Елена Меньшова
Проект «Чудо-огород на окошке растёт» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта : дети старшего возраста, родители, воспитатели.
Оборудование и материалы: ёмкости и земля для посадки, семена овощных культур, пластиковые стаканчики, лейки, совочки, грабли, лопатки, рыхлители.
Продолжительность проекта : краткосрочный, 2017 учебный год.
Вид проекта : практико-ориентированный.
Сроки реализации: март, апрель, май.
Публикация «Проект „Чудо-огород на окошке растёт“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
Актуальность: влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Многие родители даже не подозревают, что зелёное царство начнёт вызывать огромный интерес у ребёнка, если взрослые научать наблюдать за растениями, видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослого дошкольник может понять, что жизнь растений зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет сочувствовать и ухаживать.
Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне – весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого «огород на окне». А изменения в природе побуждают бережно относится к растениям, ухаживать за обитателями уголка природы.
Таким образом, решаются задачи:
• познавательно – исследовательского;
• социально – исследовательского;
• социально – личностного;
• эстетического развития ребёнка.
Цель проекта :
• Создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений.
• Развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом.
• Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.
Задачи:
• Расширить знания детей о культурных растениях.
• Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (помидор, лук, огурец);
• Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
• Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ.
• Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)
• Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
• Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Ожидаемый результат:
• Дети познакомятся с культурными растениями.
• С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
• С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
• У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
• Формирование у детей уважительного отношения к труду.
• Создание в группе огорода на подоконнике.
• Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике.
Проблема:
В условиях современного общества, когда проще приобрести всё готовое, чем выращивать самим, дети не имеют понятия, откуда берутся овощи и как за ними нужно ухаживать.
Сценарий совместной деятельности по решению задач:
Этапы Срок
Формы взаимодействия Содержание деятельности Ответственные
Подготовительный
1 неделя
марта
Деятельность педагога
- Изучение методической литературы
- Составление плана Педагог группы
2 неделя
Педагог - дети
- Беседа познавательного характера.
- Рассматривание иллюстраций.
- Чтение художественной литературы Педагог группы
2 неделя
марта
Педагог - родители
- Консультация для родителей.
-Беседа с родителями связанная с реализацией проекта.
-Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.
- Покупка семян для посадки. Педагог группы
Основной
2 неделя марта
На протяжении всего проекта
2 неделя марта
3 неделя марта
каждую неделю
каждую неделю
3неделя мая
1 неделя марта
2 неделя марта
1неделя апреля
4 неделя мая
Педагог - дети
Рассматривание и посадка семян (огурцов, помидор, лука, моркови)
- Чтение художественной литературы.
- Отгадывание загадок
- Разучивание пословиц и поговорок по теме.
- Разучивание и произношение чистоговорок.
- Разучивание подвижных игр.
- Дидактические игры.
- ООД
- Труд
«Раз, два, три, четыре, пять – огород пошли сажать».
- Опыт - наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях.
-Наблюдения: «Растут ли наши растения?»
- Оформление дневника наблюдений (Лепбук).
- Итоговая беседа (анализ проделанной работы) Педагог группы
Педагог - родители
Беседа с родителями «Огород на окне».
- Консультации для родителей «Огород на подоконнике»
Педагог группы
Педагог – родители - дети
Составление рассказа «про огород».
«Огород на окне переносится на участок группы» Педагог группы
Заключительный
4неделя мая Деятельность педагога Презентация проекта Педагог группы
август – сентябрь Педагог - дети
Сбор урожая
Педагог группы
4неделя сентября
Педагог – родители – дети
Оформление выставки «Удивительное рядом»
Педагог группы
Технологическая карта проекта :
Образовательная деятельность
Вид деятельности
Содержание деятельности
Социально – коммуникативное развитие
Игровой, познавательный, коммуникационный
-Настольно – дидактические игры: «Во саду ли, в огороде», «Чудесный мешочек», «Овощи – фрукты», «третий лишний», лото, домино.
- Сюжетно – ролевая игра «Магазин»
- Труд: «Раз, два, три, четыре, пять – огород пошли сажать», полив и прополка растений.
Познавательное развитие
Познавательный, познавательно – исследовательский, продуктивный.
Рассматривание семян, иллюстраций
- Опыт «На свету и в темноте»
- Наблюдение: проращивание семян, строение растений, рост и развитие растений, вода и росток, солнце и росток.
- Составление дневника наблюдений за ростом растений в огороде (Работа с «Лепбуком»)
Речевое развитие
Коммуникационный
Чтение художественной литературы: стихи А. Максакова «Посадила в огороде»,
Т. Казырина «А у нас в саду порядок»,
сказки К. Чуковского «Огород»,
О. Емельянова «Что растёт на огороде»,
Дж. Родари «Чиполлино»
- Загадки, поговорки об овощах и фруктах.
- Составление рассказа «Как я помогаю на огороде»
- Проговаривание чистоговорок : «В огороде репка», «Овощи», «Огурцы», «Горох и петухи».
Художественное – эстетическое развитие
Творческий
Раскрашивание картинок
- Рисование «Загадки с грядки»
- Лепка «Вылепи, какие хочешь овощи для игры в магазин».
- Аппликация: «Овощи на тарелке»
- Драматизация сказки «Репка»
- Разучивание песен: «Колхозный огород», «Есть у нас Огород».
- Игры – хороводы: «Весёлый огород», «Капуста», «Огородник и воробей», «Огородник»
Физическое развитие
Двигательный
- П/ игры: «Овощи в корзину», «Кто быстрее», «Вершки и корешки», «Овощи и фрукты».
- Физ. минутки: «Огород», «Горох», «Мы овощи в саду сажаем»
По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:
У детей появился интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
2. Дети стали понимать простейшие взаимосвязи в природе (если растение не поливать оно может засохнуть и т. п.) В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
3. У детей расширились знания о растениях, они стали называть овощи по названию, какой они формы, цвета.
4. Дети были привлечены к самостоятельной деятельности по выращиванию растений, они очень активно участвовали в посадке семян, поливке, рыхлению и удобрению растений овощных культур. У них сформировалось положительное отношение к своему труду и к труду взрослого.
5. По ходу проекта у детей обогатился словарный запас за счет загадок, пословиц, поговорок, сказок, стихов, экологических игр об овощных культурах.
6. Наши дети получили положительные эмоции, радость, восторг от новых знаний.
7. Пополнилось оснащение предметно - развивающей среды новыми необходимыми пособиями и материалами, учебно-методической базы по данной проблеме.
8. За сравнительно короткое время реализации проекта у детей сформировалось бережное отношение к растениям.
Литература:
Дыбина О. В., Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» Второе издание, исправленное. Творческий Центр «Сфера», Москва 2013.
Иванова А. И. «Экологическое воспитание и эксперименты в детском саду. Мир растений», Москва 2005г.
Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», Москва 2006г
Лисина Т. В., Морозова Г. В. «Подвижные тематические игры для дошкольников», Издательство «ТЦ Сфера» 2014г.
Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста», Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.