Ирина Романова
Проект «Русские народные традиции и культура» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся, если мы будем озабочены воспитанием духа, а не только передачей знаний». (Д. С. Лихачев). Именно поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Публикация «Проект „Русские народные традиции и культура“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты
- Русские народные традиции и обычаи
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по - новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Цель: сформировать понятие о русском народном творчестве; создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста (4-5 лет) через знакомство с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов.
Задачи:
1. Способствовать формированию патриотических чувств у детей: любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории через знакомство детей с русским фольклором, с жанром устного народного творчества.
2. Знакомить детей с народным декоративно- прикладным искусством.
3. Создать условия для активации творческого мышления детей посредствам народных игр, которые призваны развивать память, внимание, сообразительность, дружелюбие.
Продолжительность проекта : краткосрочный (2 недели)
Технологичность: проект доступен и может быть использован воспитателями МДОУ и родителями.
Условия реализации: детский сад, семья.
Участники: дети средней группы, воспитатель МДОУ, музыкальный руководитель, родители.
Тематика: творческий проект
План работы на 1 неделю
«Русские народные традиции и культура»
Экскурсия в Дом культуры в мини – музей клуба сохранения русских народных традиций «Любочажье»
Цель: Формирование представлений о русском крестьянском быте, уважения к русской народной культуре.
Задачи:
1. Познакомить детей с устройством русской избы.
2. Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением.
3. Закрепить знания о русском народном костюме, особенностях его изготовления и применения.
4. Расширять словарный запас: изба, горница, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук, самовар, рушник, половик, ухват.
5. Привить интерес к предметам старины, воспитывать бережное отношение к старинным вещам.
6. Воспитывать патриотические чувства.
Просмотр фотоальбома «Изба на Руси», сопровождающийся беседой «Как выглядел дом русского крестьянина».
Цель:
1. Закрепить с детьми понятие изба.
2. Познакомить с традициями строительства избы, её внешним и внутренним убранством.
3. Словарная работа: изба, сруб, наличники, половицы, конёк, горница, кровля, крыльцо.
Декоративное рисование "Славянские узоры на рубашке".
Цель:
1. Закреплять знания о русских народных промыслах.
2. Учить составлять узор, используя элементы славянской росписи, ее колорит.
3. Закреплять умение рисовать концом кисти геометрические фигуры (ромбы, квадратики, зубцы, спирали).
4. Формировать представление о народном костюме.
5. Воспитывать уважительное отношение к прошлому России.
Подвижные, русские народные игры.
Цель:
1. Познакомить детей с играми.
2. Приучать детей поочерёдно выполнять разные действия (убегать, ловить)
Прослушивание и пение русских народных песенок, закличек.
Цель:
Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.
Аппликация «Русские узоры»
Цель:
1. Ознакомить детей с русским народным орнаментом, раскрыть его характерные черты.
2. Учить композиционному построению аппликации орнаментов из геометрических элементов.
3. Развивать интерес к народному творчеству, изделиям народного искусства.
4. Воспитывать у детей любовь к культуре своего народа
Чтение русских народных сказок, потешек, небылиц.
1. Создать необходимые условия для знакомства со сказками.
2. Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию.
3. Пробуждать интерес к сказкам.
4. Воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний.
Выставка «Предметы старины»
Цель:
1. Знакомство с предметами домашнего обихода в старину.
2. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам.
3. Привлечь родителей для сбора вещей для выставки.
Познавательная викторина «Что за прелесть, эти сказки?»
Цели и задачи:
•воспитание устойчивого интереса к художественной литературе;
•создание условий для обобщения знаний дошкольников по образовательной области «Речевое развитие» (приобщение к художественной литературе, знакомство с устным народным творчеством);
•закрепление знаний русских народных сказок;
•приобретение опыта участия в выполнении тестовых заданий, умении выбирать правильный ответ из нескольких предложенных;
•развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста, расширение кругозора.
План работы на 2 неделю
«Народная игрушка. Фольклор»
Знакомство с народными игрушками, беседа.
Цель:
1. Усвоить первоначальное представление о возникновении игрушек на Руси.
2. Через игрушку познакомить с историей и традициями на Руси.
3. Познакомить детей с игрушками, сделанными из глины, соломы, дерева.
Дидактическая игра «Что спрятано в сундуке».
Цель:
1. Закрепить знание детей о народной игрушке - матрёшке.
2. Формировать понятие, из чего она сделана, как украшена.
3. Развивать интерес к народной игрушке, умение украшать матрёшку.
Декоративное рисование «Весёлые матрёшки»
Цель:
1. Познакомить детей с матрёшкой как видом народной игрушки.
2. Воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус.
Лепка «Барашек»
Цель:
1. Познакомить детей с филимоновскими игрушками. Вызвать положительное эмоциональное отношение к ним.
2. Учить выделять отличительные особенности этих игрушек: красивая плавная форма, яркие нарядные полосы.
3. Вызвать желание слепить такую игрушку.
Изготовление народной куклы – птички невелички родителями и детьми.
Цель:
1. Познакомить родителей и детей с изготовлением птички невелички.
2. Развивать индивидуальные творческие способности.
3. Воспитывать любовь и уважение к народной культуре.
2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость и положительный настрой на данный вид деятельности.
Познавательная викторина «Наш дом –Россия»
Цели и задачи:
• создание условий для совершенствования и обобщения знаний дошкольников по патриотическому воспитанию (ОО «Познавательное развитие», «Речевое развитие»);
• повышение интереса дошкольников к истории и культуре русского народа;
• воспитание патриотических чувств, любви к родине, гордости за свою страну и народ;
• приобретение опыта участия в выполнении тестовых заданий, умении выбирать правильный ответ из нескольких предложенных;
• развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста, расширение кругозора.
Семейные посиделки.
Цель:
1. Рассказать детям о происхождении посиделок, их назначении.
2. Познакомить с устным народным творчеством - потешками, песенками, небылицами, скороговорками, сказками, загадками.
3. Дать почувствовать детям добрый юмор, задор небылиц.
4. Пробудить интерес к русским народным играм.
Консультации для родителей.
«Воспитание детей на традициях народной культуры»
«Фольклор в воспитании детей»