Людмила Борзенкова
Конспект НОД «Неизведанное рядом» в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить с понятиями «устье», «исток», «русло»
Задачи:
Знакомить детей с наличием водоемов, находящихся в Павловском районе.
Развивать представления детей о водоеме,умение устанавливать причинно-следственные связи (что растет в водоеме, кто живет, почему); познавательный интерес к природе, умение слышать вопросы и задания воспитателя, выслушивать ответы сверстников.
Воспитывать бережное отношение к воде.
Оборудование:
макет водоема, картинки с обитателями водоемов, пластилин, доски для лепки на каждого ребенка.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект НОД „Неизведанное рядом“ в рамках образовательной области „Социально-коммуникативное развитие“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Рассматривание иллюстраций о водоеме.
Беседы с детьми.
Чтение природоведческой и энциклопедической литературы.
Игровая мотивация.
Воспитатель: Ребята мы с вами много узнали о животных, птицах, растениях нашего Придонья, а сегодня я расскажу вам о водоемах и реках в Павловском районе.
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Бесцветная, прозрачная, мокрой бывает?
Дети: капелька
.
Воспитатель: А если много капелек собирается в одном месте, что получается?
Дети: водоемы.
Воспитатель: С помощью волшебной палочки я превращаю вас в капельки. Под звук колокольчика капельки разбежались,как только колокольчик стихнет капельки соберитесь в водоем.
П/ и «Волшебные капельки»
Ситуация общения
Воспитатель: Какая в Павловске самая большая река?
Дети: Дон
Воспитатель: Да, самая большая река это Дон. Воды его берут начало в Тульской области и текут по Воронежской земле аж 530 километров. И впадает в Азовское море. Ширина Дона в летнее время достигает 70- 80 метров, глубина на плесах 3-3,5 метра. В высокое половодье река разливается на несколько километров. В Дону малая скорость течения за что Дон получил название «тихий», а еще в народе его прозвали Батюшка –Дон.
Воспитатель: Что такое исток реки? (возможно ответы детей)
Истоком реки называется какой-либо водоём или место, из которого она вытекает. Это могут быть родники.
Еще есть устье реки. А это что такое?
Все реки впадают в какое-либо водохранилище (например, море, озеро или другая река) и место где река в него впадает, называется её устьем. Расстояние от истока реки до устья называется длиной реки. Обычно в устье русло реки расширяется или делится на несколько «рукавов».
В реки впадают другие реки, ручьи, стекают талые и ливневые воды и весной количество воды во всех реках резко возрастает – наступает половодье и река «выходит из берегов». Территория, которую она заливает в это время, называется поймой реки. А территория, которую занимают все впадающие в реку ручьи и более мелкие реки называется её бассейном.
Воспитатель: (Показывает макет Дона.) Вот течет река Дон, в нее впадает реки Битюг и Казинка. А какая еще река впадает в Дон?
Дети: Осереда.
Воспитатель: А вот в Осереду впадает более маленькая речка - Гаврило. Давайте ее нарисуем. Дон тихий, давайте покажем волны, какие они бывают.
П/ и «Волны волнуются раз.»
Воспитатель: как вы думаете, кто живет в наших водоемах?
Дети: рыбы.
Воспитатель: правильно. Какие?
Дети: В реке водиться лещ, сом, судак, карась и даже стерлядь,
Воспитатель: А еще можно встретить черепашку. Давайте поиграем.
Дидактическая игра «Кто живет в реке»
Дети делятся на две команды, у каждой команды макет реки, нужно определить, кто живет в реке.
Воспитатель: Ребята, но в реках живут не только рыбы, но и такие животные как бобр и выхухоль. (показ фото)
Воспитатель: Макет реки у нас есть, рыбы тоже есть давайте поселим бобров туда. И мы их сейчас вылепим из пластилина.
Комментированная работа педагога с детьми.
Лепка животного.
Воспитатель: А теперь придумайте сказку про бобра, который жил в реке Казинка.
Самостоятельное придумывание и обыгрывание придуманной сказки.