Ольга Панюшкина
Проект «Наша матрешка»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект "Наша матрешка" в старшей группе комбинированного вида.
Краткая аннотация проекта :
Этот проект мы посвятили замечательной русской народной игрушке матрешке. В наше время достаточно всяких игрушек и наших детей не очень-то чем удивишь. Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрешкой - это одна из частей формирования у детей патриотизма. Посредством знакомства с декоративно прикладным искусством, в частности с русскими матрешками, мы развиваем у детей познавательный интерес к истории и культуре России
Публикация «Проект „Наша матрешка“» размещена в разделах
Обоснование необходимости проекта :
Основополагающий вопрос : Для чего нужно знать историю русской культуры? Проблемные вопросы: Как я могу получить информацию об истории русской игрушки- матрёшки? Что мне для этого нужно сделать?
Образовательные вопросы: Матрёшка как один из способов изучения
исторических корней культуры русского народа, как основа воспитания нравственно-патриотических чувств дошкольников.
Современный мир, наполненный зачастую импортными игрушками отдаляет детей от истоков своей культуры, традиций русского народа.
Проблема и в том, что родители также не приобщают детей к национальной культуре, а возможно и не знают, как это сделать.
Мы решили с помощью данного проекта вызвать познавательный интерес к декоративно-прикладному искусству через национальную игрушку - русскую матрёшку.
Цели и задачи проекта.
Цель: Формирование интереса к русскому прикладному искусству, а конкретнее к русской народной матрешке.
Задачи:
1. Познакомить детей с русской игрушкой-Матрешкой, историей ее возникновения.
2. Воспитывать любовь и уважение к труду народных умельцев, создающих игрушки.
3. Дать детям возможность ощутить радость, любовь и доброту, которые приносит эта игрушка.
4. Приобщать родителей к совместному с детьми творческому процессу.
5. Способствовать развитию познавательной и творческой активности в изобразительном творчестве.
6. Активизировать словарь детей по теме.
Содержание проекта :
1 этап. Подготовительный
1. Изучение материала история русской матрешки.
2. Планирование работы.
3. Сбор информации из разных источников (Просмотр энциклопедий Н. Н. Леонова "Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством "Русская матрешка", О. А. Скорлупова "Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством", рассматривание иллюстраций с разными видами матрешек, чтение потешек, стихов о матрешках, просмотр компьютерной презентации "Наша русская матрешка")3. Организация предметно-развивающей среды по теме.
4. Изготовление пособий и игр: "Найди сходства и отличия", "Дополни узор".
5. Выставка "Какие разные матрешки"
6. Подборка русских народных хороводных песен, частушек, игр.
2 этап. Основной
Познавательная деятельность
1. Беседа "Во что я люблю играть?"
Цель: Входе беседы выяснить, какие игрушки интересны детям и почему, во что они любят играть.
2. Беседа: "Русская матрешка".
Цель: Познакомить детей с русской матрешкой, объяснить сколько труда вложили в изготовление таких деревянных игрушек мастера.
3. Беседа: "Откуда к нам пришла матрешка".
Цель: Познакомить детей с историей появления матрешки на Руси.
4. НОД: Познание "Какая разная матрешка".
Цель: Познакомить детей с русской матрешкой. Фор-ть эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки как символа русского народного искусства.
5. НОД: Познание "Матрешка - символ семьи".
Цель: Дать детям представление о том, почему матрешку считают символом семьи.
6. Просмотр презентации "Наша матрешка".
Речевое развитие
1. Рассматривание изображений разных матрешек
2. Чтение стихов и загадок о матрешке.
3. Составление творческих рассказов, сказок о матрешке.
4. Разучивание стихотворения Л. Некрасовой «Весёлые матрёшки».
5. Заучивание пословиц, объяснение их смысла: «Лесополоса – всему лесу краса», «Береги лес, люби природу – будешь вечно мил народу», «Много леса-не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Лес с огнём не дружит!», «Враг природы тот, кто леса не бережёт».
6. Чтение и заучивание стихотворения И. Черницкой «Матрёшки». Учим водить хоровод (костюмированный).
