Елена Масолова
Проект «Неизведанное рядом»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Название работы: ПРОЕКТ «Неизведанное рядом»
Тема проекта : " Развитие поисково-познавательных способностей детей 5-6 лет, по средствам манипуляций с окружающими предметами.
2. Актуальность темы:
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности.
Публикация «Проект „Неизведанное рядом“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.
Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно- исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Воспитателями делается все больший акцент на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследо-вательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
3. Образовательная область, время работы над поставленной темой, возрастная категория
ОО «Познание»
интеграция ОО – «Здоровье», «Безопасность», «Коммуникация», «Социализация»
Тип проекта :
групповой,
долгосрочный (на 1 учебный год,
образовательный,
исследовательско–игровой
Участники проекта :
воспитатель Масолова Е. В.
дети и родители старшей группы № 2 «Солнышко»
4. Цель и задачи работы по проекту
Цель проекта : развитие поисково-познавательной деятельности детей
старшего возраста.
Задачи проекта :
формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т. е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей
расширить перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия
с помощью педагогической технологии ММЧ (методика маленьких человечков) помочь детям развить инициативу, сообразительность, пытливость, критичность и самостоятельность
оформить фото альбом: «Опыты и эксперименты в детском саду»
пополнить предметно-развивающую среду группы
Педагогические технологии, используемые педагогом в работе по проекту :
1. Технология ММЧ (методика маленьких человечков) (Г. С. Альтшуллер)
2. Технологии личностного подхода
Исследовательская (проблемно-поисковая). Реализация модели «обучение через открытие»
Коммуникативная (дискуссионная). Активизация дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставление их, поиск за счет обсуждения истинной точки зрения.
Деятельностная. Активизация способности ребенка проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом
3. Технологии повышения познавательной активности (С. А. Козлова)
элементарный анализ (причинные связи);
сравнение;
метод вопросов;
метод повторения;
экспериментирование и опыты
5. Основные формы реализации поставленных задач
Месяц Тема эксперимента и задача, которую ставит перед собой воспитатель Оборудование Литература стр.
сентябрь 1.«Может ли растение дышать, почему?»
Задача: выявить потребность растения в воздухи дыхании; понять, как происходит процесс дыхания у растений. Комнатное растение, трубочка для коктейля, вазелин лупа.
Стр. 55
2.«Почему почву растений нужно рыхлить?»
Задача: выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями.
Ёмкость с водой, почва уплотнённая и рыхлая, две прозрачные ёмкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное масло, два одинаковые растения в горшочках. Стр. 56
октябрь 1 «Почему вода бывает пресной и соленой?»
Задача: подвести детей к пониманию, что вода бывает пресной и соленой; свойства пресной воды и соленой. Немного земли, 2 стакана с водой, 2 чайные ложки соли. См. картотеку
2.«Почему холодная вода тяжелее, чем теплая?»
Задача: подвести детей к пониманию, что вода теплая, легче чем ледяная. прозрачная миска или банка литровая, вода теплая, тушь, ледяная.
См. картотеку
ноябрь 1 «Вулкан»
Задача: систематизировать знания детей о вулкане; показать химическую реакцию соды и лимонной кислоты; развитие познавательной активности детей. сода 1 чайная ложка, три столовых ложки лимонной кислоты, красный пищевой краситель, стеклянная пробирка, конус из картона в которую будем вставлять пробирку, вода. См. картотеку
2. «Почему яйцо тонет и всплывает?»
Задача: продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; поощрять выдвижение гипотез; развивать дружеские взаимоотношения во время работы. 2 яйца, сваренное, вкрутую (7 мин. В кипящей воде, 4 ч. л. соли, 2 стакана воды.
См. картотеку
декабрь 1.«Почему бывают разные виды тканей?»
Задача способствовать уточнению и закреплению представлений детей о видах и свойствах тканей: болоньи, капрона, ситца. ткани: болоньи, капрон, ситец, таз с водой.
См. конспект
2.«Свойства воды, льда, снега».
Задача: сравнить свойства воды, льда, снега; выявить особенности их взаимодействия. Ёмкость с водой, льдом, и снегом. Стр. 83
январь 1.«Почему замерзает вода?»
Задача: реализовать свои представления о свойствах воды, полученные в ходе поисковой деятельности. Таз с водой, бумага.
Стр. 118
1.«Почему бумага мокнет?»
Задача: формировать представления у детей о свойстве бумаги размокать в воде. Воздушный шарик.
См. конспект
февраль 1.«Почему не все предметы притягиваются магнитом?»
Задача: наитии предметы, взаимодействующие с магнитом; определить материалы, нге притягивающие к магниту. Ёмкость с мелкими предметами (из ткани, пластмасса, резины, меди, серебра, алюминия, магнит.
Стр. 95
2. «Почему дерево не тонет?»
Задача: актуализировать знания детей о свойстве дерева (не тонет в воде).
Таз с водой, деревянные кубики. См. конспект
март 1.«Почему бывает волшебная бумага?»
Задача: способствовать освоению детьми представлений о свойствах копировальной бумаги – точное копирование рисунка. Листы белой бумаги и копировальной бумаги для каждого ребенка, карандаши.
См. конспект
2.«Почему образуется облако и как?»
Задача: смоделировать процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. Ёмкость с кипятком, картон, лед. См. картотеку
апрель 1.«Почему магнит имеет силу?»
Задача: помогать накоплению конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать предметы.
Магниты, скрепки, гвозди, шурупы, бумага, игрушки резиновые.
См. конспект
2.«Как очистить воду?»
Задача: создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды.
Грязная вода в тазике, емкости для воды, ткань, бумажные салфетки, марля, вата. См. конспект
май
1.«Почему дует ветер?»
Задача: выявить, как образуется ветер; что ветер – это поток воздуха.
Две свечи, «змейка»(круг, прорезанный по спирали и и повешенный на нить.)
Стр. 85
2.«Почему отражается свет?»
Задача: понять, что отражение возникает на гладких поверхностях; научить пускать солнечных зайчиков.
Зеркала. Стр. 94
См. конспект
«Неизведанное рядом» О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина Москва 2001г.
См. картотеку
6. Научно-методическое и материально-техническое обеспечение
Материал уголка экспериментирования: (стеклянные колбы, микроскопы, поролон, деревянные брусочки, воздушные шары, мыльные пузыри, ёмкости для воды, формы для песка, весы, земля, песок, сито)
ТСО: видеомагнитофон, телевизор
Плоскостные персонажи маленьких человечков (песок, вода, воздух)
Список литературы:
«Неизведанное рядом» О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина Москва 2001г.
«Юный эколог» С. Н. Николаева 4 -5 лет Москва 2010г.
«Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» А. И. Иванова Москва 2008г.
«Организация экспериментальной деятельности дошкольников» под. редакцией
Л. Н. Прохоровой Москва 2004г.