Мария Корягина
Конспект занятия в старшей группе «Живут в России разные народы с давних пор»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие у детей старшего возраста толерантного отношения к людям разных национальностей, проживающих на территории России.
Образовательные задачи:
-расширять представления детей о людях разных национальностей, проживающих в России;
-актуализировать имеющиеся знания детей о национальных особенностях жителей РФ (национальные костюмы, язык, жилища, традиции).
Воспитательные задачи:
- продолжать знакомить детей с этикой межнационального общения:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
- знакомить с обычаями и традициями народов России, воспитывать доброжелательное отношение к ним;
-воспитывать любовь к своей Родине и желание больше узнать о ней.
Развивающие задачи:
-развивать познавательный интерес, стимулировать желание узнавать о жизни народов России;
-расширять активный словарь детей, фантазию, воображение.
Предварительная работа: подготовка материалов и оборудования.
Словарная работа: многонациональная страна, россияне, национальность, народы, округ, республика, изба, мазанка, юрта, кочевые племена, курная изба.
Материалы и оборудование: телевизор для просмотра электронных изображений, подборка электронных изображений (яндекс картинки к рассказу) :, демонстрационный материал для занятий в группах д/с и индивидуально «Народы России и ближнего зарубежья»
Ход занятия:
Ребята, предлагаю нам с вами сегодня отправиться в путешествие по нашей стране и ее странам соседям. Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы его внимательно слушайте, оно нам поможет отправиться в путешествие.
(1картинка)
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина - Россия,
У нас у всех одна.
Ребята, о чем это стихотворение? (о нашей Родине и народах, которые здесь живут)
Правильно, ребята. Чтобы быть настоящими гражданами своей страны, нужно много знать о своей Родине, любить ее и гордиться ею, а еще знать о тех людях, которые живут вместе с нами в нашей огромной, прекрасной и многонациональной стране.
Россия разделена на множество областей(3картинка, республик и округов. Например: мы живем, в каком городе? Правильно – Твери, а наша область называется Тверская. (4картинка)
(5картинка)Наша страна не только большая, но и многонациональная. В ней проживают люди различных национальностей. У каждой нации есть своя история, культура и традиции.
(6картинка) Так же у нашей страны есть соседи – другие страны: Литва, Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Туркмения, Украина, Молдавия, Киргизия, Армения, Узбекистан, Эстония, Таджикистан и другие страны.
Люди из соседних стран тоже приезжают к нам жить, становятся гражданами нашей страны. Получается, что национальный состав пополняется.
Сейчас мы с вами посмотрим людей разных национальностей, которые проживают в соседних странах и на территории России. Но это не просто люди, посмотрите внимательно, они одеты в национальные костюмы и по разному выглядят. (Просмотр наглядного пособия «народы России и ближнего зарубежья»)
Мы с вами сейчас узнали, что у людей разных национальностей – свои традиционные костюмы. И игры у разных народов разные. Сейчас мы с вами поиграем в армянскую игру «пастух».
Цель игры: развитие внимания, ловкости, быстроты реакции.
Правила игры: волк переходит линию только после слов пастуха «не отдам»; овца, до которой дотронулся волк, должна без сопротивления идти за волком.
Ход игры: на игровой площадке чертится линия — ручеек, по одну сторону от которого собираются выбранные пастух и овцы, по другую сидит волк. Овцы стоят позади пастуха, обхватив друг друга за пояс.
Волк обращается к пастуху со словами: «Я волк горный, унесу!» Пастух отвечает: «А я пастух смелый, не отдам». После этих слов пастуха волк перепрыгивает через ручеек и старается дотянуться до овец. Пастух, расставив руки в стороны, защищает овец от волка, не давая ему возможности дотронуться до них. В случае удачи волк уводит добычу с собой. Игра начинается сначала, но меняются роли.
Мы с вами весело поиграли, отдохнули, а теперь давайте подумаем. На каком языке мы с вами разговариваем? Молодцы, на русском! А на каком языке разговаривают Армяне? (армянском, Украинцы? (украинском) ,Карелы? (карельском, Чеченцы (чеченский, Татары? (татарский, Буряты (на монгольском).
Ребята, а вам интересно посмотреть, как издавна жили все эти народы? Давайте посмотрим на экран. (7картинка) Так выглядела русская изба снаружи. Деревянные стены, а крыша была крытая соломой. Давайте зайдем внутрь избы. (8картинка) На почетном месте в хате стоит большая печь, на которой готовят еду, спят и топят избу.
(9 картинка) А это мазанка – украинский дом. Ставили основу дома из жердей и обмазывали их слоем глины, клали соломенную крышу, затем укрепляли стены глиной. (10картинка) Главное место в мазанке так же занимала печь.
(11картинка)- Юрта – традиционное жилище бурят. (12 картинка)Сначала делали подпорки и крышу из жердей с круглым отверстием вместо трубы. Поверх жердей каждую стену покрывали с каждой стороны войлоком. Затем покрывали вторым слоем войлока (купол из 2 частей) и все это закрепляли ремнем. (13картинка) – Так выглядит юрта внутри. В центре юрты, под круглым отверстием в крыше располагается очаг. Пол устилали коврами.
В юртах живут не только Буряты, но и Казахи, Монголы, Калмыки и другие кочевые племена. Кочевые племена – это народы меняющие свое место проживания взависимости от времени года или природных условий. А такой дом удобен, его можно собрать, перевезти и поставить заново на новом месте
(картинка 14) А это Мордовская курная изба -кудо. Обратите внимания, на крыше нет трубы. Когда топят печь, то открывают маленькие окошки и дверь в кудо, чтобы выпустить дым. (15картинка) Куда внутри похожа на русскую избу и украинскую мазанку, только печь ниже и без трубы.
Несмотря на то что мы все такие разные : у каждого народа своя культура, традиции, язык, дома, одежда. Нас всех объединяет то, что наша родина – Россия, мы все говорим на русском языке, любим и уважаем друг друга.
Ребята, наше с вами путешествие подходит к концу, что для вас сегодня было самым интересным? О чем новом вы узнали?