Художественно-эстетическое развитие
1. НОД: Художественно-эстетич, рисование "Нарядные матрешки". (Т. С. Комарова "Изобразительная деятельность в детском саду", И. А. Лыкова " Изобразительная деятельность в детском саду".)
Цель: Научит детей расписывать матрешку, используя изученные приемы рисования. Формировать основы эстетического восприятия.
2. Аппликация " Платочки для матрешек". Цель: Уточнить представления детей о матрешке как народной игрушке. Воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества. (З. А. Богатеева "Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях")
3. Лепка: "Крошки-матрешки". (А. А. Грибовская "Обучение дошкольников рисованию, лепке и аппликации")
Цель: Развивать умение самостоятельно выбирать цвета для узора, умение заполнять элементы костюма матрёшки пластилином (налеплять по всей поверхности, не заходя за контуры, размазывая пальчиками) .
Развивать умение составлять узор на сарафане и платке матрёшки из зёрен риса, гороха и фасоли, вдавливая слегка в пластилин.
Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрёшки, как символа русского народного искусства.
4. Разучивание хороводных песен и игр по теме.
5. Развлечение "Матрешкины посиделки" Цель: Развивать интерес к праздникам и развлечениям, знакомящим с истоками культуры русского народа, его традициями и фольклором.
Физическое развитие :
1. Разучивание русских народных подвижных хороводных игр, считалок.
2. Пальчиковые гимнастики " Мы матрешки, вот такие крошки", "Мы красавицы матрешки".
Социально-личностное
1. Создание среды для реализации сюжетно-режиссерских игр: "Куколки-сестрички".
2. Игровое упражнение" Вежливые матрешки"
3 этап. Заключительный
Цель: Обобщить полученные детьми знания о матрешке, ее появлении в истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире матрешка является символом семьи, любви и дружбы.
Проект краткосрочный, информационно - творческий, коллективный.
Ресурсы:
организационные :
воспитатели, родители, музыкальный руководитель;
инновационные: мультимедийные презентации;
Матрешка : история русской любимой куклы https://www.dollplanet.ru/folk/matryoshka_obzor
матрешка - русская игрушка https://pandoraopen.ru/2013-10-16/matryoshka-russkaya-igrushka/
славянская культура https://www.slavyanskaya-kultura.ru/art/trade/matreshka-pod-hohlomu.html
Матрешка-самая известная русская игрушка https://selenaart.ru/post188678793
традиционные: картинки, иллюстрации, альбомы по теме, детские энциклопедии об истории возникновении матрешки на Руси, о русском народном прикладном искусстве, подборки песен, частушек, игр, книг с загадками, потешками, по теме и др.
Партнеры:
родители, музыкальный руководитель, инструктор по физо.
Целевая аудитория:
воспитанники старшей группы 5-6 лет, родители.
План реализации проекта :
№ Форма, тема, содержание Ответственный за проведение срок
1 1. Изучение литературы О. Л. Князева, Д. Л. Маханева "Приобщение детей к истокам русской народной культуры",
Информационно-аналитический и энциклопедический портал "История русской матрешки.
2. Составление презентации "Наша матрешка".
3. Организация предметно-развивающей среды по теме.
4. Изготовление пособий и игр: "Найди сходства и отличия", "Дополни узор".
5. Выставка "Какие разные матрешки"
6. Подборка русских народных хороводных песен, частушек, игр.
Воспитатели, муз. руководитель октябрь
2 Работа с детьми
Беседа "Во что я люблю играть?"
Цель: Входе беседы выяснить, какие игрушки интересны детям и почему, во что они любят играть.
Беседа: "Русская матрешка".
Цель: Познакомить детей с русской матрешкой, объяснить сколько труда вложили в изготовление таких деревянных игрушек мастера.
Беседа: "Откуда к нам пришла матрешка".
Цель: Познакомить детей с историей появления матрешки на Руси.
воспитатели октябрь
3. Чтение худ. литературы: С. Я. Маршак "Деревянные куклы", "Матрешки". О. Головина "Сказка-крошка про матрешку".
Разучивание русских народных потешек, прибауток про матрешку.
