Мартынович Раиса Валентиновна
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста (из опыта работы).
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности. И нет необходимости это доказывать. Но как воспитывать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству». Академик Д. С. Лихачев.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Свою работу по патриотическому воспитанию детей я начала с темы «Семья». Почему? Потому что любовь ребенка к родной земле начинается с отношения к самым близким людям - матери, отцу, бабушкам, дедушкам, с любви к своему дому.
В беседах ребята увлеченно и с любовью рассказывают о своих родных и близких им людях, о семейных историях и традициях. Дети учат поговорки, стихи о семье, принимают участие в выставке фотоколлажей и рисунков о семье.
Патриотизм – чувство нравственное. Оно формируется постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем, вырастет из любви к близким, родному краю. Патриотическое чувство, чувство Родины…
Ребёнок открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «Родина». Развитие любви и привязанности к родному дому – первая ступень гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Наши родители принимают активное участие в жизни группы.
Патриотическое воспитание в нашей группе осуществляется в тесном взаимодействии с родителями:
- анкетирование;
консультации для родителей;
- беседы за круглым столом;
- участие родителей в экскурсиях, в конкурсах поделок;
- на возложении цветов и т. д.
Детский сад - вторая семья ребенка. Каждый день малыша здесь должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.
В детском саду ребенок окружен вниманием, любовью и заботой работников дошкольного учреждения. Организуя наблюдения за трудом няни, повара и других работников, раскрываю детям смысл их работы. Стараюсь воспитывать у детей уважение к труду тех, кто их кормит, лечит, заботится о чистоте помещений.
Следующий этап - ознакомление детей с историей нашего города. Мы живем в Козловке, городе со своей историей, неповторимым внешним обликом. И моя задача – с самых ранних лет заложить в детях не только интерес к истории нашего города, но и воспитать чувство уважения к нему.
В экскурсиях, непосредственно-образовательной деятельности, беседах даю детям краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, знаменитых земляках.
Знания, полученные во время экскурсий и бесед, закрепляем в творческой деятельности (конструировании, аппликации, рисовании, лепке). Постепенно от беседы к чтению книг, от прогулки к экскурсии у детей складывается прекрасный образ родного города.
На занятиях и в совместной деятельности знакомимся с элементами государственной символики Чувашской Республики, знаменитыми людьми. Были проведены беседы «Наша родина – Чувашия», «Одежда и быт чувашей» и другие. С детьми играем в чувашские народные игры.
Воспитывая у детей любовь к своему городу, подвожу их к пониманию, что Козловка – частица Родины.
Родина, Отечество. В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Объединяет эти чувства единая основа - привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.
На мой взгляд, суть нравственно - патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.