Вера Иноземцева
Однодневный проект для детей средней группы «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад №12» г. Канаш
Однодневный проект
для детей средней группы
«Насекомые»
Выполнила: Иноземцева В. Н.
воспитатель
2018 год
Срок реализации: 1 день.
Участники: дети, воспитатели.
Возраст детей : 4-5 лет.
Вид: краткосрочный, познавательно-творческий, групповой.
Цель: расширять представления детей о насекомых.
Публикация «Однодневный проект для детей средней группы „Насекомые“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Задачи: способствовать расширению знании детей о жизни насекомых; способствовать формированию элементарных представлений о насекомых; воспитывать наблюдательность и бережное отношение к насекомым и к живой природе, воспитывать экологическую культуру, расширять словарный запас, развивать творческие способности детей.
Оборудование и материалы: ноутбук, слайдовые презентации: «Полезные насекомые», «Почему они так называются?», «Бабочки»; игрушки – насекомые для выставки, А. А. Плешаков «От земли до неба» (атлас-определитель, цветная бумага, клей, ножницы, пластилин, стеки, доски для лепки.
Предварительная работа: совместно с родителями подготовить сообщение о насекомом, организация выставки «Насекомые».
Утренний прием в группе :
Прочитать детям стихотворение:
Когда в душистом сквозняке
Присядешь летом в сосняке,
Внимательно вглядись вокруг –
Ты многое заметишь, друг.
Личинку тащит муравей,
Спешит куда-то меж корней
Большой сосны. На толстый сук
Уселся золотистый жук.
Порхает легкий мотылек,
Пьет хоботком душистый сок
И собирает мед пчела.
Все заняты, у всех дела.
Мой друг, внимательно вглядись,
Волшебную увидишь жизнь.
Рассматривание за игрушечными муравьями, жуками. Обратить внимание детей на особенности внешнего вида насекомых.
Утренняя зарядка. Комплекс «Насекомые».
1. Ходьба и бег с ускорением и замедлением темпа движения; бег с высоким подниманием бедра; бег врассыпную.
Упражнения без предметов
2. «Расправляем крылышки» :
И. п. — основная стойка, руки вдоль туловища. 1 — руки в стороны; 2 – руки вперед, 3 – руки вверх,4 — исходное положение (5-6 раз).
3. «Жуки полетели» :
И. п. — основная стойка, руки вдоль туловища. 1 — руки к плечам; 2-4 — круговые движения вперед; 5-7 — то же назад; 8 — исходное положение (5-6 раз).
4. «Стрекоза» :
И. п. — стойка ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1 — поворот вправо, руки в стороны; 2 — исходное положение. То же влево (6 раз).
4. «Пчела собирает нектар" :
И. п. — стойка ноги на ширине ступни, руки на поясе. 1 — присели, руки вперед; 2 — руки тянут вперед и опускают указательные пальцы вниз; 3 — руки поднять; 4 — исходное положение. (6 раз).
5. «Паучки-крестоносцы» :
И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 – одновременно поднять руки и ноги, стараясь делать скрестные махи; 2 —вернуться в и. п. (4-5 раз).
6. «Гусеница» :
И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 — повернуться на правый бок; 3 – свернуться калачиком; 4 — исходное положение. То же влево (6 раз).
7. «Кузнечики» :
И. п. — основная стойка, руки вдоль туловища. На счет 1-8 — прыжки на двух ногах, затем пауза (2-3 раза).
8. Игра малой подвижности «Найди насекомое (предмет!». Водящий закрывает глаза (или поворачивается спиной, в это время в каком-либо месте дети прячут предмет. По сигналу воспитателя водящий ищет предмет. Дети хлопают в ладоши тихо, если он удаляется от предмета, громко, если тот приближается к предмету.
- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о загадочном и интересном мире насекомых.
Предложить посмотреть выставку «Насекомые», атлас-определитель «От земли до неба», газеты «Непоседа».
Беседа «Кто такие насекомые?
Цели: познакомить детей с миром насекомых, воспитывать интерес к насекомым и желание узнавать о них что-то новое, воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней; чувство ответственности за свои поступки по отношению к насекомым; расширять кругозор детей, расширять словарный запас.
Выделить существенные признаки насекомых, выяснить места их обитания, чем они питаются, сообщить, что – это древнейшие обитатели нашей планеты.
Просмотр презентаций: «Полезные насекомые», «Почему они так называются?»
Цель: познакомить детей с разнообразными насекомыми с «говорящими» названиями, с тем, какую пользу приносят насекомые, познакомить с новыми словами, объяснить значение слова «насекомые», расширять кругозор, развивать чувство прекрасного.
Сообщения детей о насекомых.
( Предварительное задание:)
Чтение рассказа «О чем рассказал майский жук». Обмен впечатлениями и беседа.
Цель: воспитание бережного отношения к насекомым.
Познакомить с золотым правилом экологической этики: «Поступай по отношению к природе так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».
Лепка: «Насекомые».
Цели: развивать умение передавать характерные особенности насекомых, задумывать содержание своей работы и доводить начатое до конца, добиваясь выразительности образа задуманного насекомого, воспитывать самостоятельность, активность, творчество.
Словесные игры: «Игра в слова» (выбрать слова, которые подходят определенному насекомому, «Загадай, мы отгадаем»
Д/ и: «Что сначала, что потом», «Какого насекомого не стало», «4-й лишний»
Прогулка
Цель: способствовать систематизации представлений о многообразии насекомых, учить бережно относиться к насекомым.
Дидактические игры: «Посчитай насекомых», «Подбери действия».
Подвижные игры:
«Поймай комара»
(упражнять в подпрыгивании до предмета)
«Пчелки и ласточка»
По считалке выбирают «ласточку», которая сидит в своем гнезде. Остальные дети – «пчелки» сидят на корточках на полянке:
Пчелки летают,
Медок собирают!
Зум-зум-зум!
С окончанием слов «ласточка» говорит:
Ласточка летает,
Пчелок поймает.
«Ласточка «вылетает и ловит «пчел». Пойманный становится «ласточкой».
Чтение. К. Чуковский «Тараканище»
Цель: познакомить детей с произведением К. И. Чуковского «Тараканище», на произведении К. И. Чуковского показать, что добро всегда побеждает зло.
Просмотр презентации. «Бабочки».
Цель: познакомить детей с прекрасным миром бабочек.
Оригами «Бабочки».
Цели: развивать умение складывать фигурки на основе базовой формы – двойной треугольник, воспитывать самостоятельность, усидчивость, активность, творчество.
Отгадывание загадок о насекомых.
Цель: развивать образное мышление, воображение, память, наблюдательность.
Нос-то долог,
Голос-то звонок,
Пищит тоненько,
Кусается больно.
(Комар)
Что за пуля – летит и жужжит?
(Жук)
Не птичка, а с крыльями:
Над цветами летает,
Нектар собирает.
(Бабочка)
Хоть имеет много ножек,
Все равно бежать не может.
Вдоль по листику ползет,
Бедный листик весь сгрызет.
(Гусеница)
С ветки на тропинку,
Прыгает пружинка -
Зеленая спинка,
По травам и былинкам –
Перепрыгнет и тропинку.
(Кузнечик)
Черен, да не ворон,
Рогат, а не бык,
Летает, а не птица.
(Жук)
Народ рабочий
Весь день хлопочет,
Возле пня дом строит.
Вот так дом – в тысячу окон!
(Муравейник)
Кто там, около криницы,
Дом построил из иглицы?
(Муравьи)
Возле елок из иголок
Летним днем построен дом.
3а травой не виден он,
А жильцов в нем — миллион.
(Муравейник)
Не зверь, не птица,
Нос, как спица.
Там, где садится,
Может кровь пролиться.
(Комар)
Сам всех обижает,
А летает на всех жалуется.
(Комар)
В темной избушке
Живут чернушки,
Вяжут кружева
Без углов и без петель.
(Пчела, соты)
Целый день она стрекочет
И молчать она не хочет:
Все расскажет, все обсудит,
Всех рассердит, всех разбудит.
(Стрекоза)
В темной темнице
Работящие девицы
Без ниток, без спицы
Вяжут рукавицы.
(Пчелы)
На потолке, в уголке
Висит сито,
Не руками свито.
(Паутина)
Летит-жужжит мохнатенькая,
Лети, лети за сладеньким.
(Пчела)
Не солнце, не огонь, не лампочка,
А ночью светится.
(Светлячок)
Сначала ткет,
Потом плетет,
Устанет –
Добычу ждет.
(Паук)
Итоговая беседа.
Цель: систематизировать знания детей, развивать память.
- Что вам сегодня больше всего понравилось, запомнилось? Что нового узнали? Нужны и насекомые?
- Сможем ли мы прожить одни на Земле? Чтобы сохранить природу, ее надо охранять и бережно к ней относиться, быть добрым и умным Человеком-Великаном.
Ребенок читает стихотворение:
Я шагаю по лужайке –
Великан в трусах и майке,
Сверху ясно мне видна
Вся зеленая страна.
Вот улитка – добрый гномик,
На себе таскает домик.
Вот квартирка для жука –
Дырка старого пенька.
Вот стоит высотный дом –
Муравьи хлопочут в нем.
Вот цветок ромашка,
В нем живут букашки.
Эта малая страна
Вся кругом заселена!
Если я, великан, захочу,
Как лихой ураган, налечу,
Все дома я могу разломать,
Всех жильцов на лугу растоптать!
Если я захочу…
Только я не хочу!
Я – добрый Великан.
(Е. Серова)
Литература.
1. Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: кн. Для учащихся на. кл. / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2007. – 160 с. : ил. – (Зеленый дом).
2. Плешаков А. А. От земли до неба: атлас-определитель для учащихся нач. кл. / А. А. Плешаков. – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2008. – 222 с. : ил. - (Зеленый дом).
3. Прохорова Г. А. Утренняя гимнастика для детей 2-7 лет. – М. : Айрис-пресс, 2004. – 80 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
4. Тарабарина Т. И. Оригами для начинающих. Лучшие модели для детского сада. / Т. И. Тарабарина; худож. Г. В. Соколов, В. Н. Куров. – Ярославль: Академия развития, 2009. – 112 с., илл. (Вместе учимся мастерить)
5. К. И. Чуковский «Тараканище» сказка.
Приложение
Тараканище
Часть первая
Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперёд.
А за ним комарики
На воздушном шарике.
А за ними раки
На хромой собаке.
Волки на кобыле.
Львы в автомобиле.
Зайчики
В трамвайчике.
Жаба на метле.
Едут и смеются,
Пряники жуют.
Вдруг из подворотни
Страшный великан,
Рыжий и усатый
Та-ра-кан!
Таракан, Таракан, Тараканище!
Он рычит, и кричит,
И усами шевелит:
«Погодите, не спешите,
Я вас мигом проглочу!
Проглочу, проглочу, не помилую»
Звери задрожали,
В обморок упали.
Волки от испуга
Скушали друг друга.
Бедный крокодил
Жабу проглотил.
А слониха, вся дрожа,
Так и села на ежа.
Только раки-забияки
Не боятся бою-драки;
Хоть и пятятся назад,
Но усами шевелят
И кричат великану усатому:
«Не кричи и не рычи,
Мы и сами усачи,
Можем мы и сами
Шевелить усами!»
И назад ещё дальше попятились.
И сказал Гиппопотам
Крокодилам и китам:
«Кто злодея не боится
И с чудовищем сразится,
Я тому богатырю
Двух лягушек подарю
И еловую шишку пожалую!» —
«Не боимся мы его,
Великана твоего:
Мы зубами,
Мы клыками,
Мы копытами его!»
И весёлою гурьбой
Звери кинулися в бой.
Но, увидев усача
(Ай-яй-яй,
Звери дали стрекача
(Ай-яй-яй).
По лесам, по полям разбежалися:
Тараканьих усов испугалися.
И вскричал Гиппопотам:
«Что за стыд, что за срам!
Эй, быки и носороги,
Выходите из берлоги
И врага
На рога
Поднимите-ка!»
Но быки и носороги
Отвечают из берлоги:
«Мы врага бы
На рога бы,
Только шкура дорога,
И рога нынче тоже не дёшевы».
И сидят и дрожат под кусточками,
За болотными прячутся кочками.
Крокодилы в крапиву забилися,
И в канаве слоны схоронилися.
Только и слышно, как зубы стучат,
Только и видно, как уши дрожат,
А лихие обезьяны
Подхватили чемоданы
И скорее со всех ног
Наутёк.
И акула
Увильнула,
Только хвостиком махнула.
А за нею каракатица —
Так и пятится,
Так и катится.
Часть вторая
Вот и стал
Таракан победителем,
И лесов и полей повелителем.
Покорилися звери усатому
(Чтоб ему провалиться, проклятому).
А он между ними похаживает,
Золочё ное брюхо поглаживает:
«Принесите-ка мне, звери, ваших детушек,
Я сегодня их за ужином скушаю!»
Бедные, бедные звери!
Воют, рыдают, ревут!
В каждой берлоге
И в каждой пещере
Злого обжору клянут.
Да и какая же мать
Согласится отдать
Своего дорогого ребёнка —
Медвежонка, волчонка, слонёнка,—
Чтобы несытое чучело
Бедную крошку замучило!
Плачут они, убиваются,
С малышами навеки прощаются.
Но однажды поутру
Прискакала кенгуру,
Увидала усача,
Закричала сгоряча:
«Разве это великан?
(Ха-ха ха) Это просто таракан)
(Ха-ха-ха) Таракан, таракан, таракашечка,
Жидконогая козявочка - букашечка.
И не стыдно вам?
Не обидно вам?
Вы — зубастые,
Вы — клыкастые,
А малявочке поклонилися,
А козявочке покорилися!»
Испугались бегемоты,
Зашептали: «Что ты, что ты!
Уходи-ка ты отсюда!
Как бы не было нам худа!»
Только вдруг из-за кусточка,
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает Воробей.
Прыг да прыг
Да чик-чирик,
Чики-рики-чик-чирик!
Взял и клюнул Таракана —
Вот и нету великана.
Поделом великану досталося,
И усов от него не осталося.
То-то рада, то-то рада
Вся звериная семья,
Прославляют, поздравляют
Удалого Воробья!
Ослы ему славу по нотам поют,
Козлы бородою дорогу метут,
Бараны, бараны
Стучат в барабаны!
Сычи-трубачи
Трубят!
Грачи с каланчи
Кричат!
Летучие мыши
На крыше
Платочками машут
И пляшут.
А слониха, а слониха
Так отплясывает лихо,
Что румяная луна
В небе задрожала
И на бедного слона
Кубарем упала.
Вот была потом забота —
За луной нырять в болото
И гвоздями к небесам приколачивать!
О ЧЁМ РАССКАЗАЛ МАЙСКИЙ ЖУК
Два майских жука сидели на берёзовом листочке и мирно беседовали.
—Как хорошо жить на свете, — сказал один и с удовольствием откусил от нежного листа аппетитный кусочек.
—Да, — поддержал другой. — Приятный разговор, вкусная еда, теплый денёк — что может быть лучше?
Со всех сторон раздавались мелодичные песни птиц, лёгкий ветерок приятно шевелил берёзовую веточку.
И вдруг.
—Помогите! Помогите! — услышали жуки.
—Помогите! Помогите! — раздалось через минуту совсем рядом, и на веточку плюхнулся такой же, как они, майский жук.
—Что случилось? — спросили два приятеля в один голос.
—По. По. Помогите! — прилетевший жук пытался отдышаться. — По. По. Посмотрите, не бегут ли они за мной?
—Кто! — воскликнули жуки, и опять в один голос.
—Мальчишки, конечно же мальчишки, — ответил их новый знакомый испуганным шёпотом.
—Успокойтесь, — сказал один из жуков солидно. — За вами никто не бежал. Здесь никого нет, кроме нас. Здесь очень хорошо. Приятный разговор, вкусная еда и всё такое. А кто это — мальчишки?
—Вы счастливые, — произнёс прилетевший жук, немного
успокаиваясь. — Вы не знаете, кто такие мальчишки. А я знаю, увы.
И он рассказал свою историю.
—Раньше я тоже не знал мальчишек. До тех пор, пока не попал в их лапы. У них ужасные лапы с пятью огромными пальцами. Я, знаете ли, никогда больше не забуду эти пальцы, которые схватили меня и запихнули в тесный ящик. Мальчишки называли его спичечным коробком. Я в нём едва помещался. Ох, как там было душно, темно. Они засовывали этот ящик в огромный мешок, который называли карманом, и всё время трясли, отчего у меня кружилась голова. Время от времени они открывали коробок, и я думал, что меня хотят съесть. Но они только смотрели на меня, трогали жуткими пальцами и снова закрывали эту невыносимую тюрьму.
Жук перевёл дух и страдальчески посмотрел на потрясённых слушателей.
—Да-да, это всё было, да-да, — сказал он и продолжал. — А потом они вытащили меня и стали заставлять ползать по огромному полю, которое они называли учительским столом. Они клали передо мной какие-то брёвна, называемые карандашами, и заставляли перелезать через них. А когда я отказывался, они толкали меня сзади изо всех сил. Как это было унизительно.
Затем они взяли толстую верёвку, которую называли ниткой, и хотели привязать её к моим ногам. Они хотели, чтобы я летал на этой нитке им на потеху. Ох, как я боролся, как боролся. К счастью, в этот момент раздался какой-то оглушительный звон. Мои мучители закричали: «Звонок! Звонок!», и все куда-то побежали. Я воспользовался суматохой и вырвался из лап главного мучителя. Мои крылья, мои чудесные, сильные крылья спасли меня. Я вылетел через открытое окно и помчался что было силы. Я летел, не разбирая дороги, всё дальше, дальше. Я боялся, что они преследуют меня. И вот я здесь. Будьте добры, посмотрите, всё ли у меня цело — ножки, усики.
Два жука внимательно осмотрели своего измученного собрата и поспешили заверить его, что всё в порядке.
—Поешьте, — предложил один из них с глубоким вздохом, — здесь очень вкусный листочек.
А другой задумчиво произнё с:
—Надо же, как всё-таки опасно жить на свете.