Марина Рогожникова
Проект «Огород на окошке» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Марина Рогожникова
Проект «Огород на окошке» в старшей группе.
Участники проекта : дети,воспитатели и родители.
Оборудование и материалы: ящики с землей,семена растений,лейки и совочки.
Продолжительность проекта :краткосрочный,2017 учебный год.
Сроки реализации:март,апрель,май.
Актуальность:
Публикация «Проект „Огород на окошке“ в старшей группе» размещена в разделах
У детей недостаточен объем знаний в области естественно - научных представлений, и они затрудняются в установлении взаимосвязи в живой и неживой природе. Решением проблемы, может стать исследовательско - познавательный проект, суть которого – свобода его участников в выражении субъективного мнения, в выборе содержания деятельности и средств решения проблемы. Поэтому при разработке данного проекта использовали метод организованного и контролируемого детского экспериментирования в индивидуальной и коллективной деятельности детей. Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира. Знания добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Благодаря этому проекту ребенок гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые все более сложные цели. Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представление об овощах, о том, где и как они растут, как за ними ухаживают.
Участие детей в проекте «Огород на окошке» позволит максимально обогатить знания и представления детей об овощах, их свойствах, развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность.
Что за чудо-огород
Что здесь только не растет.
И лучок и фасоль, маленький горошек.
Все растет, все цветет никому не тесно.
Приходите в огород – очень интересно!
Цель: Развитие познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности.
Задачи:
• Расширить знания детей о культурных растениях. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, кресс-салат,цветы «Бархатцы», шпинат,базилик, салат);
• Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
• Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
• Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.
• Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)
• Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
• Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Виды совместной деятельности:
Коммуникация, познание, чтение художественной литературы. Социализация, труд, безопасность, физическое развитие, здоровье. Художественное творчество, продуктивная деятельность.
Работа построена на принципах развивающего обучения и направлена:
• на формирование у ребёнка практических умений и навыков;
• на интеллектуальное, эстетическое, речевое развитие;
• на стремление к самостоятельной работе;
• на развитие личности в целом (умение анализировать, сравнивать, обобщать собственные наблюдения и делать выводы, видеть и понимать красоту окружающего мира, логически рассуждать) .
Ожидаемый результат:
• Дети познакомятся с культурными растениями.
• С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
• С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
• Сформируется у детей бережного отношения к растительному миру.
• Сформируется у детей уважительного отношения к труду.
• Создание в группе огорода на подоконнике.
• Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике.
• Вовлечение родителей в деятельность воспитателя и детей, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Календарь наблюдений за растениями
Дата посадки растения Название культуры Первые всходы Условияпосадки
13.03.17 г. Кресс-салат 15.03.17г. почва
13.03.17 г. Базилик 21.03.17г. почва
13.03.17 г. Шпинат 20.03.17г. почва
13.03.17 г. Лук 14.03.17г. почва
13.03.17 г. Лук 16.03.17г. Стакан с водой
28.04.17 г. Цветы «Бархатцы» 02.05.17г. почва
Пути реализации проекта :
1. Подбор художественной литературы по данной теме.
2. Работа с родителями.
3. План опытно –экспериментальной деятельности по данной теме.
4. Проведение занятия на тему «Посев семьян бархатцев и кабачков на рассаду», подвижных и дидактических игр и упражнений, опытно-экспериментальная деятельность, образовательная деятельность по данной теме.
5. Конкурс «Угадай название овоща».(кроссворд)
6. Оформление альбома «Загадки про овощи с грядки».
7. Презентация проекта «Чудо-огород на окошке».
План реализации проекта.
Подготовительный этап
-Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи.
-Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, удобрения, семена).
-Разбивка огорода на подоконнике.
Исследовательский этап
-Рассматривание семян (лук,салат,базилик, кресс-салат,шпинат,цветы «Бархатцы», посадка семян. Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений», «Условия, необходимые для жизни растений», «Рост, развитие растений».
