Марина Шапкина
Проект долгосрочный «Наш край родной»
Составила: воспитатель Шапкина Марина Аркадьевна.
г. Урай ХМАО – Югра.
Родину любят не за то,
что она велика,
А за то, что она своя.
Сенека Младший.
Актуальность:
Малая Родина… У каждого человека она своя. Человек любит родной край, где родился и вырос. У одного это неоглядные степные просторы, у другого – горы, рисующие ломаную линию на фоне неба. У третьего – палящее солнце над головой, у четвёртого – холодные вспышки северного сияния. У одного это тишина деревенского полдня, у другого – разноголосица городской улицы. Образ Родины должен быть всегда конкретным, он не может быть расплывчатым, общим. Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, - именно это необходимо каждому человеку. Наша малая Родина – Югра. Югорская земля – это край, удивляющий своей красотой, щедростью и величием. Богатая история Югры, сам дух этой земли, поистине философский и мудрый, располагают к неторопливому повествованию, размышлению о прошлом, настоящем и будущем. Мы должны сохранить для потомков это бесценное наследство, сделать его основой новейшей истории края, который мы с гордостью называем своей Родиной.
Публикация «Проект долгосрочный „Наш край родной“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Мой проект направлен на ознакомление детей с ЮГРОЙ, с родным краем, с малой Родиной.
Проект включает в себя материалы для занятий с детьми, презентации, игры: подвижные, пальчиковые, настольные; физминутки, мультфильмы, потешки, сказки, стихи местных поэтов и сказителей. Консультации для родителей. В проекте есть подпроект – создание коллекции магнитов «Города нашего округа». Дети познакомятся с историей нашего округа, с растениями и животными тайги, реки – Конды, болот.
По- настоящему любить родной край – значит быть патриотом. Актуальность патриотического воспитания дошкольников состоит в том, что в последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности.
Всем известный факт, что личность человека формируется в дошкольном детстве, необходимо формировать в этот период и чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатства. Поэтому детей в своей группе знакомлю с окружающим миром через традиции своей социокультурной среды - местные историко-культурные, национальные, географические, климатические особенности региона.
Проблема: Знания детей о родном крае, их познавательной деятельности в этой области, показал недостаточный уровень, отсутствие мотивации и интереса к изучению природы, культуры и традиций родного края. Дети прекрасно знают заморские фрукты: ананас, манго, киви, а вот ягоды, которые растут в наших лесах: черника, брусника, морошка, они не знают. Это свидетельствует о том, что огромный пласт возможностей краеведения воспитательного, образовательного, развивающего значения в воспитательно – образовательном процессе, к сожалению, не используется педагогами и родителями.
Анализ имеющейся литературы, показал, что ни определённой системы, ни методических пособий по ознакомлению дошкольников с природой нашего края, с традициями коренных народов нашего региона не существует.
Новизна и оригинальность:
Новизна и оригинальность идеи состоит в интеграции краеведческих знаний через разные виды деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, творческую, двигательную, музыкальную в совместной деятельности детей и взрослых: педагогов и родителей, с использование ИКТ. Тщательно продуманная интеграция краеведческих знаний в различных культурных практиках позволило сохранить актуальность проекта при вступлении в силу новой примерной образовательной программы «Миры детства. Конструирование возможностей» в соответствии с ФГОС.
Объект и предмет проекта :
Объектом обобщения опыта, представленного в проекте, является краеведческая работа с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Предметом обобщения является использование методов познавательной активности в моей деятельности по воспитанию любви к родному городу, краю, привязанности к своей малой Родине.
Основные направления реализации проекта :
Работа по воспитанию любви к малой Родине осуществляется по трём направлениям, каждое из которых нацелено на решение определё нных задач:
*Работа с детьми.
*Работа с родителями.
*Работа над развитием предметно-развивающей среды.
Педагогические условия и особенности применения опыта:
*Проект реализуется в течение трёх лет (в средней, старшей, подготовительной группе)
*через игровую и продуктивную деятельность в процессе ежедневной воспитательно-образовательной работы в группе.
*предусматривается широкое использование методов развития познавательной активности и творческого воображения.
* в педагогическом процессе широко используется ИКТ.
*предполагает создание в группе богатой предметно-развивающей среды – уголка родного края.
*обязательно использовать в работе исследовательскую и опытно-экспериментальную работу, нетрадиционные типы занятий.
*включать в работу совместную проектную деятельность с родителями.
