Нина Ростовцева
Проект «Традиции и быт народов Севера»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Культура и быт народов ханты и манси»
Составитель: Ростовцева Нина Васильевна
Г. Урай,2017г
Актуальность темы:
Земля на которой ныне расположен наш округ, является исторической родиной обско-угорских народов : ханты и манси. Потребность знать свой край, в котором мы живем рано или поздно возникает у каждого человека. Изучать свой край- это значит ежедневно узнавать, что то новое о жизни нашего округа. Ханты –Мансийский округ это удивительный край лесов, озер, рек и животного мира. Природа -это мир, который начинают познавать с детства. А значит крайне важно научить ребенка видеть, слышать, чувствовать и воспринимать то, что связано с понятием «Моя земля –Югра»
Публикация «Проект „Традиции и быт народов Севера“» размещена в разделах
• Главной целью является формирование целостных представлений о городе, крае, в котором мы живем, дать воспитанникам представление об устном народном творчестве коренных народов севера, об особенностях быта, культуры, традициях КМНС. Внимательное, бережное отношение к природе.
• Создание иллюстрации по исследовательской работе и презентации.
• Оформление альбомов рисунков, фотогалереи.
Задачи:
1. Ознакомить детей с историей Югорского края, культурой, традицией, с малой поэзией
2. Дать знания о природном богатстве Югорского края
3. Формировать эмоционально-образное восприятие произведений устного народно творчества ханты и манси; посредствам литературных произведений.
4. Расширять и углублять знания детей о животном мире тайги;
5. Способствовать воспитанию любви к родному краю, умение ценит красоту и богатство родной природы.
6. Создавать предметно пространственную среду для самостоятельной познавательной деятельности воспитанников
7. Формирования желания у воспитанников ознакомиться с мансийским языком (через речевой этикет)
Вид проекта : познавательно - воспитательный.
Продолжительность: 2017-2019гг
Целевая аудитория:
- дети старшего дошкольного возраста;
-родители;
-воспитатели группы;
-физкультурный руководитель;
-музыкальный руководитель;
-социальные партнеры:
1. музей истории г. Урай;
2. детская библиотека;
3. школа мастерская народных промыслов «Анкли»;
4. МБУ ДО ЦДО.
Новизна: работы состоит в комплексном приобщении детей к духовной и материальной культуре народов ханты и манси, истории родного края через проектно-исследовательскую деятельность на основе педагогики сотрудничества: дети, родители (законные представители, педагоги, социальные партнеры.
Реализация проекта осуществляется по основным темам:
старшая группа
— Родной город Урай.
- Знакомство с ХМАО
— Природа северного края.
подготовительная группа
- Быт, культура и традиции коренных народов Севера (ханты и манси).
- Сохраним наш край родной.
Основными формами работы являются:
- создание мини-музеев «На просторах Югры», «Люблю свой город Урай», «Природа северного края», «Быт и традиции народов Севера»;
- родительские гостиные «Кочевая семья», «Фольклор народов Севера»;
- выставки народно-прикладного искусства народов Севера «Мастерицы Югры», «Горжусь тобою мой Урай»;
- создание детских сборников «Сказки народов Севера»;
-создание детских сборников «Загадки народов Севера»;
-оформление Красной книги природы ХМАО;
-создание фонотеки фольклора народов Севера;
- спортивные праздники «День оленевода», «Вороний день», «День рыбака», «День коренных народов мира», «Медвежий праздник», «День обласа» и т. д.
Содержание проекта.
1 этап- подготовительный. (с 01.04.2017г по 30.04.2017г.)
№п/п Мероприятия Дата проведения
1. Диагностический срез знаний детей об истории г. Урай, быте, культуре и традициях коренных народов Севера С 01.04. 2017 по 20.04.2017
2. Анкетирование родителей (законных представителей) «Что ты знаешь о своем городе?», «Что ты знаешь о коренных жителях Югры?» С 01.04. 2017 по 20.04.2017
3. Анализ результатов анкетирования родителей (законных представителей, знаний детей. С 21.04. 2017 по 30.04.2017
4. Оформление уголка для детей по краеведению; Изготовление макета: использование наглядных моделей – чум, лабаз, лодка, олени, подборка методической литературы; наглядно - иллюстративного материала ; изготовление рисунков с народами крайнего севера – ханты и манси; создание презентаций; подбор подвижных, дидактических игр для реализации проекта.