Образовательная деятельность:
«В мире растений», «Все начинается с семечка», «Посев семян», «Первые всходы», «Овощи», беседы с детьми по теме с использованием игр и упражнений для развития самостоятельной мыслительной деятельности. Проведение дидактических игр «Найди, что назову», «Найди, о чем расскажу», «Угадай, что съел», «Опиши, мы отгадаем».
Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о растениях. Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме,размеру, вкусу).
-Беседы о том, как выращивают овощи на огороде.
Заключительный этап
Подведение итогов реализации проекта :
-Оформление альбома «Загадки про овощи с грядки».
-Проведение конкурса «Угадай название овоща».
- Презентация проекта «Чудо-огород на окошке».
Цикл наблюдений.
За луком
1. Цель: уточнить представление о том, что из луковицы -репки можно вырастить зелёный лук, если ей создать благоприятные условия, т. е. посадить в воду, поставить в тёплое и светлое место. Зелёный лук полезен людям (особенно зимой и весной, т. к. в нём много витаминов. Чтобы проверить, когда лук лучше растёт, луковицы можно выращивать в разных условиях.
Воспитатель рассматривает с детьми (в зависимости от варианта опыта) 2 -4 одинаковые луковицы. Обращает внимание на сухие чешуйки, старые корни, плотность луковицы. Обсуждает с детьми условия, при которых из них будет расти зелёный лук.
За выращиванием кабачков
1. Рассматривание семян кабачков, их сравнения с семенами других овощных культур.
2. Посадка семян на рассаду.
3. Рассмотреть листья: их цвет, форму, предложить сравнить с листьями других овощных растений.
4. Обратить внимание на стебель.
5. Поливка, рыхление.
За ростом салата.
1. Дети рассматривают семена салатов. Сравнивают их между собой и с семенами других овощных культур.
2. Посадка семян салата.
3. Наблюдение за прорастанием семян.
4. Поливка, рыхление.
5. Сравнить листья разных видов салата. Чем похожи? Чем отличаются?
Роль воды в жизни растений.
1. Может ли растение жить без воды?
Берутся 2 луковицы: одну устанавливают в пустую банку, другую в банку с водой. Наблюдая за луковицами, дети приходят к выводу, что для роста растения необходима вода.
2. Есть ли вода внутри растения?
Берется любой овощ, разрезается пополам, срезом прижимается к туалетной бумаге. На бумаге остается влажное пятно. Дайте детям попробовать выделившую жидкость на вкус. Дети убеждаются, что в овощах содержится не чистая вода, а растворы разных веществ. Эти растворы называют соком. Очень вкусным и полезным бывают: морковный, томатный, тыквенный соки. Обратите внимание, что количество жидкости в разных овощах различно. Так же можно проверить, что вода есть в разных частях растениях: стебле, листьях.
3. Как вода поступает к листьям.
Посадив лук в стаканчики, дети сразу один стаканчик не поливают, другой поливают умеренно, третий заливают водой. Наблюдая за состоянием лука, дети видят, что хорошо растет и развивается лук в стаканчике с умеренным поливом, в других стаканчиках лук не развивается.
Свет в жизни растений.
1. Нужен ли растениям свет?
Для этого наблюдения дети проращивают 3 луковицы: одну на свету, две - в темноте, например в шкафу или ящике (Вместо лука можно взять фасоль, горох, подсолнечник и т. д., выращиваемые в почве или без нее.
Через несколько дней дети рассматривают растения и приходят к выводу о необходимости света: растения, выросшие в темноте - искривленные, слабые, бледные. Затем одно из растений, находившее в темноте, дети переносят на свет, а другое, для контроля оставляют в темноте. Наблюдают, как на свету листья постепенно распрямляются и зеленеют.
2. Как реагируют растения на недостаток света?
Выращенное растение дети размещают в комнате природы, подальше от источников света, таким образом, чтобы свет падал на них с одной стороны. Через несколько дней они замечают, что растения постепенно наклоняются в сторону света.
