Оксана Губанова
Проект «Народная культура и традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная карта проекта
Проект «Народная культура и традиции»
Авторы проекта : Губанова О. В.
Продолжительность проекта :
- краткосрочный с 11.03.16 по 01.04.16
Тип проекта :
- по составу участников- групповой (дети, родители, педагоги, муз. руководитель)
- по целевой установке – информационно-творческий.
Возраст детей: 4-6 лет.
Проблема, значимая для детей:
Публикация «Проект „Народная культура и традиции“» размещена в разделах
У детей мало знаний о происхождении русских народных игрушек, русских народных костюмах и традициях. Решили повысить знания детей о народной культуре и традициях через беседы, чтение художественной литературы, народное творчество, так же изготовить игрушки и поделки своими руками из различного материала.
Проблема, значимая для родителей – помощь в работе над проектом.
Цель проекта :
- Повысить интерес к истории и культуре русского народа, к русским народным традициям, к народному прикладному искусству, народному костюму, русским народным игрушкам и научиться изготавливать русские народные игрушки своими руками из различного материала.
- Привлекать к творческому взаимодействию семьи воспитанников.
Задачи проекта :
- для детей
- Выявить проблему и найти способы её решения.
- Познакомиться с традициями русского народа, народным костюмом, с различными изделиями народного прикладного искусства;
- Научиться изготавливать различные русские народные игрушки разными способами из различного материала.
- для педагогов
- оказывать детям помощь в выявлении проблемы, в поиске её решения, в оформлении работ, в организации выставки, организация развлечения «Русские народные забавы»
- развивать навыки коммуникативного общения;
- познакомить с историей и традициями русского народа;
- воспитывать интерес к народному творчеству, любовь к ручному труду;
- развивать познавательную активность дошкольников;
- привлекать родителей к участию в проекте;
- налаживать конструктивное и творческое взаимодействие с семьями воспитанников;
- для родителей
- Помочь детям достичь положительных результатов в презентации докладов «Народные костюмы»
- Участие родителей в организации развлечения «Русские народные забавы»
Форма проведения итогового мероприятия проекта :
- Проведение развлечения «Русские народные забавы»
- Экскурсия по мини – музею «Русская изба» и выставке «Русские народные игрушки».
Продукты проекта :
- для детей
Поделки своими руками «Глиняный человечек», куклы из лоскутов ткани, ниток, дымковские петушки из картона, тарелки с Гжельской росписью, кувшинчики с аппликацией «Хохлома».
для педагогов
Организация выставки детских работ.
Организация выставки «Русские народные игрушки»
для родителей
Подготовка совместно с детьми презентации докладов «Народные костюмы»
Участие в выставке детских работ и в развлечении «Русские народные забавы».
Ожидаемые результаты по проекту :
для детей
- Развитие интереса детей к культуре и традициям русского народа, народному прикладному искусству.
- Развитие творческого воображения, творческого мышления
- Получить эмоциональный отклик от своей работы.
- Закрепление умений детей изготавливать игрушку разными способами применяя различный материал (глина, ткань, шерстяные нитки, картон.)
- Научиться проводить экскурсию.
для педагогов
- Сбор информации по данной теме, используя такие направления как: телевидение, энциклопедии, компьютер и распределение ее между детьми и родителями.
- оформление проекта;
- подготовка музея «Русская изба»
- подготовка выставки «Русская народная игрушка»
для родителей
- Рост уровня информированности родителей о народных традициях и культуре, о деятельности ДОУ;
- Активное участие родителей в жизни детского сада и группы.
Краткое содержание проекта
Этапы проекта Действия детей Действия педагогов Действие родителей
Подготовительный
(проблема, планирование, прогнозирование результатов.
11.03.16 – 13.03.16
Что я знаю о русских народных игрушках, русских народных традициях. Решили изготовить игрушки и поделки своими руками из различного материала» Распределение информации по разным направлениями организовать сбор информации в виде стенда и организовать для родителей встречу в семейном клубе. Беседы: «В какие игрушки играли мамы и папы, когда были маленькими», «В какие игрушки играли бабушки и дедушки, когда были маленькими»
Деятельностный
(непосредственная деятельность по проекту)
14.03.16 – 27.03.16 Сбор информации и участие в беседе «Знакомство с русской народной игрушкой, материалами из которых её изготавливают.». Знакомство детей с народными традициями и культурой, с бытом русского народа. Самостоятельная художественная деятельность детей «Изделия народного прикладного искусства» (Рисование, аппликация, ручной труд, конструирование).
- оснащение предметно-развивающей среды (оформление группы в соответствии с темой, организация совместной выставки-музея)
Организация совместной деятельности с детьми, проведение познавательной образовательной деятельности соответствующей тематики.
