Наталья Федотова
Сценарий мероприятия «Народная культура и традиции русского и чувашского народов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с традициями русского и чувашского народов. Познакомить со здоровьесберегающими компонентами через русские и чувашские народные игры.
Задачи: воспитать интерес и уважение к русским и чувашским традициям;
развить эстетическое и нравственное восприятие мира;
Публикация «Сценарий мероприятия „Народная культура и традиции русского и чувашского народов“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Русские народные традиции и обычаи
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Чувашия. Чувашская Республика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» октябрь 2016
познакомить с народными традициями, обычаями, обрядами русского и чувашского народов; дать представление о национальных играх.
Ход мероприятия
В зал входят два воспитателя. Один в русском национальном костюме, другой в чувашском национальном костюме.
(Звучат русская и чувашская мелодии).
1Воспитатель: Мир вам, гости долгожданные,
Что пришли к нам в добрый час!
Встречу теплую, желанную
Приготовили для вас.
2Воспитатель:
Очень часто за событиями
И за сутолокою дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
Стали более привычны
Нам полёты на Луну.
Вспомним старые обычаи!
Вспомним нашу старину!
1 Воспитатель: Коренная область расселения русского и чувашского народов - Восточно-Европейская равнина, территория России. Россия является многонациональным государством, на территории которого проживает более 180 народов.
У каждого народа есть свои ТРАДИЦИИ. И сегодня мы поговорим о традициях, обычаях и культуре русского и чувашского народов. Как вы понимаете это слово? Что такое традиция (Предположения детей)
2Воспитатель: Традиция – это передача от предшествующих поколений обычаев и обрядов, направлены на духовный мир личности, формирование морального и духовного облика человека. ( Например: русское гостеприимство, чувашское) Традиции бывают семейные. Например, почти во всех семьях отмечают дни рождения членов семьи, поздравляют женщин в день восьмого марта и др.
Есть традиции всенародные : празднование Нового года, дня Победы, Масленицы с блинами, катанием на горках. А есть национальные чувашские праздники. Это: Питрав, Мункун, Севарни.
1 Воспитатель: А еще есть традиции связанные с приготовлением разных блюд – традиционная национальная кухня. Она зависит от того, что выращивают в стране.
Что выращивают в России? А в Чувашии?
(Ответы детей) В нашей стране очень много национальных блюд готовят из муки, например: блины, каравай, расстегай, хуплу, и другие блюда
2Воспитатель: А еще русские люди очень любят щи. Из чего варят щи? (Ответы детей)
Дидактическая игра «Узнай на ощупь» (овощи)
1Воспитатель: У русского народа есть такая поговорка: «Щи да каша – пища наша». Значит, что ещё любят наши люди?
Дети: Кашу.
Физкультминутка «Кашка-малашка»
Кашка- малашка, ты так хороша, (одна рука согнута в локте имитирует кастрюлю, другой рукой помешиваем)
Если добавить стакан молока. (“Наливаем молоко”)
Сахар и соль мы щепоткой кладем, (соответствующие движения)
Кашку-малашку мы деткам даем. (Дающее движение рук)
Кашка-малашка, ты так хороша,
Если добавить кувшин молока. (“Держим кувшин двумя руками”)
Сахар и соль мы ложкой кладем, (соответствующие движения)
Кашку-малашку мы мамам даем. (Дающее движение рук)
(Низким голосом)
Кашка-малашка, ты так хороша,
Если добавить ведро молока. (“С трудом наливаем”)
Сахар и соль мы горстями кладем, (соответствующие движения)
Кашку-малашку мы папам даем (дающее движение рук)
1Воспитатель: Из чего можно сварить кашу?
Дети: Из крупы.
(На презентации)
2Воспитатель: Назовите крупы.
Дидактическая игра: «Какая каша?» (Из манки – манная, из пшена – пшенная.)
