Елена СМирнова
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Музыкальное путешествие по сказкам» (старший возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта: дети старшей группы.
Тип проекта: типовой, тематический.
Цель :
Способствовать формированию музыкальной культуры;
Подарить ребёнку радость, открыть ему дверь в мир музыки - мир удивительный, яркий и сказочный. Познакомить детей с многообразием мира музыкальных инструментов.
Задачи :
Образовательные
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности „Музыкальное путешествие по сказкам“ (старший возраст)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2016
Учить детей на слух определять звучание музыкального инструмента в оркестре.
Обогащение детей музыкальными впечатлениями в слушании музыки, умению выражать свои эмоции и настроения, по средствам голоса, мимики и движений под музыку.
Совершенствовать двигательную активность детей, способность к творческому воображению, импровизации; музыкально – ритмические движения.
Слушать и слышать в момент исполнения музыкального произведения себя и других;
Развивающие:
Развитие музыкального вкуса детей, эмоциональной отзывчивости на музыку.
Развитие творческих способностей, фантазии, воображения, пластичности в различных видах музыкальной деятельности.
Развивать чувство ритма, ориентировку в пространстве.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к музыке, к сказкам и желание участвовать в музыкальном процессе;
Формировать доброе отношение друг к другу.
Предварительная работа:
Разучивание песен : «Пестрый колпачок» муз. Г. Струве,
«Веснянка» муз. О. Девочкиной,
«Песенка друзей» муз. В. Герчик,
Знакомство с музыкальным произведением, портретом композитора
«Шествия гномов» муз. Эдварда Грига.
Разучивание музыкально-дидактических игр :
«Три поросенка»,
«Приходите в гости к Мухе цокотухе»,
«Сказочные герои».
подвижной игры «Колобок».
Разучить : «Польку» муз. А. Филиппенко.
Знакомство и игра на детских музыкальных инструментах
Знакомство с танцевальными движениями
Изготовление атрибутов и декораций, необходимых для проекта.
Словарная работа:
Уметь охарактеризовать прослушанные произведения: «Шествия гномов» муз. Эдварда Грига. -торжественный марш, фантастический. «Музыкальная табакерка» .муз. А. Лядова-волшебная сказочная. Сказочные персонажи.
Индивидуальная работа:
Закрепить танцевальные движения: Миша С., Вика Ш., Дима Б., Саша Ф., Таня Б.
Закрепить приемы игры на муз. инструментах с подгруппой детей.
Декорации и оборудование:
Три маски поросят в шапочках красного, зеленого, желтого цвета
Маски: колобка, зайца, волка, медведя, лисы; шапочки бабочек, жуков, комариков по количеству детей;
картинки «Забавные гномы», «Весенний лес» ,«В мире сказок;
картинки «Сказочные герои».
музыкальные инструменты : металлофон, бубен, трещотка, колокольчик, баян, деревянные палочки;
ноутбук, презентация «Викторина «В стране сказочных героев»;
музыкальный центр, Аудиозаписи с музыкальными произведениями
музыкальная шкатулка.
Мольберт
Ход НОД :
1. Вступительная часть.
Под фонограмму песни В. Шаинского «Улыбка» дети входят в зал, образуя круг.
М. р. Придумано кем-то, просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!».
Давайте и мы с вами поздороваемся.
Музыкальный руководитель : Здравствуйте, мои маленькие друзья! Я рада приветствовать вас в нашем музыкальном зале.
Дети отвечают на приветствие.
Музыкальный руководитель. Это замечательно, что вы очень воспитанные и вежливые ребята. Но, так как этот зал – музыкальный, я хочу услышать музыкальное приветствие. Как мы еще можем поприветствовать друг друга, кроме как, сказав слово «Здравствуй!».
Ответы детей. Поклоном, рукопожатием, взмахом руки, объятиями.
Музыкальный руководитель. Все верно. Я предлагаю вам немного поиграть.
Игра «Поздоровайся со мной» (см. приложение№3).
Музыкальный руководитель. Молодцы, ребята. Вы очень музыкальны.
2. Основная часть.
Музыкальный руководитель. Ребята, а вы верите в чудеса? (ответ детей). Сегодня у нас будет необычное занятие.
В мире много сказок
Самых, самых разных,
Длинных и коротких,
Грустных и смешных.
Можно прочитать их,
Можно рассказать их.
Но а я решила побываем в них.
У меня в руках музыкальная шкатулка.
Шкатулка музыкальная, мелодия хрустальная!
Вот открою я шкатулку – чудо вдруг произойдет!
Вместе с музыкой хорошей,к нам приходит волшебство.
Мы присядем, отдохнем в страну сказок попадем.
(Дети присаживаются, закрывают глаза под музыку А. Лядова «Музыкальная табакерка» переносятся в страну сказок.)