Дети разворачивают горшок на 180 градусов и продолжают наблюдение. Вскоре растение наклоняются в противоположную сторону. Данный эксперимент позволяет сделать выводы:
- растения могут двигаться и поворачиваться;
- растения могут определять направление света и тянуться к нему.
Роль тепла в жизни растений.
1. Влияние тепла на прорастание семян.
Дети берут 2 стакана, наливают в них по чайной ложке воды и кладут любые набухшие семена, которые до этого сутки находились в воде. Чтобы вода не испарилась, накрывают стаканы крышками и ставят в разные места: первый - в тепло, второй - на холод.
Семена, находящиеся в тепле проклюнуться примерно через сутки, а развития семян, находящихся на холоде, задержится. Вывод: для прорастания семян нужно тепло.
Кроме того, можно сравнивать скорость прорастания семян разных растений на холоде. Такое растение как лук прорастают при 4 -6 градусах, а кабачки нуждаются в более высокой температуре. Свет для данных опытов не нужен, поскольку в естественных условиях, растения прорастают в почве, в темноте. Этот эксперимент поможет понять значение сроков высева семян, поэтому его следует проводить в конце зимы или ранней весной перед началом посевных работ.
2. Реакция растений на заморозки.
Проводить специальный эксперимент с замерзанием растений не стоит, т. к. в соответствии с основными правилами экспериментирования нельзя предлагать детям ставить опыты, наносящие вред живым организмам и влекущие за собой их гибель. Но это явление можно пронаблюдать в естественных условиях после осенних заморозков, оставив на огороде для этого часть растений: листья и стебли почернеют, растения погибнут.
3. В какое время суток следует поливать растения.
Педагог объясняет детям, что в жару почва сильно нагревается, вода при поливе быстро испаряется и подводит к выводу: в жару поливать растения в открытом грунте лучше утром или во второй половине дня, когда жара спадет. Для того чтобы избежать потери влаги при испарении.
Дидактические игры
"Найди, что назову"
Дидактическая задача:
Найти предмет по слову-названию.
Игровое действие: Поиск «спрятавшихся» овощей и фруктов.
Правила. Искать предмет можно в вазе, соответствующей по форме либо окраске названному овощу или фрукту (например, свекла, репа, редька; апельсин, по- мидор, яблоко и др.) Во все вазы заглядывать нельзя. Овощи и фрукты разложить по краю стола, чтобы хорошо была видна их форма, величина. Овощи и фрукты брать лучше одинаковые по величине, но разной окраски (несколько яблок, груш и др., разной величины с постоянной окраской (морковь, свекла, капуста).
Ход игры.
Воспитатель предлагает одному из детей: «Найди маленькую морковку и покажи ее всем». Или: «Найди желтое яблоко, покажи его детям»; «Покатай яблоко и скажи, какое оно по форме». Ребенок находит предмет, показывает его остальным детям, пытается определить форму. Если ребенок затрудняется, педагог может назвать яркий отличительный признак этого овоща или фрукта. Например: «Покажи желтую репку (черную редьку)». И т. п.
"Найди, о чем расскажу"
Дидактическая задача:
Найти предметы по перечисленным признакам.
Игровое действие: Угадывание растения по описанию признаков.
Правило. Называть узнанные овощи или фрукты можно только по просьбе воспитателя. Овощи и фрукты раскладывают по краю стола так, чтобы хорошо были видны всем детям отличительные признаки предметов.
Ход игры.
Воспитатель подробно описывает один из лежащих на столе предметов, то есть называет форму овощей и фруктов, их окраску и вкус. Затем педагог предлагает кому-либо из ребят: «Покажи на столе, а потом назови то, о чем я рассказала». Если ребенок справился с заданием, воспитатель описывает другой предмет, а задание выполняет уже другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не угадают предмет по описанию.
"Угадай, что съел"
Дидактическая задача:
Узнать предмет при помощи одного из анализаторов.
Игровое действие:
Угадывание на вкус.