Чтение энциклопедий: Н. Н. Леонова "Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством "Русская матрешка", О. А. Скорлупова "Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством". воспитатели октябрь-ноябрь
4 Рассматривание плакатов, фотографий, альбомов, картин о матрешках.
воспитатели октябрь-ноябрь
5 Пальчиковая гимнастика "Мы матрешки, вот такие крошки", "Мы красавицы матрешки". Воспитатели, логопед октябрь-ноябрь
6 НОД: Познание Какая разная матрешка". Цель: Познакомить детей с русской матрешкой. Фор-ть эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки как символа русского народного искусства. воспитатели октябрь
7 Просмотр презентации "Наша матрешка". воспитатели ноябрь
8 НОД: Познание "Матрешка - символ семьи". Цель: Дать детям представление о том, почему матрешку считают символом семьи. воспитатели октябрь
9. НОД: Художественно-эстетич, рисование "Нарядные матрешки".
Цель: Научит детей расписывать матрешку, используя изученные приемы рисования. Формировать основы эстетического восприятия.
Аппликация " Платочки для матрешек". Цель: Уточнить представления детей о матрешке как народной игрушке. Воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества.
Лепка: "Крошки-матрешки".
Цель: Развивать умение самостоятельно выбирать цвета для узора, умение за-полнять элементы костюма матрёшки пластилином (налеплять по всей по-верхности, не заходя за контуры, размазывая пальчиками) .
Развивать умение составлять узор на сарафане и платке матрёшки из зё-рен риса, гороха и фасоли, вдавливая слегка в пластилин.
Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрёшки, как символа русского народного искусства.
воспитатели октябрь-ноябрь
10 Организация выставки детских работ воспитатели ноябрь
11 Конструирование матрешки методом оригами.
Цель: Учить детей конструировать техникой оригами воспитатели ноябрь
12 Разучивание хороводных песен и игр по теме. Воспитатели, муз. руководитель октябрь-ноябрь
13 Итоговое развлечение "Матрешкины посиделки" Цель: Развивать интерес к праздникам и развлечениям, знакомящим с истоками культуры русского народа, его традициями и фольклором. Воспитатели, муз. руководитель ноябрь
14 Работа с родителями:
Оформление выставки матрешек, выполненных из овощей и фруктов.
Оформление альбома "Сказка про матрешку". Воспитатели, родители октябрь-ноябрь
Ожидаемые результаты проекта :
Повышение информированности детей и их родителей о родной культуре, на примере Матрёшки, нравственного и личностного отношения к действительности.
Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
Организация выставки детских работ "Какие разные матрешки".
Оформление выставки матрешек, выполненных из овощей и фруктов детей и родителей. "Веселые матрешки".
Оформление альбома "Сказка про матрешку", совместно с родителями.
Проведение итогового развлечения "Матрешкины посиделки" совместно с родителями.
Перспективы: В настоящий момент проект "Наша матрешка" еще не закончен. Мы с детьми продолжаем узнавать много нового об истории возникновения матрешки, процессе изготовления и особенностях росписи этой игрушки, о том, почему матрешка считается символом России и пользуется всенародной любовью.
Уже оформлена выставка детских работ "Какие разные матрешки", а также и выставка совместного творчества детей и родителей "Веселые матрешки".
В дальнейшем мы планируем продолжать наш проект, узнавать много нового и интересного об этой замечательной русской игрушке. С помощью родителей, которые с удовольствием откликнулись и вовлеклись в работу проекта, мы планируем оформить новый и интересный альбом для детей о матрешке, книгу сказок собственного сочинения"Сказки про матрешку" провести совместное развлечение "Матрешкины посиделки.
Литература:
1. Алексахин Н. Н. "Матрешка", М: издательство "Народное образование" 1998г.
2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Москва,2008.
3. Дайн Г. «Русская народная игрушка», М:, 1981г.
4. Котова И. Н. «Русские обряды и традиции. Народная кукла» - СПб. : Паритет, 2010г.
5. Маханева М. Д. "Приобщение детей к истокам русской народной культуры", С-П, издание "Акцидент" 1997г.
6. Русская матрёшка. М: Мозаика, 2003г.
7. Шихов К. И. "Нижегородская Отчина", Н. Новгород, издательство "Русь" 1993г.