в зеленом луке слабое место: он хранится совсем недолго, со временем он увядает и теряет свои замечательные свойства.
4. Для избавления от запаха лука можно съесть дольку лимона, либо же кусочек ржаного хлеба, намазав его растительным маслом.
Где раздобыть зеленый лук?
Самый легкий и простой вариант: купить в магазине (в наше время его можно купить без проблем вне зависимости от сезона). Второй вариант: на грядке! Старый проверенный способ! Лучок будет настоящий и свеженький! А значит- полезный! Но здесь есть свои ограничения: дачно-огородный сезон довольно краток. Ну и третий незатейливый способ - посадить дома на окне. Многие хозяйки выращивают зеленый лук таким способом. Минимум усилий - максимум пользы, как говорится.
Итак - зеленый свет зеленому луку! Пусть он радует вас круглый год и станет верным помощником в сохранении здоровья, молодости, красоты и жизненных сил!
Натуральные витамины.
Современный человек плохо питается, фруктов и овощей ест немного, поэтому получает мало витаминов, он мало двигается и начинает часто болеть.
Когда за окном падает снег, и лежат пушистые сугробы, так приятно увидеть на столе свежую зелень! К тому же зимой натуральные витамины особенно нужны нашему организму. И первый помощник в борьбе с простудой или гриппом - это зеленый лук.
Вырастив зелень лука в комнатных условиях, можно получить не только бесплатные витамины, но и эстетическое удовлетворение.
Предлагаем вам оригинальный вариант выращивания лука в домашних условиях:
, Для работы нам потребуется: пятилитровая пластиковая бутылка, морозная погода, шуруповерт, ножницы, земля и собственно лук севок.
Секрет: Без льда в пластиковой бутылке проделать несколько отверстий очень проблематично. Чтобы изготовить горшок для выращивания лука в домашних условиях берем пластиковую бутылку, наливаем в нее воды, примерно три четверти объема, выставляем на мороз и ждем, пока замерзнет. Полную бутылку наливать нельзя, так как при замерзании вода расширяется и бутылку может разорвать.
Итак, достаем бутылку с мороза и размечаем на ней маркером расположение будущих отверстий. Берем сверло побольше и просверливаем необходимые отверстия, в которые позднее будем выкладывать луковички для выращивания. Ждем, пока лед растает. Отверстия расширить ножницами под размер луковичек, а также срезать верхушку бутылки, чтобы и там выращивать лук. Будущий горшок покрасить краской из баллончика.
Приступаем к посадке зеленого лука!
Насыпаем слой земли и выкладываем луковички, присыпаем новым слоем до уровня следующих отверстий и вновь выкладываем луковички. Слегка увлажняем каждый слой водой.
Когда емкость заполнится, щедро проливаем водой и ждем - когда лук вырастит. У этого горшка для выращивания лука зимой в домашних условиях есть один минус, при поливе вода просачивается через отверстия, поэтому пришлось поставить бутылку в миску.
Вот такая оригинальная технология
выращивания зеленого лука в домашних
условиях.
Это интересно: Зеленый лук дома - это свежайшие витамины С и А на расстоянии протянутой руки. В период холодов и весеннего авитаминоза ничем другим пользу от зеленого лука заменить невозможно. Кроме того, у зеленого лука есть свойство, о котором не все знают: он оживляет вялый желудок, заставляет его нормально работать (сейчас у многих деток моторика слабая, желудок плохо переваривает даже самую обычную простую пищу). При регулярном употреблении, вы укрепите организм, иммунную систему, что является гарантией предупреждения простудных заболеваний, гриппа.
В детском ежедневном рационе обязательно должен присутствовать свежий зеленый лук. Он очень нужен детскому организму для нормального роста, развития, поддержания здоровья зубов и десен.