татьяна гроо
Проект «Наши пернатые друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационно-творческий проект
«Наши пернатые друзья»
Для детей средней группы
Составитель: Гроо Т. В.
(воспитатель)
2017 г.
Тип проекта : информационно - творческий.
Участники: дети средней группы (4-5 лет, родители, воспитатели.
Сроки реализации: Долгосрочный (декабрь, январь, февраль).
Автор проекта : воспитатель Гроо Т. В.
Публикация «Проект „Наши пернатые друзья“» размещена в разделах
Проблема. Недостаточные представления детей о зимующих птицах, дети среднего дошкольного возраста не знают названий птиц, обитающих на территории своего края, особенностей их существования и необходимости им помогать.
Актуальность. 2017 год, указом нашего президента В. В. Путина объявлен годом Экологии в России. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время
Что мы знаем про это? Что мы хотим узнать? Как мы узнаем?
- что птицы летают
- что у них есть перья, крылья.
- какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму;
- как различить птиц по окраске;
- какие корма предпочитают птицы. -спросим у родителей
- прочтем в книге.
- Наблюдение за птицами.
Цель проекта : Формировать представление детей о зимующих птицах, об их образе жизни,о том чем их кормить. Создавать условия для развития познавательного интереса.
Задачи проекта :
Образовательные:
Дать представление детям о зимующих птицах родного края (Свердловской области).
Расширять и углублять знания дошкольников на тему: «Жизнь птиц зимой»
Активизировать словарь детей терминами из темы проекта.
Развивающие:
Развивать мышление, память, мелкую моторику рук, связную речь.
Развивать творческие способности в продуктивной деятельности.
Развивать любознательность и интерес к живой природе.
Воспитывающие:
Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им в трудных холодных условиях.
Воспитывать дружеские отношения в детском коллективе.
Способствовать формированию интереса к окружающему миру.
Для педагога :
1. Дать детям знания о зимующих птицах Свердловской области.
2. Развивать любознательность, «живой» интерес.
3. Расширять знания детей о живой природе, о среде обитания зимующих птиц и их образе жизни.
4. Развивать творческие способности детей.
Предполагаемый результат :
1. Совершенствовать уровень знаний детей о окружающем мире,о зимующих птицах.
2. Формирование у детей заботливого отношения к живой природе.
3. Повышение уровня знаний родителей.
4. Изготовление родителями кормушек для птиц.
5. Проявление интереса и заинтересованности детей совместно с родителями к заботе о птицах,желании им помогать в зимний период.
Продукт проектной деятельности :
1. Выполнение коллективной работы в нетрадиционной смешанной технике (Рисование пальчиками, рисование манкой : «Снегири за окном».
2. Рисование гуашью : «Снегирёк»
3. Д/ и: «Найди отличия», «Назови птицу».
4. Папка-передвижка «Покорми зимующих птиц».
5. Пластилинография «Снегирь на веточке рябины».
6. Изготовление кормушек родителями и детьми группы.
7. Разукрашивание шаблонов снегиря,синички,воробья.
8. Аппликация : «Снегирь», «Совушки».
9. Изготовление альбома: «Птицы нашего края».
10. Изготовление родителями и детьми символа года.
11. Обогащение предметно-развивающей среды.
Реализация проекта :
Подготовительный этап:
1. Определить тему проекта.
2. Сформулировать цели и задачи проекта.
3. Составить план реализации проекта.
4. Подбор литературы, наглядного, информационного материала для реализации проекта.
5. Подбор материала для продуктивной деятельности.
Основной этап.
1. Рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, календариков по теме проекта.
2. Проведение НОД по окружающему миру: «Наши пернатые друзья».
3. Проведение НОД по окружающему миру: «Зимующие птицы нашего края»
4. Проведение НОД по ХЭР аппликация тема: «Снегирь», «Совушки».
5. Проведение НОД ХЭР нетрадиционное рисование гуашью: «Снегирёк»
6. Проведение НОД ХЭР Коллективная работа по нетрадиционному рисованию «Снегири за окном».
7. Просмотр репродукций: «Перелётные и зимующие птицы».
8. Просмотр мультфильма «Синичкина столовая».
9. Разучивание стихотворений: «Снегири», «Снегирь», «Птичья столовая».
10. Проведение пальчиковой гимнастики : «Сел на ветку снегирёк» ,«Я по дереву стучу…»
11. Консультация для родителей : «Как и из чего можно сделать кормушку»
12. Проведение конкурса для семей воспитанников по изготовлению кормушек : «Покормите птиц зимой»
13. Дидактические игры: Домино «Птицы», разрезные картинки, найди отличия, «Узнай птицу по описанию», «Каких птиц зимой не увидишь?».
14. Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Снегири», «Зимующие и перелетные птицы», «Совушка», «Гуси-гуси».
15. Наблюдения: за синицами, снегирями, свиристелями, воробьями, воронами, сороками.
