Татьяна Мартынова
Проект «Нравственно-патриотическое воспитание в культуре, традициях, праздниках россиян»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.
Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
Публикация «Проект „Нравственно-патриотическое воспитание в культуре, традициях, праздниках россиян“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Родина, Россия. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку, семье, педагогам в образовательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Одной из таких задач является патриотическое воспитание подрастающего поколения.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию : создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.
Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Проблема проекта–как помочь дошкольникам развить нравственно-патриотическую активность ; любовь к Родине; интерес к традициям своего народа, праздникам; развитие познавательного интереса к истории своей земли.
Цель проекта –формирование духовности, любви к традициям и культуре, формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Задачи проекта :
1) Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине;
2) Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
3) Развитие интереса к русским традициям и промыслам;
4) Формирование элементарных знаний о правах человека;
5) Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
6) Разработать содержание,методы, приемы, формы организации познавательной деятельной деятельности, способствующей нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста;
7) Создать предметно-развивающую среду;
8) Формировать нравственно-патриотические качества через традиции, искусство, культуру.
Средства патриотического воспитания :
Целевые прогулки, экскурсии
• Театрализованная деятельность
• Подготовка и проведение патриотических, народных праздников
• Образовательная деятельность
• Тематические занятия на патриотическую тему
• Выставки
• Создание проектов
• Оформление развивающей среды
Тип проекта :
- по доминирующей в проекте деятельности : познавательной, художественно-эстетической, игровой;
- по времени проведения: краткосрочный.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели групп, родители воспитанников, музыкальный руководитель.
Основные формы реализации проекта :
-занятия;
-праздничные мероприятия;
-чтение рассказов, стихов о Родине;
-игровая деятельность;
-экскурсии;
-работа с родителями;
-изобразительная деятельность детей.
Значимость данного проекта заключается в применении интегрированного подхода в образовательных отношениях по формированию патриотических чувств детей дошкольного возраста, которые предусматривают поэтапную организацию приобщения детей к семейным и народным традициям, истории и культуре России, уважение и любовь к своему народу, а также активное участие родителей в разработке и презентации семейных проектов.
Обеспечение:
-методическое:
1. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в старшей группе д/сада, Т. Ц. «Учитель» 2004
2. Матова В. И. «Краеведение в детском саду» - Детство- Пресс,2013
3. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
-Детство Пресс 2015
4. Синова И. В. «Герб, гимн, флаг России» -изд. дом «Литера» 2010
5. Шорыгина Т. А. «Познавательные сказки» -ТЦ «Сфера» 2014
6. Хрестоматия для старшей группы -«Самовар» 2015
-материально-техническое:
1. Гимн, флаг, герб России;
2. Герб, флаг Мордовии;
3. Альбом «Роспись России»;
4. Карточки «Животные России»;
5. Карточки «Растения России»;
6. Куклы в национальных костюмах;
7. Плакаты.
Ожидаемые результаты
Для успешной реализации поставленных задач данного проекта мной взята модель взаимодействия педагог - дети - родители, впоследствии которого у детей сформируются и разовьются такие качества:
• развитие музыкально-эстетического вкуса;
• проявление любви к Родине, народной культуре, традициям;
• проявление заботы, доброты, взаимопомощи по отношению к ближним; формирование таких личностных качеств, как умение договариваться и работать в команде; способность принимать точку зрения товарища;
В процессе осуществления проекта родители - непосредственные участники и источники информации приобретут такие качества:
• повышение интереса и внимания к музыкальной деятельности ребенка;
• сближение с детьми и педагогами, интерес к событиям, происходящим в детском саду;
• изменение приоритетов родителей в вопросе нравственно-патриотического воспитания детей.
У педагогов подразумеваются развитие таких качеств:
• совершенствование системы взаимодействия между детьми, родителями и педагогами;
• определение влияния традиционных и народных праздников, которые послужат средством воспитания эмоциональной отзывчивости;
• желание после проведённого проекта продолжить работу в этом направление,
заинтересованность других воспитателей проектным методом.
Ход проекта :
1 этап: подготовительный (разработка проекта).
Срок: декабрь
-определение проблемы, постановка цели и задачи;
-определение методов работы;
-подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала ;
-подбор материала для дальнейшей деятельности;
-составление перспективного плана мероприятий.
Совместная с детьми деятельность:
-введение детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию и близкую по имеющемуся у них опыту;
-формирование устойчивого интереса к тематике проекта;
-проведение праздников.
2 этап: исследовательский (выполнение проекта).
Срок : январь-май.
-Закрепление знаний, умений, навыков при решении проблем;
-Воспитание интереса к традициям, культуре своего народа.
Раздел программы Формы и методы работы
Художественно-эстетическое развитие Рисование: «Дымковская игрушка»,
«Искусство гжельских мастеров»,
«Городецкие узоры», «Украшение посуды мордовским узором», «Хохломские чудеса», «Жостовский орнамент», «День защитника Отечества»,
«Флаг Республики Мордовия», «кукла в Мордовском костюме», «День Победы»
Лепка: «Блюдо с мордовским узором»,
«Русская Матрешка»
Аппликация: «Закладка с мордовским орнаментом», «Русская изба», «Во поле березка стояла»
Познавательное развитие Природный мир :«Животные России», «Растения России»
Развитие речи, познавательное развитие Чтение худож. литературы: «Малые фольклорные формы: пословицы, поговорки, загадки»; Б. Житков «Что я видел?»; С Есенин «Белая береза»
Социально-коммуникативное развитие «Я и моя семья», «Я люблю тебя, Россия!», «День Победы»
Физическое развитие, игровая деятельность Эстафета «Самый быстрый, ловкий, сильный» к празднику 23 февраля;
Подвижные игры : «Мороз –Красный нос», рус. нар. игра «Салки», «Лапта»
Д/ игры: «Каких животных мы знаем?»
«Растения моей Родины»
-Воспитание интереса к традициям, праздникам культуре своего народа.
Календарь планируемых мероприятий:
Декабрь «Моя малая Родина» -совместное мероприятие со 2 группой, «Новогодний утренник»
Январь «Святки : колядки, песни, гадания»
Февраль «День защитника Отечества» -эстафета
Март «Широкая Масленица» -совместное мероприятие со 2 группой; «Международный женский день»
Апрель «День Космонавтики»
Май «Пасха», «День Победы»
3 этап : заключительный (обобщающий).
Срок : май
-анализ достижения поставленной цели и полученных результатов ;
-обобщение результатов работы, формулировка выводов ;
-составление рекомендаций для практических работников.