Релаксация,развитие воображения, фантазии под музыку
А. Лядова «Музыкальная табакерка».
Музыкальный руководитель. Мы попали с вами в лес
Много ждет здесь нас чудес. (Звучит «Запись леса»). Ребята, посмотрите кто нас встречает. Это гном. Зовут его гном- Погуляйка! Поздоровайтесь с ним. (Показ слайдов из викторины «В стране сказочных героев» и аудиозапись.) Звучит фрагмент из «Шествия гномов» муз. Эдварда Грига.
Дети здороваются.
Музыкальный руководитель. Дети, слышите, звучит музыка, послушайте внимательно и скажите, как называется это произведение. Какой характер? .
Слушание + определение характера музыкального произведения.
Дети вспоминают название пьесы, композитора. Педагог картинку с изображением идущих гномов,портрет композитора.)
Дети: Это фрагмент из «Шествия гномов» муз. Эдварда Грига. Характер торжественный, музыка похожа на марш.
Музыкальный руководитель : Правильно ребята. Да, музыка похожа на марш. Но этот марш необычный, он сказочный, в нем гномы идут пританцовывая. Значит это не только марш, а еще и фантастический танец.
Давайте с вами представим, что мы гномы и пойдем, пританцовывая вот по этой дорожке.
Творческое задание под музыку Эдварда Грига «Шествие гномов»
+ музыкально - ритмические движения.
Музыкальный руководитель : Вот мы и очутились на лесной полянке. (Голоса птиц)
В гости к нам пришла Весна!
Вместе с нею птичий хор.
С нею солнце и тепло,
Все согрелось, ожило!
Весело смеется, голосами льется,
Света, радости полна, ах, красавица Весна!
Музыкальный руководитель :Слышите голоса птиц, как они весело поют. Ребята,а мы с вами знаем распевку про кукушку, давайте вспомним.
Распевка «Кукушка» муз. Н. Соловьевой.
Музыкальный руководитель : Молодцы. А теперь давайте споем песенку про весну.
Исполняется песня «Веснянка», музыка и слова О. Девочкиной. (Журнал «Музыкальный руководитель.» №2, 2008, с. 73)
Музыкальный руководитель : Ребята, посмотрите что нам приготовил гном. Погуляйка очень любит путешествовать по сказкам, вот и вас он приглашает с собой. Готовы отправиться в путешествие? (Идет показ слайдов на компьютере из викторины «В стране сказочных героев». Дети сами проверяют ответы на компьютере, управляя мышкой.)
Отгадайте загадку:
На краю у леса дом.
Кто живет в нем? Добрый…
Дети: Гном.
Музыкальный руководитель : Ребята, скажите,а какое настроение бывает у гномов?
Дети: Грустное, веселое, сертитое.
Музыкальный руководитель : Правильно. Давайте и мы с вами поиграем., попробуем показать настроение гномов. Я буду показывать картинку гнома, а вы при помощи мимики изобразите его настроение.
Игра: “Забавные гномы”(см. приложение №4).
Музыкальный руководитель : Молодцы, ребята. Вот какие разные настроения бывают у гномов. А какую мы знаем песенку про гномов?
Дети: Песенку «Пёстрый колпачок».
Музыкальный руководитель : Правильно. Давайте исполним песню «Пестрый колпачок», расправим спинки и споем веселую песенку.
Песня «Пестрый колпачок» музыка Г. Струве сл. Н. Соловьевой (Программа "Ладушки" авторы И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева. Подготовительная группа. с. 236)
Музыкальный руководитель : Ребята, давайте отгадаем следующую загадку. (Показ слайдов на компьютере из викторины «В стране сказочных героев».)
Кто работать не хотел,
А плясал и песни пел?
К братцу третьему потом
Прибежали в новый дом.
От волка хитрого спаслись
Но долго хвостики тряслись.
Сказка известна любому ребенку
И называется.
Дети: Три поросенка.
Музыкальный руководитель : Жили-были три поросенка: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Ниф-Ниф жил в домике с красной крышей и носил красную шапочку. Нуф-Нуф жил в домике с желтой крышей и носил желтую шапочку. Наф-Наф жил в домике с зеленой крышей и носил зеленую шапочку. Не только разные цвета любили поросята, но и разную музыку. Ниф-Ниф любил петь песню, которая называется «Песенка друзей», Нуф-Нуф любил плясать, а Наф-Наф — маршировать. Дети собрались под окошками домиков, а поросята соревнование затеяли. Весело им было! Давайте и мы так поиграем! Выбираю троих детей на роли поросят, остальным детям предлагает выбрать себе домик и встать в круг возле него.
Музыкально-дидактическая игра «Три поросенка» А. Зиминой на различение жанров музыки. (Музыкально-дидактические игры А. Зиминой стр. 18-19.) (см. приложение №5)
Музыкальный руководитель Ребята, а давайте все вместе присядем отдохнем, немного поиграем пальчиками. (Дети садятся на ковет).
