Галина Николаевна Ракова
Проект «Неделя сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Для чего нужны нам сказки? Что в них ищет человек? Может быть, добро и ласку. Может быть, вчерашний снег. В сказке радость побеждает, Сказка учит нас любить…
Чтобы сказки не обидеть
Надо их почаще видеть.
Их читать и рисовать
Их любить и в них играть.
Сказки всех отучат злится,
И научат веселится.
Быть скромнее и добрее,
Терпеливее и мудрее.
Публикация «Проект „Неделя сказок“» размещена в разделах
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2021
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дети старшего дошкольного возраста сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.
Актуальность.
Как сделать так, чтобы дети полюбили чтение художественной литературы. Как научить детей думать, рассуждать. Когда ребенок откажется от просмотра мультфильма и отдаст предпочтение книге. Только тогда, когда он будет жить вместе с героями, сопереживать в трудностях и неудачах, радоваться в счастливые моменты. А воспитание детей потребность в чтении, любовь к чтению начинается со сказки.
Сказка это благоприятный и ничем незаменимый источник нравственного воспитания детей, так как в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих отношении, чувств и взаимоотношении. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка.
Проведя опрос среди детей и родителей в группе мною было выявлено, что:
1. Большинство детей знают очень мало русских народных сказок.
2. Родители, в силу своей занятости мало читают детям.
3. Некоторые родители в силу своей некомпетентности не знают какие сказки читать детям в этом возрасте.
Таким образом для повышения интереса к книге, любви к чтению был мною разработан проект «Неделя сказок», развивающий устойчивый интерес к сказке как к произведению искусства. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствующие развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включенности детей старшего дошкольного возраста в книжную культуру.
Цель проекта :
-обобщить знания детей о прочитанных сказках, прививать любовь к русским народным и авторским сказкам и их героям.
Задачи проекта :
создавать условия для детей, способствующие освоению сказок;
закрепить и расширить знания детей о сказках;
развивать творческие навыки, коммуникативные умения;
способствовать поддержанию традиции семейного чтения;
продолжать вовлекать детей, родителей в совместную деятельность по знакомству со сказками, показать ценность и значимость совместного творчества детей и родителей;
создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.
Участники проекта :
дети старшей группы, родители, воспитатели.
Тип проекта :
краткосрочный, информационно-творческий, групповой.
Продолжительность:
16.11.2020 – 20.11.2020
Ожидаемый результат
-использование в речи «сказочных» языковых средств;
-приобщение детей и родителей к чтению сказок;
-развитие творческой активности детей, освоение детьми дошкольного возраста различных видов творчества.
-обогащение словаря детей, совершенствование диалогической речи, использование в речи разнообразных языковых средств.
-формирование коммуникативных способностей, эмпатии.
Этапы реализации проекта :
1 этап - подготовительный
Определение темы (проблемы проекта);
вызвать интерес детей и родителей к теме проекта; составление плана-схемы проекта;
сбор информации, литературы, дополнительного материала.
2 этап – основной
Реализация плана проекта с детьми, родителями, педагогами.
3 этап - итоговый
Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
Содержание работы с детьми:
• Беседы «Сказки–добрые друзья», «Мои любимые сказки», «Какие сказки вам читают дома»
• Чтение разных сказок : «Лисичка-сестричка и волк»
• «Зимовье зверей»
• «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
• «Лисичка со скалочкой»
• «Петушок и бобовое зернышко»
• «Лиса и журавль»
• «Принцесса на горошине»
• «Кто сказал мяу?»
• «Принцесса и чудовище»
• «Русалочка»
• «Белая козочка»
• «Мешок яблок»
• «Три поросёнка»
• «Муха-цокотуха»
• «Под грибком»
• «Сказка о рыбаке и рыбке»
• «Айболит»
• «Сказка о царе Салтане»
• «Царевна Лягушка»
• «Правила дружбы»
• «Сказка про мышку и сыр»
• «Сказка про девочку Веснушку»
• «Доброе сердце творит чудеса»
• «Сказка про девочку, которую звали Нехочуха»
• «Умная сказка про глупые овощи»
• «Волшебное мыльце»
• «Сказка о братьях светофорах»
• Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
• Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.
•
• Самостоятельное составление сказок.
• Рассказывание сказок собственного сочинения.
• Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения. Сопровождение рассматривания готовых работ словесными рассказами и пояснениями.
• Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
• Загадки о сказках, героях сказок.
• Дидактические игры:
• «Назови ласково», «Есть или нет»
• «Кто лишний», «Кого не хватает?»
• «Что сначала, что потом?» или «Собери сказку по порядку и наоборот)»
• «Назови сказку по предмету» (например, яблоко: «Гуси-лебеди»,
• «Попробуй на вкус», «Сложи из частей»
Содержание работы с родителями
• Опрос - анкетирование «Сказки в жизни вашего ребенка»
• Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
• Домашние задания для родителей и детей (изготовление книжек-малышек, рисование иллюстраций к сказкам).
• Помощь в пополнении книжного уголка сказками
.• Консультация для родителей «Какие сказки читать ребёнку на ночь», «Сказкотерапия».
• Информация для родителей в папке - передвижке: «Читаем детям сказки»
• Совместная творческая работа с детьми: Изготовить атрибуты для театрального уголка (маски, шляпы)
Отчет
На тему: «Любимые сказки»
Главной целью работы было развить устойчивый интерес к сказке как к произведению искусства; раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.
Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; любят слушать сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; с удовольствием учувствовали в инсценировке сказки. Дети лепили и рисовали своих сказочных героев. В конце проекта была проведена викторина «угадай сказу» Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь.
Родители поддержали педагогов, проявили инициативу и творчество в изготовлении книжек-малышек «Моя любимая сказка» (совместно с детьми); приняли активное участие в наполнении развивающей среды в группе, в обсуждении вопросов о детском чтении.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей; а также способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте «Любимые сказки»; сблизила детей, родителей и педагога группы и педагога группы. Даже дома дети стали с удовольствием рассказывать и проигрывать сказки,задействуя своих близких,что подтверждает результативность проделанной работы