Татьяна Кабешова
Проект «Культура и традиции народов Карелии»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ :
«Традиции и культура
народов Карелии»
Воспитатели: Гайда Ирина Викторовна
Кабешова Татьяна Витальев
Проект : «Традиции и культура народов Карелии»
Участники проекта : воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников.
Вид проекта : творческий, познавательно-речевой, информационный.
Тип проекта : краткосрочный (январь-март)
Создание проблемы:
Публикация «Проект „Культура и традиции народов Карелии“» размещена в разделах
У современных детей недостаточно знаний и представлений о своей стране, о людях разных национальностей, живущих в ней, об их культуре и традициях.
Актуальность проблемы:
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становиться патриотическое воспитание.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма. “Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом” (С. Михалков). Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру.
Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.
За последнее время всё большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.
Понятие патриотизм - это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводятся. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведёт к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.
Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведёт к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Цель проекта : воспитание любви к Родине, чувства патриотизма и гражданственности, стремление сделать всё возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа входящего в состав России.
Задачи проекта :
•расширять представления детей о своей Родине, её достопримечательных местах;
•воспитывать чувство гордости за свою Родину;
•сформировать первичные представления детей об окружающем мире, обществе, культуре и традициях народов Карелии, как субъекта Российской Федерации;
•сформировать у детей бережное и заботливое отношение к природе и ко всему живому;
•развивать диалогическую и монологическую речь детей;
• развивать в процессе работы познавательные способности: память, внимание, словесно-логическое мышление, умение анализировать, планировать, комбинировать.
План проекта
Название мероприятий Тема
Работа с детьми
Непосредственно образовательная деятельность 1. «Карелия – заветный уголок»
2. «Путешествие в леса Карелии»
Беседа 1. «Народные традиции и культура Республики Карелия»
2. «Воды Карелии»
Игры Подвижная игра: «Я есть!» («Оленпа!»)
Знакомство с литературой Карельские народные сказки :
• «Красавица Насто»
• «Голубая важенка»
• «Сестра и девять братьев»
Стихотворения:
Вера Линькова
• «Болотце»
• «Лягушонок»
• «Царевна-Морошка»
Тертту Викстрем
• «Хочет в школу воробьишко»
• «Осень в лесу»
• «Лесной доктор»
Продуктивные виды деятельности Рисование:
- «Флаг Карелии»
- «Народный костюм»
- «Животный мир»
Организация досуга 1. Просмотр документального фильма: «Карелы. Земля легенд и былей» :
• «Суровая северная земля. Предания. История» 1-я часть
• «Красота Карельской деревни» 2-я часть
• «Культура Карелии» 3-я часть
• «Природа Карелии» 4-я часть
2. Фольклорное развлечение: «На златом крыльце сидели…»
Работа с родителями
Беседы, консультации, рекомендации, анкетирование Анкетирование:
• «Развитие патриотического воспитания у детей дошкольного возраста»
• «Что вы знаете о республике Карелия?»
Беседы, консультации, рекомендации:
• «Карельские народные игры»
• «Путешествие в страну озёр»
• «Знакомство с традициями республики Карелия»
• «Что означает выражение «быть патриотом»?
• «Национальные блюда Карелии»
• «Достопримечательности субъекта РФ Карелии»
• «Патриотическое воспитание дошкольников – неотъемлемая часть общей культуры государства»
Продуктивные виды деятельности 1. «Природа Карелии» (рисование)
2. «Уголок нашей Родины» (аппликация)
Работа педагогов
• Подбор литературы
• Подбор художественной литературы для чтения детям, дидактических игр по данной теме
• Подбор демонстрационного и раздаточного материала
• Организация совместных викторин, конкурсов, игр-соревнований
• Разработка этапов проекта
Предполагаемый результат:
•Дети должны иметь представление о субъекте Российской Федерации – Карелии, о её достопримечательностях (музеях, памятниках, стадионах, театрах, учебных заведениях, производстве, об истории возникновения, об важных исторических событиях.
•Дети должны быть ознакомлены с достопримечательностями республики Карелия, с гербом, флагом и гимном.
•Сформировать интерес к культуре, национальным обычаям, традициям народов, проживающих на территории Карелии.
Итоги проекта :
1. Создание картотеки «Детские подвижные игры народов Карелии»
2. Книга рецептов «Национальные блюда Карелии»