Правила. Нельзя смотреть на то, что кладут в рот. Надо жевать с закрытыми глазами, а потом сказать, что это. Подобрать овощи и фрукты, различные по вкусу. Помыть их, очистить, затем разрезать на мелкие кусочки. На столе в комнате, где сидят дети, раскладывают такие же предметы для контроля и сравнения.
Ход игры.
Приготовив фрукты и овощи (разрезав на кусочки, воспитатель вносит их в групповую комнату и угощает одного из детей, предварительно попросив его закрыть глаза. Затем говорит: «Хорошо жуй, теперь скажи, что съел. Найди такой же на столе». После того как все дети выполнят задание, педагог угощает фруктами и овощами всех детей.
Примечание:
В дальнейшем можно предлагать детям назвать словом вкусовые ощущения. Вопрос нужно задавать так, чтобы в случаях затруднения дети могли выбрать подходящее название для определения вкуса: «Как во рту стало?» (Горько, сладко, кисло.)
" Опиши, мы отгадаем"
Дидактическая задача:
- описать предметы и найти их по описанию.
Игровые действия.
- загадывание и отгадывание загадок о растениях.
Правила. Дать описание подробно и четко в принятой последовательности.
Ход игры.
Ребенок (водящий) выходит за дверь, а остальные дети составляют описание одного из овощей или фруктов. Когда водящий возвращается, один из ребят рассказывает о характерных признаках предмета, который надо узнать и назвать. .
«Посев семян бархатцев и кабачков на рассаду».
Образовательные технологии, используемые в данном конспекте:
Технология проектирования :
-беседы, свободное общение, рассматривание, рассказывание;
-социально – активные методы: наблюдения, сравнения;
Социоигровые технологии:
-тренинги на умение договариваться,
Здоровьесберегающие технологии:
-физкультминутки,
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель:
Продолжать расширять и обогащать знание детей об овощах и цветах.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить воспитанников с многообразием овощных растений,
- рассказать о практической значимости выращивания и использования кабачка,
- уточнить представления детей о роли растений в жизни людей,
- закрепить знания детей о частях растений, об условиях их роста, ознакомить детей с цветком – бархатцы.
Развивающие:
-работать над коррекцией речи, внимания,
-развивать умения наблюдать, сравнивать,
-развивать речевое общение и мыслительные процессы, развивать умение работать в едином темпе,
-обогащать словарный запас детей, расширять кругозор.
Воспитательные:
-учить детей бережно относиться к природе, цветам; воспитывать терпение и трудолюбие,
-воспитывать интерес к предмету с/х труд.
Оборудование и материалы:
картинки овощных растений и цветов, земля, контейнеры, клеёнки, передники, семена кабачков и бархатцев.
Предварительная работа:
посадка кабачка – наблюдение за ростом, уход за посевами.
Ход НОД.
Воспитатель:
Прошлой весной, ребята, мы с вами выращивали рассаду, поливали.
И вот опять наступила долгожданная ( Ответы детей: Весна).
Воспитатель:
Что бы вы хотели вырастить в этом году?
(Ответы детей).
Воспитатель:
Я принесла семена овоща и не знаю, что с ними делать и прошу у нас помощи. Поможете?
( Ответы детей: Да).
Воспитатель:
А скажите мне, где растут овощи?
( Ответы детей: В огороде).
Воспитатель:
Какие овощи вы знаете?
(Ответы детей).
Воспитатель:
А что есть у каждого овоща?
( Ответы детей: корень, стебель, листья, цветы и плоды).
Воспитатель:
Нужно отгадать загадку, чтобы узнать, семена какого овоща я вам принесла.
Воспитатель:
Огурца я пополней.
Больше - я. Он - зеленей.
Вам не буду, детки, врать я:
Мы - двоюродные братья.
Только он - малыш, сморчок,
Я же - ладный. (кабачок).
Правильно отгадали – семена кабачка. Какие они?
( Ответы детей: крупные, белые, овальные, гладкие).
Воспитатель:
Что сначала надо сделать, что потом?