16. Чтение художественной литературы: И. Тургенев «Воробей», И. Поленов «Синичкины кладовки», Г. Серебрицкий «Берегите птиц», загадки и стихи. Л. Квитко «Смелые воробьи», М. Горький «Воробьишко», В. Левин «Воробьиное купание», Ю. Казаков, В. Бианки «Синичкин календарь».
Завершающий этап.
1. Выполнение коллективной работы в нетрадиционной смешанной технике (Рисование ладошкой,ватной палочкой и отпечаток пластиковой пробки) красками: «Птичья столовая».
2. Проведение НОД по окружающему миру : «Чем мы можем помочь зимующим птицам?»
3. Подведение итогов конкурса кормушек.
4. Развешивание кормушек.
5. Проведение наблюдения за птицами в кормушках.
Результат.
В результате работа получилась объемной и познавательной. Проектная деятельность спланирована с учётом интеграции областей, помогая детям освоить и осмыслить новые знания, которые им дали родители и воспитатели. Расширился кругозор и представления о зимующих птицах. Повысился общий уровень знания детей об окружающем мире. Воспитанники овладели конкретными знаниями о живой природе. Они стали делиться полученной информацией с другими детьми! Родители заинтересовались полученными продуктами проекта.
Приложение к проекту :
Загадки к проекту
«Наши пернатые друзья»
Со спины черным-черна.
Брюхо белое по плечи,
Тарахтенье вместо речи.
Хоть кого увидит – вмиг
Поднимет стрекот – крик!
(сорока)
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая!
(сорока)
Днем молчит,
Ночью кричит.
(сова) На голом суку сидит,
На весь двор кричит:
"Кар-кар-кар!"
(ворона)
Ты с модницей этой,
Конечно, знаком:
Вертушке на месте
Никак не сидится —
Все хвастает
Синим своим сюртуком
И шапочкой синей
Гордится.
(синица).
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды,
С первым снегом
Тут как тут!
(снегирь)
Серых перьев комок
На морозе продрог,
Скачет по дорожке,
Собирает крошки.
(воробей) Чик-чирик!
К зернышку прыг,
Клюй, не робей,
Кто это?
(воробей)
Непоседа, невеличка,
Желтая почти вся птичка,
Любит сало и пшеничку,
Кто узнал ее?
(синичка)
Выпал снег, а эта птица
Снега вовсе не боится.
Эту птицу мы зовем
Красногрудым.
(снегирем).
От простуд он не страдает,
Не страшится злобных вьюг
И к зиме не улетает
На далекий знойный юг.
Пусть покроют снега груды
И пригорок, и пустырь —
Раз красавец прилетел к нам,
Житель севера.
(снегирь).
Северные гости
Клюют рябины грозди.
Так нарядны и ярки,
На головках хохолки!
(свиристели)
Пальчиковая гимнастика "Кормушка".
Сколько птиц к кормушке нашей (ритмично сжимают и разжимают кулачки).
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых крылышках.
Всем хватило зернышек.
Стихи:
Синица
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок.
А. Барто
Снегири
Выбегай поскорей,
Посмотри на снегирей!
Прилетели, прилетели!
Стайку встретили метели,
А Мороз Красный Нос
Им рябинки принес.
Хорошо подсластил, хорошо угостил
Зимним вечером, поздним
Ярко алые гроздья.
А. Прокофьев
Покормите птиц
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
А. Яшин
Воробушек
Комочек серых перышек.
Веселый наш воробушек
В саду хлопочет, кружится,
Вот выкупался в лужице
И к детям под окошко
Летит за хлебной крошкой.
Снегири
На снегу сидит блистая,
Красногрудых птичек стая.
Полюбуйтесь поскорей,
На красавцев снегирей!
Снегирь
Алой кисточкой заря
Красит грудку снегиря,
Чтоб в морозы и в пургу
Не замерз он на снегу.
Синица
Эта птица с силой воли,
В день раз сто бывает в поле.
Птичке некогда лениться,
Носит корм птенцам синица.
Снегирь
Побелело за окошком:
Все в снегу. Какая ширь!
Как румяная матрешка-
На крыльце живой снегирь.
Снегиря в окно увидишь:
«Здравствуй, милый зимний гость!»
На крыльцо скорее выйди
Брось им, спелых зерен горсть!
Птичья столовая
Птичий домик, птичий домик
Нам сосед вчера принес.
Мы повесим этот домик
Между двух сестер берез.
В этой маленькой столовой
Будет полочка полна.
Здесь воды прозрачной вдоволь,
Вдоволь крошек и зерна.
Птичьи вкусы и привычки
Хорошо знакомы нам.
Прилетайте в гости, птички,
Рады будем мы друзьям!
Фотоприложение:
Зимующие птицы.
Кормушки изготовленные руками родителей.
Аппликация: "Снегирь ", "Совушки".
Дидактические игры, наглядный материал,книги.
Поделки родителей и детей: "Символ года".
Нетрадиционное рисование (пальчиком и манкой) : "Снегири за окном".
Пластилинография: "Снегирь на веточке рябины"