людмила шакирова
Проект «Жители севера» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : «ЖИТЕЛИ СЕВЕРА» старшая группа
Тип проекта : исследовательский, практико – ориентированный, познавательный.
Срок реализации : краткосрочный -1неделя
Участники : дети старшей группы «Ягодки» и их родители.
Вид : фронтальный, информационный, краткосрочный.
Публикация «Проект „Жители севера“ (старшая группа)» размещена в разделах
Цель проекта : Расширить и систематизировать представления детей о диких животных и птицах, обитающих на Севере, а так же людях, живущих на Чукотке, через организацию познавательной, исследовательской и продуктивной деятельности.
Задачи : Обогатить и систематизировать знания детей о жителях Севера,
развивать представления о взаимосвязи природных условий с образом жизни животных и людей;
развивать у детей познавательный интерес к жизни животных и людей Севера; познакомить детей с народами Севера и уточнить знания об их жизни и труде;
развивать умения в продуктивной деятельности;
развивать мышление, воображение, слуховое и зрительное внимание;
учить детей сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи ; делать выводы и обобщения;
развивать связную монологическую речь; составлять небольшие рассказы с использованием опорной схемы;
расширить словарный запас ;
вызвать интерес к исследовательской и познавательной деятельности;
воспитывать бережное отношение к природе;
способствовать активации совместной деятельности родителей и детей в рамках реализации проекта.
ПРОБЛЕМА: У детей недостаточно знаний о жителях Крайнего Севера;
Нахождение ответов на поставленные вопросы детей,возникшие в процессе проекта : почему медведь не мёрзнет в воде? Как приспособились люди к суровым условиям жизни?
Предполагаемый результат:
1 Дети научатся устанавливать связи между особенностями поведения и условиями среды обитания, путём подбора информации из книг, телевизора и интернета.
2 Развитие сотрудничества с родителями и воспитанниками
3 Составлять описательные рассказы о животных Севера используя опорные схемы (презентации)
Продукт проекта : Создание макета «Жители Крайнего Севера» и рукописной книги «Животные Севера»
Интеграция образовательных областей:
познание, чтение художественной литературы, коммуникация, социализация, художественное творчество.
Этапы работы:
1 этап: Подготовительный.
Создание проблемной ситуации : кто может жить в тяжёлых северных условиях? Как приспособились люди и животные?
Постановка исследовательской задачи: как мы будем получать информацию?
Составление плана работы.
Информирование родителей о разработке проекта.
Подбор наглядного и дидактического материала, совместно с родителями.
Информационное обеспечение проекта до его начала.
2 этап Содержательный.
Реализация проекта через виды деятельности :
1 Игровая: дидактические игры «Назови семью» (медведь –медведица-медвежонок и т. п.)»Чей хвост, чья голова?»
«Один- много», «Четвёртый лишний», «Кто, где» (места обитания) «Чьё это», «Назови правильно»(чум, нарты, малица, унты, парка)
Подвижные игры: «Охотник и звери», «Медведь и тюлени», «Олени и пастух», чукотская игра «Хейро»(солнце) «Кто больше наловит рыбы»
Сюжетные игры: «Едем в путешествие на Север», «Цирк», «Зоопарк». «Ветлечебница»
Игра – драматизация: «Где обедал воробей»
2 Коммуникативная : беседы на темы «Климат Севера», «Животный мир Крайнего Севера», «Путешествие в тундру», «Путешествие на Чукотку», просмотр видеофильмов о климатических условиях Севера
3 Речевая : рассматривание картины «Север» и составление описательных рассказов, самостоятельные презентации с описанием животных и их образа жизни по опорным схемам, для рукописной книги «Животные Севера»
4 Восприятие художественной литер-ры:
Чтение книги рассказов Н. Сладкова «В тундре», «Про пингвинов» Г. Снегирёв, «Окся – труженица»
Чтение Шестопалова «Северное сияние»
5 Познавательно – исследовательская : НОД на темы:
«Животный мир Крайнего Севера», составление описательных рассказов по картине «Север»,
«Почему животные Севера не мёрзнут в воде?»,
«Как приспособились люди к суровым условиям жизни?», «Как маскируются животные?», опыт с кремом.
6 Художественно – эстетическая : НОД конструирование «Олени»(мы поедем, мы помчимся) из бросового и природного материала,
Лепка «Белые медведи», в свободное время лепим чумы, сани – нарты, людей в шубах. Рисование «Где – то на белом свете», для дополнительных иллюстраций к рукописной книге.
Общение с родителями: предложить дома, с детьми посмотреть документальные фильмы о животном мире Арктики, выучить небольшие рассказы, для презентации книги, о каком либо животном (распределить кто о каком) с использованием опорной на схемы. Изготовление игр «Чей хвост, чья голова» ,«Назови семью» ,«Один – много»
Провести опыт с детским кремом, направленный на решение проблемы «Почему белый медведь не мёрзнет в воде?»
Опыт: набрать таз с водой и предложить детям опустить в него руки. Затем стряхнуть воду. Обратить внимание на то, какие стали руки (мокрые, холодные), вытереть насухо. Предложить намазать руки детским кремом и опять погрузить в холодную воду. Стряхнуть и обратить внимание, что капельки воды сразу стекли. а руки остались сухие, жирные. Провести аналогию с шерстью медведя. Можно провести опыт, вместо рук, смазав обильно вазелином кусочек меха, а другой кусочек меха оставить чистым. Подвести детей к самостоятельному выводу.
3 этап Итоговый.
1 Презентация детей к иллюстрациям рукописной книги, рассказывание небольших рассказов
(воспитатель записывает рассказы детей) .
2 Создание книги «Животные Севера»
3 Из готовых малых форм (олени из киндеров и веточек, из пластилина: белых медведей, тюленей, чумов, нарты, людей в шубах и т. п) создаём макет по теме проекта.
Результаты для детей
1 Проявился ярко выраженный интерес к познавательно – исследовательской деятельности.
2 Познакомились с жителями Крайнего Севера и природными условиями.
3 Научились анализировать, устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы.
Научились лепить медведей, делать оленей, рисовать животных и жителей тундры.
4 Познакомились с народами Севера.
5 Научились составлять описательные рассказы с использованием опорных схем
6 Участие родителей дало большой плюс в расширении кругозора детей.