( Ответы детей: Расстелить клеёнку на столе, насыпать в контейнер земли, сделать бороздки, посадить в землю семена, досыпать ещё земли, полить посадку теплой водой).
Воспитатель:
Куда лучше поставить наши контейнеры?
( Ответы детей: Выставить контейнеры на солнечное место - на подоконник).
Воспитатель:
Теперь проведём небольшую динамическую паузу, подвигаемся.
Физкультминутка «Огород» :
Мы лопатки взяли,
Грядки раскопали.
Раз-два, раз-два-
Вот как раскопали,
Грабли в руки взяли,
Грядки причесали.
Раз-два, раз-два-
Вот как причесали.
Семена рядами
В землю мы сажали.
Раз-два, раз-два-
Вот как мы сажали.
Мы водой прохладной
Грядки поливали.
Раз-два, раз-два-
Вот как поливали.
Воспитатель:
Ребята! А на клумбу я предлагаю посадить бархатцы.
Бархатцы – это наши гости с далекого североамериканского континента. Они теплолюбивы, неприхотливы и быстро растут. Вырастить рассаду бархатцев не составляет особого труда. Начиная с июня, и до самых морозов, бархатцы будут радовать нас своими красно-коричневыми, желтыми, оранжевыми, полосатыми и махровыми цветками. Сушеные цветки бархатцев постоянно применяют как специи при солении и мариновании. А полученной при их переработке желтой краской, подвергают окрашиванию сыр.
Если бархатцы посадить вблизи роз, земляники, флоксов, или просто в междурядье на овощных грядках, то они отпугнут всех вредителей.
Воспитатель:
Дети! Что есть у каждого бархатца?
( Ответы детей: корень, стебель, листья, цветы и плоды).
Воспитатель:
Давайте сравним кабачок и бархатцы: что у них общее и чем отличаются? ( Ответы детей: общее - корень, стебель, листья, цветы и плоды, они – растения. Отличия: кабачок – овощ, растёт в огороде, а бархатцы – садовый цветок и растёт на клумбе.)
Воспитатель:
Рассмотрим семена бархатцев. Какие они?
( Ответы детей: тонкие, длинные, тёмные).
Воспитатель:
Пора приступать к посеву семян бархатцев. Что мы ещё сделаем, когда работа закончена?
( Ответы детей: Уберём со стола и помоем руки.
Воспитатель:
Как говорят в народе: «Сделал дело…
( Ответы детей: Гуляй смело»)
Воспитатель:
«Делу время… –…
( Ответы детей: Потехе час»).
Дошкольнику вполне можно выделить на общем огороде грядку, на которой он будет выращивать разные овощи. Пусть на своем маленьком огороде ребенок посадит лук, чеснок, салат, укроп, петрушку, редиску, горох, морковку, картошку (и хорошо бы,огурцы или кабачки. То есть всего понемногу. Это поможет ребенку увидеть, как по-разному растут овощи: одни быстро, другие значительно дольше; одни сажают луковицей или клубнем, другие - семенами; у одних съедобны листья, зелень, у других - надо долго ждать плодов. И появляются-то плоды тоже неодинаково: одни в земле (корнеплоды, другие - над землей. Так же, как и взрослые, ребенок должен поливать свой огород, пропалывать и подкармливать растения. Ему надо объяснить, что
• всем растениям требуются специальные условия - ведь они живые
• за огородными растениями необходим особенно тщательный уход, чтобы они росли быстро и давали вкусные и сочные плоды. Вот поэтому их надо поливать, когда нет дождя, рыхлить землю на грядке, чтобы вода и воздух легко проходили в почву.
Когда наступит время прополки, взрослый должен объяснить, что на грядке вместе с посаженными растениями растут разные травы, которые не сажали. Это -сорняки, они пьют воду из земли и мешают расти овощам. Их надо удалить. Первую прополку делает взрослый, а ребенок смотрит, т. к. маленькие всходы овощей ему трудно отличить от сорняков.