Пальчиковая игра «Теремок».
Стоит терем – теремок. Сложить из ладоней крышу.
Между двух лесных дорог. Вытянуть руки вперед.
В этом тереме тетери, Помахать ладонями скрестно.
Захотели печь пирог.
Если любишь пироги, Лепить пироги.
Приходи, приходи. Звать гостей.
Музыкальный руководитель : Отдохнули, давайте посмотрим, что еще нам гномик приготовил. Вот еще одна загадка:
Их приглашают с другом Геной
На день рожденья непременно.
И любит каждую букашку
Забавный добрый …
Дети: Чебурашка.
Музыкальный руководитель : Правильно. У Чебурашки очень много сказочных друзей. Какие вы сказочных героев знаете? (Ответы детей.) Посмотрите, что нам гном приготовил. (Показ картинок сказочных героев.) Мы с вами сейчас поиграем в игру «Сказочные герои». Я буду показывать вам картинку, а вы должны будете назвать персонаж, прислушаться к музыке и под музыку показать повадки, ходьбу этого сказочного персонажа, двигаться в ритме звучащей музыки.
Музыкально–ритмическая игра «Сказочные герои»(по метроритмике, «Музыкальное воспитание в д/с М. А. Давыдова. стр. 77) (см. приложение№6).+
Музыкальный руководитель : Молодцы. Отгадайте, дети, следующую загадку:
В этой сказке именины,
Много было там гостей.
И на этих именинах
Появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку,
Чуть ее не погубил.
Но коварному злодею
Кто-то голову срубил.
Дети: Сказка «Муха-цокотуха».
Я надеваю шапочку Мухи-Цокотухи, дети надевают шапочки бабочек, блошек, жуков и комаров.
Муха: Приходите ко мне, гости, я вас чаем угощу! Приходите по очереди, тогда, когда услышите звучание своего инструмента: бабочки — звуки металлофона, жуки — звуки баяна, блошки — звуки трещотки, а комары — звуки маракаса.
Проводится музыкально-дидактическая игра «Приходите, гости к мухе цокотухе» на развитие тембрового слуха, внимания.
Муха:
Будет, будет мошкара
Веселиться до утра:
Нынче Муха-Цокотуха —
Именинница!
Дети исполняют «Польку» на музыку А. Филиппенко. (Журнал «Музыкальный руководитель.» № 4, 2008, с. 24.) Одни пары танцуют, другие аккомпанируют на бубнах, погремушках,колокольчиках, металлофоне.
Музыкальный руководитель : Понравилось вам ребята в гостях у мухи - цокотухи? Давайте отгадаем последнюю загадку гномика:
Укатился он из дома
По дороге незнакомой.
Ты узнал его дружок?
Это самый непослушный,
Говорливый, простодушный
И румяный…
Дети: Колобок.
Проводится игра «Колобок» русская народная мелодия, обработка Е. Тиличеевой («Музыка и движение». Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет. Авторы-составители: С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина. с. 160)
Музыкальный руководитель : Вот и закончилось наше путешествие с гномиком Погуляйка, Давайте с ним попрощаемся. Нам пора отправляться в музыкальный зал.
У меня в руках музыкальная шкатулка.
Шкатулка музыкальная, мелодия хрустальная!
Вот открою я шкатулку – чудо вдруг произойдет!
Вместе с музыкой хорошей,к нам приходит волшебство.
Мы присядем, отдохнем в музыкальный зал все попадем.
Релаксация,развитие воображения, фантазии под музыку
А. Лядова «Музыкальная табакерка».
3. Итог занятия:
Музыкальный руководитель : Понравилось вам наше путешествие по сказкам? С какими сказочными героями мы встретились? Что вам больше всего запомнилось?.
(Обращаюсь по именам к детям (Ответы детей.) Мне, ребятки, с вами было очень интересно путешествовать по сказкам. "Дорогие дети! Вы справились со всеми заданиями, не смотря на их сложность. Вы научились петь, танцевать, знаете много музыкальных инструментов, умеете слушать и узнавать музыкальные произведения. Все это очень порадовало меня, и я с радостью вам присваиваю звание "Юный музыкант". Вам вручается соответствующий отличительный знак. (см. приложение №7)
Музыкальный руководитель :
Я желаю вам никогда с музыкой не расставаться, она - ваш самый лучший друг и по-путчик в жизни! Приходите ко мне в следующий раз, вас будет ждать новое путешествие по сказкам.
Под песню «Сказка – это наша жизнь» музыка С. Соснина, сл. Е. Косцовой-Чучаловой дети выходят из зала.
К конспекту прилагается план непосредственно – образовательной деятельности.
(См. приложение №8)