2 этап – проектно-организационный (01.05.17по31.05.2017г
№п/п Содержание Дата исполнения
1. Разработка проекта по теме «Традиции и быт народов Севера» С 01.05.2017 по 01.08.2017
2. Подбор методической литературы 01.08.2017
3. Дидактических пособий для реализации проекта С 01.07.2017 по 01.08.2017
4. Разработка совместных планов с соцпартнерами 01.08.2017
3 этап — практический (с 01.09.2017г. по 31.05.2019г.)
Ожидаемые результаты реализации проекта :
- создано единое образовательное пространство для полноценного личностного развития дошкольников;
- воспитанники владеют знаниями о природе родного края, обычаях и традициях народов ханты и манси, с их народным творчеством.
- у воспитанников - представителей коренных малочисленных народов Севера сформирована языковая, разговорная активность владения родным языком;
- профессиональный рост педагогов;
- публикации итогов проекта.
- родители (законных представители) станут активными участниками реализации проекта.
Перспективный план
Старшая группа — с 01.09.2017г. по 31.05.2018г
(Первый год обучения, 32 НОД)
№ Содержание Кол-во часов
Дата проведения Знания, умения, навыки
1 Тема: Знакомство с гербомг. Урай
-знать историю своего города;
-уметь рассказывать о гербе г. Урай,и о его создателе.
2 Аппликация: Герб города УРАЙ.
- знать символ своего города;
- умение иллюстрировать сюжет по памяти.
3 Тема: Знакомство с ХМАО.
К. Н. Ю. и их традиции
Жилище народов Севера
-знать символ ХМАО
-умение рассказывать о нем. -знать историю своего края;
- рассказывать о жилище КМНС
4 Пано «Стойбище народов Севера» - знать традиционный уклад народов севера;
-умение изготовлять сюжеты из разного материала
5 Тема: Разнообразный мир животных. -знать животных нашего края;
-умение различать домашних животных от диких, по цвету, размеру и т. д. умение отвечать на поставленные вопросы;
-соблюдать порядок.
6. Священные животные К. Н. С.
Загадки о священных животных
-знать животных нашего края;
-умение различать домашних животных от диких, по цвету, размеру и т. д. умение отвечать на поставленные вопросы
7 Священные птицы. Сказки о священных птицах
- знать птиц нашего края;
-умение различать домашних птиц от диких, по цвету, размеру и т. д. умение отвечать на поставленные вопросы
8 Тема: "Игры и игрушки детей Югры"
Аппликация: «Кукла Акань
- -знать традиционный уклад жизни детей КНС;
-различать игрушки разных народов, по виду, по одежде, по изготовлению.
Изготавливать сюжеты по образу
9 Декоративно прикладное искусство. Изготовление куклы-Акань. -умение изготовлять куклы народов севера;
-рассказывать о ней.
10 Тема: Знакомство со сказкой «Как кукла друзей искала»
-умение пересказывать сюжет;
-отвечать на поставленные вопросы.
11 Тема: "Орнаментальное искусство"
Аппликация: «Сувенир»
-знать, что такое орнамент, какое значение оно имеет у каждого народа;
-умение различать их.
-умение изображать орнаменты по форме;
-знать значения орнаментов
12
Тема: «Традиционная одежда народов севера»
ИЗО «Дорисуй рисунок»
-знать традиционный уклад жизни КНС;
-умение различать одежду.
-умение изображать сюжет по памяти.
13 Тема: Знакомство с У. Н. Т.
«Как окунь полосатым стал»
различать устное народное творчество;
-знать рыб, которые обитают в наших реках.
14
Знакомство со сказкой «Медведь и бурундук»
Умение пересказывать сюжеты, выполнять действия по ролям;
-отвечать на поставленные
15
Тема: Знакомство с мифом «Миф о происхождении кукушки Викторина: "Птицы нашего края"
умение пересказывать сюжет;
-отвечать на вопросы
16
Знакомство с мифом: «Миф о происхождении земли»
ИЗО: Иллюстрация мифа
-познакомить, что такое миф;
-умение слушать, пересказывать;
-умение пользоваться бумагой.
- умение иллюстрировать сюжет рассказ по памяти
17 Тема: «Традиционная посуда и пища» ИЗО
-знать традиционную посуду, из чего ее изготовляли;
-различать их по форме
-умение изображать сюжет по памяти, отвечать на поставленные вопросы.
18 ДПИ. Изготовление посуды КНС.
