Марина Пескова
Театр и фольклор рядом
▼ Скачать + Заказать документы
КАЗЕННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СВЕТЛЯЧОК»
Подготовила:
Старший воспитатель
Пескова М. А.
Палех 2015г.
В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполнили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Какой же язык мы оставляем детям? А ведь именно им строить и творить будущее.
Публикация «Театр и фольклор рядом» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
С приходом в детский сад у детей начинается адаптационный период, представляющий значительные трудности. При этом многие дети становятся плаксивыми, беспокойными, замкнутыми.
Во время тяжелого расставания с родителями особенно эффективно использование воспитателем малых фольклорных форм. Утром, во время приема, я встречаю детей с яркой красочной игрушкой, чтобы переключить внимание ребенка на нее и сопровождаю ее движения чтением потешек.
В нашем детском саду «Светлячок», где я работаю уже более 4 лет, приоритетное направление театральная деятельность. Реализуя задачи, мы работаем по программе Н. Сорокиной «Театр, творчество, дети», Князевой «Приобщение к истокам русской народной культуры», Е. В. Пчелинцевой «Не приходящие ценности малой Родины». В этих программах большое внимание уделено народным обычаям и традициям. Один из блоков включает знания, направленные на развитие и понятие у детей о нравственных ценностях. Предлагается использование таких разнообразных форм совместной деятельности как инсценирование народных сказок, пение фольклорных песен.
В каждой группе создан театральный уголок, где хранятся маски животных и людей, сделанные руками воспитателей, детей и родителей.
Театр доставляет ребенку много радости и удовольствия. Формирует интерес к малым фольклорным формам. Положительные эмоции стимулируют активное внимание. Кроме того, фольклор включает в себя элементы театрального искусства.
Чтобы рассказать детям более доступно и наглядно привить им любовь к традициям, истории России, в одном из помещений детского сада были созданы театральная группа и Горенка. Педагоги родители охотно включились в работу. Там есть все необходимое для показа представлений - это сцена, ширма, русская печка и все необходимые атрибуты.
Театральный кружок «Золотой ключик», которым руковожу я, очень тесно сотрудничает с фольклорным ансамблем «Сударушка», так как когда дети переходят в старшую группу, то многие из них участвуют и в «Сударушке» и в «Золотом ключике», и они как бы объединяются, так нам легче составлять программы, так как театр и фольклор всегда рядом как бы вытекая и дополняя друг друга. Ведь в каждом представлении мы разыгрываем игры, потешки, русские народные сказки.
Все малыши очень рано знакомятся с художественными произведениями, в значительной степени этому способствует детский фольклор - произведения народного поэтического творчества для маленьких. Коротенькие художественные произведения так называемые малые фольклорные формы, ребенок начинает понимать очень рано. Передаваемые из уст в уста, от поколения к поколению колыбельные песенки, пестушки, потешки, присказки, русские народные сказки очень доступны малышу. Многие потешки разыгрываются, используя куклы и привлекая к ряженью малышей и взрослых.
Используя музыкальный фольклор, побуждаем детей сочетать пение с танцевальными движениями. Поем колыбельные песенки, которые успокаивают, настраивают на отдых - ласковые не громкие, нежные.
Инсценируя стихотворение «Маша обедает» интонация нежности и заботы прекрасно отвечают цели: воспитанию доброты, заботы и любви к живому.
Так же разучивая с детьми закличку: «Дождик, дождик пуще дадим тебе гуще. Дадим тебе ложку хлебай понемножку» голос постепенно усиливается.
Работая с детьми, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью, умеет реализовывать себя в любом виде деятельности. Поэтому для себя лично я вывела такое правило: «если моя речь, речь педагога будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это чаще всего мы черпаем у истоков устного народного творчества, то я решу сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову, и от слова к объекту.» И я пришла к выводу: «что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном.
Проведя анализ своей работы по использованию детского фольклора, я решила, что он необходим в работе воспитателя, так как отражает в играх, песнях, сказках жизнь и деятельность людей многих поколений.
Помимо потешек, прибауток, учу детей на материале фольклора с помощью народных игр выполнять различные выразительные действия. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. свой показ дети сопровождают выразительными движениями, яркой мимикой и жестами. Так при проговаривании и обыгрывании потешки «Я ражая лисица, я бегать мастерица. Я по лесу бежала, я зайку догоняла. Я в ямку бух». Дети бегут как лиса, любуясь своим хвостом, в конце присаживаются.
Проводя праздник смеха 1 апреля, большое место отвожу шуткам и веселью. Для этого применяю докучные сказочки, дразнилки, шутливые диалоги, например такой
«Где ты брат Иван - в горнице, а что делаешь – помогаю Петру
А Петр что делает – да на печи лежит».
Очень часто я с детьми прихожу на посиделки к бабушке Марье. Песни попеть, да сказки порассказывать на музыкальных инструментах поиграть, там же провожу развлечения: Посиделки, Святки, Осенины, Рождетсво, Масленицу. А с колядками ходим не только по детскому саду, но и в соседние дома, где нам охотно открывают двери. А ведь русский фольклор : песни, былины, сказки православные праздники Крещение, Рождество Христово, Пасха, Троица, проводимые на Руси с такой широтой, размахом и весельем - это и есть наша культура, наши традиции, наше наследие.
Особой популярностью пользуется композиции «Ярмарка», куда вошли песни, прибаутки, сказки русские народные, попевки, музыкальные игры, пляски.
Про нас часто выходят статьи в районной газете, так как мы выступаем не только в детском саду, но нас неоднократно приглашали в «Колобок» где мы показывали композицию «Ехал на ярмарку» «День Матери» в фольклорном стиле, мы выступали на празднике семьи, принимали участие на районом смотре дне защиты детей, «Крестовоздвиженской ярмарке», «Ее величество садовая кукла», которую потом обыгрываем, так же принимали участие в конкурсе «Светлое Христово Воскресенье».
Мною были разучены и показаны такие театральные постановки как «Колобок», «Теремок», «Перчатки», Маша обедает, доктор Айболит и др.
При распределении ролей большое внимание обращаю на тембр голоса, который должен соответствовать роли, работаю над интонацией, мимикой, учу подрожать героям.
Активное участие принимают и родители, они помогают шить костюмы, делать дополнительные атрибуты, а недавно они подарили нашей группе телевизор и ДВД, где мы смотрим не только сказки, но и свои выступления. После просмотра обсуждаем с детьми, что у нас получилось хорошо, а над чем нам еще надо поработать, ведь как говориться со стороны виднее.
Праздничные, радостные театрализованные представления доставляют детям огромную, ни чем не сравнимую радость. Так как дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. Детям интересен не только просмотр спектакля, но и непосредственное участие в нем, а это и подготовка декораций и костюмов, обсуждение сценария, вживание в роль. Увиденное и пережитое, расширяет кругозор детей, создает обстановку требующую от ребят вступать в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям, что способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления.