Екатерина Столярова
Проект «Народы Севера» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта : Столярова Е. В. Воспитатель старшей группы «Пчелки»
Тип проекта : информационно- творческий, познавательный, исследовательский.
Вид проекта : фронтальный, информационный, краткосрочный.
Срок реализации: 1 неделя с 18.12. по 22.12.2017 г.
Участники проекта : дети старшей группы «Пчелки» и их родители.
Публикация «Проект „Народы Севера“ в старшей группе» размещена в разделах
Цель проекта : расширить и систематизировать представления детей о диких животных и птицах, обитающих на Севере, а так же людях, живущих на Чукотке, через организацию познавательной, исследовательской и продуктивной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- обогатить и систематизировать знания детей жителях Севера;
- учить детей сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи: делать выводы и обобщения;
- расширить словарный запас.
- вызвать интерес к исследовательской и познавательной деятельности;
Развивающие:
- развивать представления о взаимосвязи природных условий с образом жизни животных и людей;
- развивать у детей познавательный интерес к жизни животных и людей Севера; познакомить детей с народами Севера и уточнить знания об их жизни и труде;
- развивать мышление, воображение, слуховое и зрительное внимание;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе, животным Крайнего Севера.
- воспитывать эмоционально-положительное отношение детей к представителям народов Севера.
Актуальность проекта :
Быть патриотом – значит, ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников. Чтобы любить Родину, писал академик Д. С. Лихачев, надо знать, за что е любить, надо знать е историю, знать героев и их великие подвиги. Только дав ребнку эти знания, мы можем создать необходимые условия для преемственности, духовной связи поколений, воспитания в каждом ребнке патриота, гражданина. Север – удивительный край с удивительными народами. Северный человек по сути своей духовен. Народы Севера имели свои понятия и представления о тайнах мироздания, о жизни и смерти, о добре и зле, о сущности и предназначении человека, о растительном и животном мире. В суровой борьбе за существование, продолжение своего рода и племени они выработали своеобразные законы жизни в гармонии с природой, морально-этические нормы поведения среди людей, разнообразные обычаи и праздники, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение. Самое главное – они смогли выжить в суровых условиях, сохранив неповторимый уклад жизни и культуру.
К сожалению, в современном мире появляется опасность утраты традиций, когда не понятен смысл торжества и воспринимаются они только с материальной стороны – вкусно поесть, получить подарки, а сам процесс с определенными ритуалами становиться далеко не важным. Многие из них были изъяты, утеряны и забыты в социалистическое время, поэтому мы не привыкли их соблюдать, и в свою очередь не приучаем своих детей. Мы не должны быть людьми, не знающими истории своего народа, а так же традиций и обычаев своего народа. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности. И от нас будет зависеть, будут ли наши дети понимать ее, тянуться к ней, поддерживать, уважать и развивать традиции живущих на этой земле народностей. Ибо лишь человек, глубоко уважающий и понимающий самобытность своего народа, сможет понять и принять специфику культурных ценностей других этнических коллективов.
Я выдвинула гипотезу: приобщение детей к национальной культуре народов Севера содействует воспитанию человека-патриота, знающего и любящего свой уважающего народ, культуру и традиции, осознанию ребенком себя как наследника богатой истории и культуры Севера.
ПРОБЛЕМА:
У детей недостаточно знаний о жителях Крайнего Севера;
Нахождение ответов на поставленные вопросы детей, возникшие в процессе проекта : почему медведь не мёрзнет в воде?
Как приспособились люди к суровым условиям жизни?
Понять, чем уникальна культура, обычаи и традиции народов Севера?
Предполагаемый результат:
1 Обогащение знаний детей о культуре, традициях и обычаях, укладе жизни народов, населяющих территорию Крайнего Севера.
2. Раскрытие творческих способностей через разнообразные виды детской деятельности.
3. Развитие сотрудничества с родителями и воспитанниками.
4. Желание изучать быт, культуру, традиции коренных народов Севера.
Ожидаемые результаты:
1. Проявился ярко выраженный интерес к познавательно – исследовательской деятельности.
2. Познакомились с жителями Крайнего Севера и природными условиями.
3. Научились анализировать, устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы.
4. Научились лепить медведей, делать оленей, рисовать животных и жителей тундры.
5. Участие родителей дало большой плюс в расширении кругозора детей.
Интеграция образовательных областей:
"Познавательная», "Речевое», «Чтение художественной литературы", "Социально- коммуникативная», "Художественно- эстетическая», "Физическая».
Этапы реализации проекта :
1 этап- Подготовительный
Составление плана работы.
Подбор и изучение методической литературы.
Подбор наглядного и дидактического материала, художественной литературы.
Подготовить консультацию для родителей родителей.
2 этап - Основной
«Познавательное развитие»
1. «Знакомство с жизнью народов Севера».
Цель: Познакомить со своеобразием жизни народов Севера (природа, жилища, одежда, труд).
Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.
2. «Животный мир Крайнего Севера Земли».
Цель: расширять представления детей об образе жизни животных в условиях севера зимой, познакомить детей с особенностями природы Крайнего Севера Земли.
«Социально-коммуникативное развитие»
Беседы на темы «О Севере», «Знакомство с жизнью и бытом народа Крайнего Севера- Саами».
Дидактические игры «Назови семью» (медведь –медведица-медвежонок и т. п.)
"Чей хвост?»
«Один- много», «Четвёртый лишний», «Кто, где» (места обитания, «Назови правильно»(чум, нарты, малица, унты, парка)
Сюжетные игры: «Едем в путешествие на Север», «Зоопарк», «Ветлечебница»
"Речевое развитие»
1. Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце»
Цель: познакомить детей со сказкой.
2. Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой»
Цель: вспомнить с детьми произведения С. Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой»
Рассматривание картины «Животные Севера» и составление описательных рассказов.
«Чтение художественной литературы»
Чтение книги рассказов Н. Сладкова «В тундре», «Про пингвинов» Г. Снегирёв, «Айога», Шестопалова «Северное сияние», просмотр мультфильма «Умка».
"Познавательно – исследовательская деятельность»
Исследовательский эксперимент.
"Художественно – эстетическое развитие»
1. Рисование «Зима»
Цель: учить детей передавать в рисунке картину зимы в поле, в лесу, в поселке. Закреплять умение рисовать разные дома и деревья. Учить рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: цветные восковые мелки, белила (гуашь). Развивать образное восприятие, образные представления, творчество.
2. "Животные Дальнего Севера - Белый медведь»
Цель: учить детей использовать свои познания и представления об особенностях внешнего вида белого медведя; развивать у детей умение передавать в рисунке несложный сюжет с одним персонажем; закреплять умение рисовать контур тонкой кистью, пользоваться сухой жесткой кистью при рисовании шерсти медведя.
Конструирование «Чум» и «Изба» (конструктор, счетные палочки).
Аппликация с элементами рисования
«Белый медведь и Северное сияние»
Цель: побуждать к самостоятельному поиску способов изображения льдин и айсбергов, опираясь на иллюстрацию. Формировать уменияизорбражать животное в движении, точно передавая особенности внешнего вида и пропорции.
«Физическое развитие»
Подвижные игры: «Охотник и звери», «Медведь и тюлени», «Оленьи бега», «Кто больше наловит рыбы», "Ловля оленей».
Работа с родителями:
1. Консультации для родителей «Что можно рассказать ребенку о Севере», «Знакомим ребенка с животными Севера».
2. Предложить дома, с детьми посмотреть документальные фильмы о животном мире Арктики.
3. Провести опыт с детским кремом, направленный на решение проблемы «Почему белый медведь не мёрзнет в воде?»
Опыт: набрать таз с водой и предложить детям опустить в него руки. Затем стряхнуть воду. Обратить внимание на то, какие стали руки (мокрые, холодные, вытереть насухо. Предложить намазать руки детским кремом и опять погрузить в холодную воду. Стряхнуть и обратить внимание, что капельки воды сразу стекли. а руки остались сухие, жирные. Провести аналогию с шерстью медведя. Можно провести опыт, вместо рук, смазав обильно вазелином кусочек меха, а другой кусочек меха оставить чистым. Подвести детей к самостоятельному выводу.
4. Помощь в изготовлении макета «На Севере».
3 этап – Итоговый.
Выставка детских работ.
Изготовление дидактической игры «Чей хвост?»
Изготовление макета «На Севере».