(Работа с берестой) знать традиционную посуд кнс;
-различать их по форме;
-умение работать с берестой
19
Тема: «Охотничьи, рыбные промыслы народов севера»
ИЗО: Дорисуй рисунок
знать рыбные, охотничьи промыслы КНС;
-умение рассказывать о них.
-умение применять различные орнаменты в рисунках
20
Тема: «Приметы и запреты КНС»
-знать приметы и запреты народов Севера
21 Знакомство с потешкой «Птичкины лук и стрелы»
Инсценировка потешки -умение пересказывать сюжеты,
-отвечать на поставленные вопросы;
22 Тема: «Знакомство с легендами КНС» ИЗО «Раскрась рисунок»
знать легенды народов севера;
-умение отличать легенды от других произведений.
умение изображать сюжет по памяти.
23 Тема: «Священные деревья»
ИЗО
знать деревья нашего края, какое значение они имеют для КНС;
-умения различать их;
-умение изображать сюжет по памяти;
-знать священные деревья у КНС
24 Тема: «Праздники КНС»
познакомить с праздниками народов Севера
-умение рассказывать о них.
25 «Воронний праздник»
Знакомство со сказкой «Ворона с бусами на ушах» -знать весенний праздник народов Севера, умение рассказывать о нем
26 «Праздник Трясогузки»
Изготовление орнамента «Трясогузки» Птица весну несущая на крыльях
27 «День рыбака», «День обласа»
Знать праздники рыбаков.
28 «Медвежий праздник» Знать священный праздник у народов Севера
29 Знакомство с легендой. «Легенда о происхождении медведя Знать легенду.
30 Знакомство со сказкой «Миснэ и мэнкв»
умение пересказывать сюжет;
-отвечать на поставленные вопросы
31 Викторина на тему: «Богатство нашего края»
-знать историю своего края;
-отвечать на поставленные вопросы
32 Мероприятие: «Путешествие в Югру» знать традиционный уклад жизни народов севера;
-умение рассказывать о них.
Подготовительная группа с 01.09.2018г. по 31.05.2019г.
(Второй год обучения, 32 НОД)
№ Содержание учебной темы Кол-во часов
Дата проведения Знания, умения, навыки
1 Тема: Знакомство писателями нашего края. А. М. Конькова, Юван Шесталов
-знать писателей нашего края;
-умение пересказывать сюжеты,
2 Тема: Знакомство со сказками хантыйской сказительницы
Т. Чучелиной.
Иллюстрация сказки «Мальчик корешок»
-знать писателей нашего края;
-умение пересказывать сюжеты,
умение иллюстрировать сюжеты по памяти,
3
Тема: Творчество Е. Д. Айпина
«Клюквинка и травяная косичка» Инсценировка сказки
. знать писателей нашего края;
-умение пересказывать сюжеты,
Умение пересказывать сюжеты, выполнять действия по ролям
4 Тема: Знакомство с творч-ом мансийской сказительницы
Е. И. Ромбандеевой
-знать писателей нашего края;
-умение пересказывать сюжеты -отвечать на вопросы.
5 Мероприятие посвященное ХМАО. ИЗО «Мой любимый край»
-знать историю своего края;
День рожденье округа.
-знать праздники разных народов;
6 Тема: Вечер загадок на тему: «Орудия труда народов севера»
-знать традиционный уклад народов севера;
различать традиции.
7 Игры народов севера
-знать игры разных народов;
-умение использовать их в быту
8 Тема: «Художники Югорского края»
знать художников нашего края;
9 Тема: Знакомство с музыкальным инструментом
«Санквылтап»
-знать музыкальный инструмент «санквылтап»
-отвечать на поставленные вопросы.
10 Викторина на тему: «Богатство нашего края»
-знать историю своего края;
-отвечать на поставленные вопросы
11 Тема: Знакомство со сказкой «Птичка трясогузка». Подготовка к «Вороньему празднику»
-Умение пересказывать сюжеты, выполнять действия по ролям
12 Тема: Знакомство с легендой. «Легенда о щуке, обском старике и речных духов».
. Создание композиции из пластилина по мотивам «Легенде о щуке»
- знать ус. нар. творчество народов севера;
-умение пересказывать сюжет;
умение изготовлять сувениры из разного материала, применяя национальные сюжеты.