*Предполагает интеграцию краеведческих знаний во все компоненты воспитательно-образовательного процесса.
*использовать в каждом виде деятельности наглядный материал.
Цель программы:
*Формировать у детей дошкольного возраста знания о родном крае.
*Воспитывать интерес и любовь к малой Родине на основе ознакомления с родным краем, бережного отношения к её природе.
Задачи проекта :
1. Развивать и обогащать знания дошкольников о нашей многонациональной Родине, дать представление о народах севера – манси и ханты.
2. Познакомить детей с обычаями и традициями, народным творчеством народов – манси и ханты, воспитывать чувство уважения к коренным народам.
3. Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края, развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.
4. Прививать интерес к событиям прошлого и настоящего, искусству народов Севера, уважения к труду.
5. Учить устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить логически, развивать воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас.
6. Способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребёнка любви к родному краю, городу, содействовать становлению желания принимать участие в традициях нашего города - Урай, нашего Округа – Югра, социальных акциях.
Содержание знаний детей:
Знакомство дошкольников с родным городом, краем – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата в развитии целостного отношения к родному краю можно достичь только систематической работой, и эта работа, должна проходить, на мой взгляд, вне занятий, то есть в повседневной жизни.
Представление о малой Родине является содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности. Поэтому данное содержание может успешно интегрироваться практически со всеми образовательными областями: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Интеграция краеведческого содержания с другими разделами может состоять в следующем:
*участие детей в целевых прогулках, экскурсиях по городу обеспечивает необходимую двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников;
* обсуждение с детьми правил безопасного поведения:
В городе: «Как правильно переходить дорогу», «Что можно, чего нельзя делать на улицах» и т. д
В лесу: «Правила поведения в лесу», «Растения бывают съедобные и несъедобные» и т. д
* участие в совместном с взрослым труде: на участке детского сада с воспитателем это посильная уборка участка после листопада, снегопада, подкормка зимующих птиц,
на приусадебных участках с родителями;
*развитие эстетического восприятия и суждений в процессе чтения произведений художественной литературы о малой Родине, накопление опыта участия в разговорах, беседах о событиях, происходящих в родном городе, о достопримечательностях родного города, участие в придумывании сказок и историй о достопримечательностях малой Родины;
*просмотр видеороликов, презентаций, рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, отражающих отношение к малой Родине: высаживание деревьев и цветов в городе, возложение цветов к мемориалам воинов;
*участие в проектной деятельности, продуктом которой являются книги, журналы, газеты, макеты о малой Родине, создание карт города, составление маршрутов экскурсий и прогулок по городу; коллекционирование картинок, открыток, символов, значков, магнитов;
*обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей – горожан;
*участие с родителями и воспитателями в социально – значимых событиях происходящих в городе: чествование ветеранов, социальные акции и прочее.
Работа с родителями:
Одна из задач в воспитании любви к своему дому, к своей Родине состоит в том, чтобы сделать процесс воспитания и познания прошлого и настоящего нашей Родины творческим, развивающим и интересным для ребёнка. Это дело не сможет в полной степени стать успешным без привлечения родителей, и их активного в нём участия. Работа с родителями строится на принципах преемственности семьи и детского сада.
Цель работы с родителями:
*повысить активность родителей в воспитании любви к родному краю.
Задачи:
*Побудить интерес со стороны родителей к истории, культуре, традициям, характеризующим национальный колорит ХМАО-Югры.
*Формировать у родителей ответственность за воспитание у детей любви к истории, культуре, природе родного края.
*Способствовать активному участию родителей в жизни детского сада.
*Способствовать раскрытию творческих способностей в семье.
Предполагаемые результаты реализации проекта :
*Расширение знаний детей о родном крае, воспитание интереса к родному краю, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.
*Воспитание любви и чувства гордости за малую Родину, бережного отношения к родному городу, краю.
*Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений, навыков, навыков проектной деятельности.
*Повышение активной гражданской позиции семей дошкольников, увеличение количества активных участников общественной жизни города.
Система работы не ставит цель достичь высоких результатов за короткий отрезок времени путём форсирования процесса формирования патриотизма дошкольников, проявлению любви и преданности родному краю, городу. Главное – помочь детям максимально использовать их интеллектуальный и творческий потенциал, максимально использовать образовательный и воспитательный потенциал краеведения, чтобы взрослея, каждый из них смог проявить их собственные потенциальные возможности на благо процветания своей Родины, осознал свою значимость и нужность для неё.