Дошкольника важно научить не только работать на своем огороде, но и наблюдать за растениями. Ведь на глазах у ребенка в ряде случаев проходит их полный жизненный цикл - от семени до семени (например, горох, огурец, кабачок; до семян можно довести редиску, укроп). В наблюдениях важны два момента:
• научиться по ботве ("вершкам") различать овощи и замечать изменения в развитии растений: вот появились первые (неосновные) листочки, затем - основные, их становится все больше
• наконец наступает цветение, вслед за которым появляются долгожданные плоды
• у корнеплодов урожай собирают до цветения, поэтому на грядке стоит оставить 1- 2 растения редиски (как самое быстрорастущее из корнеплодов, чтобы ребенок мог проследить образование семян.
Наблюдения за огородными растениями можно сделать занимательными, если их сочетать с загадками, стихами. Например, рассматривая морковь или прореживая ее, почему бы ребенку не загадать загадку: красна девица сидит в темнице, а коса на улице.
Хорошо известны загадки про такие огородные растения, как лук и огурец. Их тоже можно загадывать ребенку, когда он трудится на грядке. Красивое и интересное растение - кабачок: у него крупные листья, ярко-желтые цветы и громадный плод.
Самостоятельно выращивая овощи на огороде и собирая их урожай ребенок интересуется и наблюдает, куда и как их используют: что идет в салат, а что - в суп; что можно есть в сыром виде, а что - обязательно варить; какие овощи следует заготовить впрок. Повседневные разговоры с дошкольником на эту тему сделают его представление глубже, наблюдательность тоньше, помогут осмыслить значение труда взрослых людей.
Кроссворд
1. Его зубчики едят в сыром виде, добавляют при засолке помидор и огурцов.
2. Вот пахучая загадка – парашютики над грядкой, День и ночь они висят, опуститься не хотят. Ну-ка, берегись, микроб! Поднял голову …
3. Кто выращивает богатый урожай в полях и огородах?
4. Показался желтый бок, только я не колобок. Не из мягкого я теста, покати – не тронусь с места. Приросла к земле я крепко, позови меня….Я ….
5. Сидит Игнат на грядке, весь в заплатках, Кто трогает, тот и ревет.
6. Покуда зелен – всем хорош, состарился – не ставят в грош.
Подвижная игра "Огород"
ЦЕЛЬ: Развитие координации движений, умения действовать по команде.
Ход ИГРЫ:
Ребенок изображает курочку, а взрослый - дедушку-сторожа. На полу мелом проводят черту, объясняя ребенку, что за чертой "огород". В огороде у ребят Есть морковка и салат, Все для ребят, Все для ребят! Старый дедушка ходил, Он морковку сторожил. Кыш, куры, кыш, Кыш, куры, кыш! ("Дедушка" с палкой ходит в "огороде".) Старый дедушка устал, Сел на травку, задремал. Дедушка спит, Дедушка спит. (Садится, дремлет.) Курочки бегут, бегут И цыплят к себе зовут Морковку щипать, Морковку щипать. (Дети-"курочки" выбегают на носочках.) Дедушка нас услыхал, Всех курочек прогнал. Кыш, куры, кыш, Кыш, куры, кыш! (А. Ануфриева) (Щиплют "овощи", поглядывая на "дедушку". "Дедушка" просыпается и прогоняет "курочек".) "Куры с цыплятами" убегают. Игра повторяется снова. "Дедушку" может изображать ребенок, а "курочку" — взрослый
Пальчиковые игры "Овощи"
Мы капусту рубим – рубим. (поочередно ударяем ребрами ладоней о поверхность стола,
Мы капусту трем – трем. (потираем ладошки,
Мы капусту солим – солим. («солим» небольшими щепотками левой и правой руки,
Мы капусту жмем – жмем. (сжимаем – разжимаем левую и правую руки в кулачки).
В огороде много гряд, тут и репа, и салат,
Тут и свёкла, и горох, а картофель разве плох?
Наш зелёный огород нас прокормит целый год!