13 Тема: Знакомство с потешкой «Бабушка», «Куличок»Инсценировка потешки
«Бабушка»
умение пересказывать сюжеты,
-отвечать на поставленные вопросы выполнять действия по ролям
14 Мероприятие: «Турнир знатоков народного творчества»
-знать традиционный уклад народов севера;
-отвечать на поставленные вопросы
15 Разучивание песни «Совыркве»
знать ус. нар. тво-во народов севера;
-умение использовать звуки
16 Панно: «Стойбище народов севера»
-знать традиционный уклад народов севера;
-умение изготовлять сюжеты из разного материала
17 Викторина по теме: «Охотничьи, рыбные промыслы»
знать традиционный уклад народов севера;
-различать традиции.
18
Тема: Знакомство со сказкой «Охотник, достойный рукодельницы» знать ус. нар. творчество народов севера;
-умение пересказывать сюжет;
-отвечать на поставленные вопросы
19 Аппликация из природного материала на тему: «Охота»
-умение изготовлять сувениры из разного материала, применяя национальные сюжеты.
20 Тема: «Край болот - Югра родная». Ягоды нашего края
знать историю своего края;
-отвечать на поставленные вопросы
21 Создание стенгазеты украшенной орнаментами
Закрепить название орнаментов.
22 Вечер кроссвордов по теме: «Орнаменты» знать орнаменты КНС;
-умение применять различные орнаменты в быту;
23 Викторина по теме: «Береста» знать традиционный уклад народов севера;
-знать, для чего использовалась береста.
24 Изготовление посуды КНС.
(Работа с берестой) -знать традиционную посуд кнс;
-различать их по форме;
-умение работать с берестой
25 Вечер кроссвордов. Тема: «Одежда» знать одежду, орнаменты народов севера;
-умение применять различные орнаменты в быту;
26 Тема: «Водяные праздники КНС» -знать праздники разных народов;
-умение рассказывать о них.
27 Рыболовство. Рыбы Югорского края к Знать название рыб
28 Оленеводство Знать пословицы и загадки об олене
29 Олимпиада «Гонки на оленях» Знать праздник народов Севера
30 Охотоводство Знать кто такой охотник. Что нужно знать охотнику.
31 Утварь охотника Предметы принадлежности охотника
32 Итоговое мероприятие:
«Путешествие на край земли» знать историю своего края;
-умение рассказывать о ней;
-отвечать на поставленные вопросы
Список литературы
1. Т. Д. Слинкина. Загадки мансийские (Вогульские)-Ханты-Мансийск. ГУИПП «Полиграфист», 2002г.
2. Край родной. Азбука краеведа. Екатеринбург, 2002г.
3. К. В. Афанасьева, Н. В. Сайнахова. Картинный словарь мансийского языка, Пособие для учащихся начальных классов. – СПб: филиал изд-ва «Просвещение», 2002г.
4. Мансийские сказки для детей дошкольного возраста. Е. И. Ромбандеева, С-Петербург. Отделение издат-ва «Просвещение», 1992г.
5. Мы дети - природы. Рабочая тетрадь по краеведению. 2 класс- Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2003г.
6. Е. И. Иваненко. Игрушки обских угров. – Ханты-мансийск: Полиграфист, 2007г.
7. В. М. Еклемзин. Игры детей обско-угорских народов; Под ред. Е. А. Немысовой. – СПб. : ТОО «Алфавит», 1999г.
8. Е. И. Ромбандеева. Эволюция становления семьи манси (вогуло) (по данным фольклора несвященных сказок). – Ханты_ Мансийск: Полиграфист, 2007г.
9. Мансийские сказки: Для уч-ся 5-8 классов/ Авторы сос. Е. И. Ромбандеева, Т. Д. Слинкина. – СПб. : «Издательство *Дрофт* Санкт-Петербург», 2003г.
Содержание курса
Месяц Тема, рифмовки, стихи,
загадки, игры
Виды
работы Граммати -
ческий материал.
сентябрь Тема: Знакомство с ХМАО. Коренные народы Югры и их традиция.
Стихотворение:
Беседа Вопросы.
Иллюстрация.
Тема: Устное народное творчество.
Сказка: «Как окунь полосатым стал»
Беседа.
Знакомство со сказкой. Вопросы.
Обсуждение.
Тема: «Миф о происхождении земли»
Игра:
Знакомство по иллюстрации. Иллюстрация. Чтение.
Вопросы.
Иллюстрация.
октябрь Тема: Разнообразный мир животных.
Священные животные и птицы К. Н. С.
Загадки.
Беседа.
Вопросы.
