Светлана Василенко
Проект на тему: «Культура и традиции русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
В настоящее время необходимо с дошкольного возраста уделять внимание вопросам духовно- нравственного развития детей, что способствует формированию любви к родному краю. Уважению к народным традициям, а также творческому развитию детей в различных видах деятельности.
Вот почему важно в жизнь ребенка включать разнообразные виды художественной творческой деятельности. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность.
Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство.
Публикация «Проект на тему: „Культура и традиции русского народа“» размещена в разделах
В народном искусстве обобщены представления о прекрасном. Эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре.
Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочнения эмоционально-положительного отношения детей к нему.
Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд.
Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, т. е. воздействия на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.
Постановка проблемы:
Знакомство детей, начиная с раннего возраста с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствует развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания. В будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и России, будут жить, даря миру громадное количество талантов.
Цель проекта :
Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам русской народной культуры. На основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному и социальному развитию ребенка.
Задачи проекта :
I. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах.
II. Познакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т. к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.
III. Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию предметно – развивающей среды.
IV. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей.
Планируемый образовательный результат:
• Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;
• Формирование чувств национального достоинства;
• Расширение представлений у детей о быте русского народа;
• Приобщение к народным традициям через фольклор;
• Взаимодействие педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.
Программа реализации педагогического проекта :
I. Изучение психолого-педагогической литературы по проблемам проекта.
II. Изучение положительного педагогического опыта, использование народного фольклора для воспитания детей дошкольного возраста.
III. Изучение традиций народного семейного воспитания.
V. Разработка плана работы с детьми.
Основные формы работы с детьми:
I. Непосредственно-образовательная деятельность:
1. Беседы, рассматривание картин, иллюстраций, наглядно-дидактического материала по темам:
- «Знакомство с родным краем»;
- «Знакомство с декоративно – прикладным искусством»;
-«Природа родного края»;
- «Рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше" (места проживания, строительство жилища);
- «В гостях хорошо, а дома лучше" (быт и основные занятия русских людей);
- «История русского народного костюма»;
- «Эх, лапти, да лапти мои» (знакомство с обувью);
- «История головных уборов»;
- «Эх, блиночки мои» (история русской кухни);
- Видеопрезентация «История русского платка»;
- Видеопрезентация «Городецкая роспись»;
- Видеопрезентация «Дымковская игрушка»;
- Видеопрезентация «Гжельская роспись».
2. Художественное творчество детей:
Рисование на темы:
- «Городецкая роспись разделочной доски»;
- «Роспись Гжельской посуды»;
- «Роспись дымковских игрушек».
Лепка на темы:
- «Мир сказки»;
- «Дымковские игрушки».
Аппликация на темы:
- «Русский народный костюм»;
- Матрешка – русский сувенир».
II. Проведение праздников и развлечений:
- «Осень, осень в гости просим»;
- «В гости приглашаем, чаем угощаем» (День Матери);
- «Рождественские посиделки»;
- «Широкая масленица»;
- «Пасхальный звон колоколов»;
- «Путешествие по сказке».
III. Игровая деятельность:
Дидактические игры:
- «Чей костюм», «Укрась кокошник», «Составь узор», «Угадай роспись».
Подвижные народные игры :
- «Гуси-лебеди» «Горелки», «Пятнашки», «Краски», «Золотые ворота»,
«У тети Моти 4 сына», «Как по мостику котик ходил».
Игры-драматизации:
- по русским народным сказкам : «Колобок», «Репка», «Теремок», «Гуси-лебеди».
IV. Знакомство с художественной литературой:
- знакомство с малыми фольклорными формами (потешками, песенками, пословицами, поговорками, прибаутками, закличками);
- чтение русских народных сказок : «По щучьему велению», «Лисичка со скалочкой», «Гуси - лебеди»;
- чтение рассказов Валерия Кострючина из книги «Небесные колокольчики «Зернышки»; «Христос и дети»; «Материнская любовь»; «Любовь к людям прогоняет скуку»; «Пасхальный звон колоколов».
V. Конкурс детских рисунков по мотивам народных росписей :
- «Синие цветы Гжели»;
- «Золотая Хохлома».
VI : Выставки:
- «Умелые руки не знают скуки» - осенние поделки из природных материалов;
- «Мир узоров» - новогодние поделки;
- «Пасхальные композиции» - украшение яиц.
VII : Экскурсии:
- в краеведческий музей;
- в детскую библиотеку.
Система работы с родителями:
I. Анкетирование родителей на тему : «Приобщение детей к истокам русской культуры».
II. Беседа за круглым столом: «Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре».
III. Совместные посиделки с родителями и детьми:
- «Я – семья – род – народ»
- «Семейные традиции»
- «Русский самовар и чаепитие на Руси»
IV. Совместное посещение родителями, детьми и педагогами краеведческого музея.
V. Проведение совместной выставки «Народные игрушки своими руками».
VI. Проведение родительских собраний на тему :
- «Приобщение детей к русской культуре»;
- «Духовно нравственного воспитания в дошкольном возрасте».
VII : Консультации для родителей:
- «Познакомьте детей с народными играми»;
- «Как знакомить детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом».
Обобщение опыта работы на педагогическом совете ДОУ: презентация «Обычаи, обряды и традиции русского народа».