Консультация для родителей «Все начинается с колыбельных песен, потешек…»
Консультация для родителей «Мы должны помнить о своих истоках, традициях»
Повышение творческой активности и сплоченности педагогов, родителей, детей.
Подборка информации по заданному плану.
Совместное с детьми творчество «Игрушка своими руками»
Помощь в организации музея «Русская изба», выставки
«Русская народная игрушка»
Завершающий
(презентация продуктов проекта и рефлексия)
28.03.16 – 01.04.16
Участие в развлечении «Русские народные забавы»
Оформление выставки и проведение мастер – классов по изготовлению кукол из ткани и ниток. Презентация докладов «Народные костюмы»
Подготовить детей для проведения выставки и проведение мастер – классов по изготовлению кукол из ткани и ниток. Экскурсии для детей других групп по выставке, «Русская изба»
«Русская народная игрушка» Беседа о традициях в русской семье. Объявить благодарность самым активным родителям за участие в организации проекта на родительском собрании (форма работы – круглый стол)
Помощь в оформлении музея «Русская изба», выставки. «Русская народная игрушка» Участие в развлечении «Русские народные забавы».
Системная паутинка по проекту
Социально – коммуникативное развитие:
Знакомить детей с культурой и традициями русского народа, русским бытом, русским народным костюмом. Вовлекать в сюжетно – ролевые игры «В гости к бабушке», «Посиделки»
Беседы о правилах работы с острыми предметами (иголка, ножницы).
Познавательное развитие:
Организация предметно- развивающей среды, связанной с темой.
Знакомить детей с народной игрушкой, материалами, из которых её изготавливают.
НОД Познание Ознакомление с окружающим миром:
«Народные костюмы», «Золотое веретено», «Теремок», «Глиняный человек», «Народная игрушка – кукла – самоделка»
Речевое развитие:
«Матрешка – народная игрушка», «Составление рассказов по пословицам и поговоркам», «Рассказ русской народной сказки «У страха глаза велики», «Рассказывание русской народной сказки «Жихарка», «Чтение русской народной сказки «Хаврошечка», «Лисичка сестричка и серый волк»
Дидактические игры: «Скажи наоборот», «Хорошо – плохо».
Развивающая игра «Какой, какая, какие»
Составление рассказов "Быт русской семьи".
Составление описательного рассказа «Народная игрушка»
Чтение стихотворений
Э. Успенский «Матрешки»
Я. Дубенский «Мы разные»
С. Есенин «Береза»
«Дымковская игрушка»
«Филимоновская игрушка»
«Ой, свистулечка какая…»
«Богородская игрушка»
М. Бородицкая «Глиняная свистулька»
«Чем знаменито Дымково»
Рассказы
К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»
Русские народные сказки «Волк и семеро козлят», «Лиса и заяц», «Волк и лиса», «Петух, кот и дрозд», «Каша из топора», «Зимовье зверей», «Петушок и бобовое зернышко», «Жихарка»
Заучивание наизусть
Считалка «Аты – баты»
В. Орлова «С базара»
Потешки :
«Котенька – коток», «Катя - Катя – катюха», «Пошёл котя на торжок»
Заклички:
«Солнышко»
Скороговорки: «На дворе трава…», «У осы не усы…», «Течет речка, печет печка…». Колыбельные: «Баю – баюшки, прибежали заюшки…», «Ночь пришла, темноту принесла…», «Ой, лю – ли, лю – ли, лю – ли.» прибаутки.
Художественно – эстетическое развитие:
Рисование:
«Матрёшка», «Народный узор», «Украсим кукле платьице», «Деревенская изба», «Сказочный домик», «Сказочная Жар – птица», «Деревенская улица».
Аппликация:
«Народная игрушка», «Сказочная птица».
Лепка:
«Матрёшка», «Человек в народном костюме», «Козлёночек», «Кувшинчики».
Конструирование:
«Русская изба».
Прикладное искусство:
«Кукла из ткани «Бессонница»
Эстетическая беседа: «Особенность Гжельской, Каргопольской, Дымковской росписей».
Физическое развитие:
Подвижные игры:
«Горелки», «Заря», «Петухи», «Сова и мыши», «Пастух и стадо», «Жмурки», «Гуси – гуси…», «Что мы, делали не скажем, а что делаем - покажем», «Ручеек»
Физ. Минутки:
«Пальчики», «Курица»
Пальчиковая гимнастика
«Ватрушки»
Артикуляционная гимнастика.
Гимнастика для глаз.
Дыхательная гимнастика.
Формы взаимодействия с родителями:
Консультации для родителей:
«Все начинается с колыбельных песен, потешек…», «Мы должны помнить о своих истоках, традициях», «Как русские народные потешки и заклички влияют на развитие речи ребенка»;
Рекомендации:
«Какие сказки можно почитать детям»; по просмотру мультфильма «Снегурочка», «Хаврошечка».