Иллюстрация.
«Мышонок путешественник»
Игра:
Чтение. Вопросы.
Повторение названия рыб.
Тема: Игры и игрушки детей Югры.
Игра:
Беседа.
Показ иллюстраций
Вопросы.
Тема: «Как кукла Акань друзей искала».
Чтение.
Аппликация.
ноябрь Тема: «Миф о происхождении кукушки»
Чтение.
Иллюстрация.
Панно «Стойбище»
Изготовления панно Объяснение. Показ.
Вопросы.
декабрь «Мой любимый край»
Рисование
Тема: Герб города Урай
Аппликация.
Знакомство. Вопросы.
Объяснение.
Итоговое мероприятие.
Повторение пройденных тем
январь
февраль
март
Перспективно- тематическое планирование
№ Содержание учебной темы Продолжительность Дата проведения Знания, умения, навыки
1 Формы речевого этикета на мансийском языке, и усвоение их произношения Знать формы речевого этикета на мансийском языке. Уметь употреблять речи в пределах тематики.
2 Традиционный уклад в национальной семье Знать традиционный уклад жизни.
3 Трудовое воспитание в Югорской семье.
-Труд основа жизни северян.
-Приучение к труду с самого раннего детства через игру.
-Аппликация на тему «Труд»
-Родовые обычаи труда
-Загадки на тему труд
-Приметы и запреты на тему труд
-Охотничьи, рыбные промыслы народов Севера»
Знать каким трудом занимаются дети в национальной семье.
Уметь рассказывать.
Уметь пользоваться бумагой. Изготовлять сюжеты по образцу.
Уметь отвечать на поставленные вопросы.
Соблюдать порядок.
Знать рыбные, охотничьи промыслы КНС.
4 Традиционная одежда коренных народов Севера.
-Введение.
-Фотоматериалы о материальной культуре манси.
-Аппликация на тему национальной одежды.
-Приметы и запреты на тему «Одежда»
Знать традиционную одежду, орнаменты народов Севера;
Умение применять различные орнаменты в быту;
Отвечать на вопросы.
5 Традиционный праздник Северных рародов.
-Воронний день
-Священная сказка о сотворении Земли.
-Медвежий праздник «Тулыглап»
-Приметы и запреты связанные с праздником.
-Чтение легенд, рассказов, сказок о «священном звере»
Знать традиционные праздники КНС.
Уметь пересказывать
сюжет. Отвечать на поставленные вопросы.
6 Викторина «Знаешь ли ты родную культуру?»
Знать историю своего края; уметь рассказывать о традициях и культуре народов севера
7 Беседа: Знай и береги растения тундры и тайги. Знать растения нашего края. Уметь отвечать на поставленные вопросы
8 Сказки народов Севера-первые блестящие попытки народной экологии. Знать несколько познавательных сказок. Уметь пересказывать их
9 Пословицы и загадки про экологию Знать загадки и пословицы народов Севера. Уметь загадывать загадки. Образно мыслить
Список литературы
1. А. М. Хромова. Развитие мансийской речи у детей в детском саду. - М. Издательство Икар; 1998г
2. Мы - дети природы. Рабочая тетрадь по краеведению. Х- М: ГУИПП «Полиграфист»,2003г
3. Программа по развитию родной речи детей – манси. Х-М:2000г
4. С. В. Онина. Вопросы и задания по материальной и духовной культуре обско-угорских народов. Х-М:2003г
5. Т. Д. Слинкина «Загадки мансийские (вогульские). Х-М:2002г
6. С. А. Попова «Пособие по развитию речи детей дошкольного возраста, не владеющих мансийским языком. Х-М 1994г
7. Медвежьи игрища казымских хантов. Казым-Х-М: 2004г
8. Картинный словарь хантыйского языка. М. А. Прасина. С-П Филиал
издательство «Просвящение»2002
9. Картинный словарь мансийского языка. К. В. Афанасьева. Н. В. Сайнахова. Издательство «Просвящение» С-П филиал, 2002.
2 неделя
Просмотр презентации «Путешествие по тайге»
Беседа: «Олень- кормит, возит, одевает»,
Изготовление поделок «Люблю тебя, ханты-мансийская земля!»
3 неделя
Сказки и загадки народов ханты и манси. Подвижные игры народов севера.
Изготовление куклы, одетую в национальный костюм
4 неделя
Творческая деятельность:
Консультация: «Быт, обряды, праздники народов Севера».