1Воспитатель: Обряд конкретизирует форму выражения общепринятого в той или иной местности поведения в особо яркие моменты жизни человека ( Например: обряды свадебный, крещения). Обряды считались столь же необходимым компонентом жизни, как и праздники.
Существуют и календарные праздники и у русского и у чувашского народа. они похожи :Масленица (проводы зимы и встреча весны, Пасха (расцвет весны, пробуждение жизни) - церковный праздник. Посиделки устраивались в осенне-зимний период. Вечерами молодежь собиралась у одинокой пожилой женщины, девушки и молодые женщины приносили кудель и другую работу - пряли, вышивали, вязали.
Сборы (хороводы) - летнее развлечение молодежи на околице деревни, на берегу реки или у леса. Плели венки из полевых цветов, играли в игры, пели и плясали, водили хороводы. Задерживались допоздна. Главной фигурой был хороший местный гармонист.
У русского и чувашского народов существовали праздники, на которых с удовольствием играли в народные игры. Играя люди между собой соревновались в ловкости, быстроте, силе. Вот и сейчас мы это проверим.
Игра русская «Дедушка Мазай»
Ход игры. Играющие выбирают дедушку Мазая. Остальные участники договариваются, какие движения, обозначающие работу ( например: сеяние, жатву, косьбу и т. п.) или другой вид занятий (ходьба на лыжах, катание на коньках, игра в снежки и т. д.) будут ему показывать. Они подходят к дедушке Мазаю и поют.
Здравствуй, дедушка Мазай,
Из коробки вылезай!
Где мы были – мы не скажем,
А что делали – покажем!
После этих лов все изображают движениями работу, о которой договорились. Если Мазай отгадывает, дети разбегаются, и он их ловит. Кого первого поймали. Тот становится новым дедушкой Мазаем, и игра повторяется. Если не отгадывают, ему показываюте пения может звучать такой диалог:
- Здравствуй, дед!
- Здравствуйте, дети! Где вы были?
- На работе.
- Что делали?
После этих слов дети выполняют движения.
Чувашская игра «Краски»
Участники игры выбирают хозяина Ивана. Остальные игроки- краски. Хозяин даёт названия краскам. Иван приходит за краской и стучит в дверь:
- Тук-тук!
- Кто там?
-Покупатель!
-Что нужно?
-Краску!
-Какого цвета?
-Красного
Выбранная краска убегает от Ивана до оговоренного места. Иван её догоняет. Если Иван догонит краску, то забирает её. Если не догонит, то краска остаётся у хозяина и получает новое задание. Если пойманы все краски, то игра начинается сначала.
Правила игры. Краска может начать бег в любом направлении, но не выбегает за пределы установленной территории.
Русская игра «Заря-заряница»
Ход игры.
Выбираются двое водящих. И водящие, и играющие стоят по кругу, держа в руках ленточку (на карусели укрепляются ленты по числу играющих). Все идут хороводом и поют.
Заря-заряница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты расписные.
Один, два, три – не воронь,
А беги, как огонь!
На последние слова водящего бегут в разные стороны. Кто первый возьмет освободившуюся ленточку, тот и победитель, а оставшийся выбирает себе следующего напарника.
Чувашская игра «Журавль»
Число игроков не ограничено. До начала игры дети чертят на земле круг. Игроки должны прыгать друг за другом на одной ноге. Нельзя сходить с линии. За этим строго следит судья. Стоящий в середине круга. Уставших игроков и сошедших с линии он исключает из игры. Тот, кто продержался в игре дольше всех- самый сильный и выносливый – становится судьёй.
Правила игры. Игрок, чья нога сходит с линии круга, выходит из игры.
Итог занятия:
1Воспитатель: Сегодня мы с вами говорили о нашей стране и ее тради
иях. Традиций у русского и чувашского народов очень много. Дома поговорите с родителями, узнайте, какие русские и чувашские традиции они помнят и соблюдают, какие народные игры они знают?