Филенко Ольга
Проект «Народная культура и традиции. Народная игрушка» (группа компенсирующей направленности)
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Народная культура и традиции. Народная игрушка.» (Группа компенсирующей направленности)
Вид проекта : краткосрочный, творческий, познавательный.
Участники проекта : Дети, педагоги, родители.
Публикация «Проект „Народная культура и традиции, Народная игрушка“ (группа компенсирующей направленности)» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2021
Актуальность проекта :
Игрушки имеют особое значение в жизни детей младшего дошкольного возраста. Игрушки для детей – это особый мир - мир взрослых в миниатюре. Играя, дети постигают окружающий мир, моделируют своё поведение в будущей взрослой жизни.
В наше время у детей большое разнообразие в игрушках, но они не имеют представления о традиционной русской игрушке. Да и многие взрослые имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей народа.
На примере народной игрушки, можно узнать о традициях, истории, культуре своего народа. Игрушка зародилась и развивалась вместе с человеком как часть его культуры, появившись вначале внутри семьи. В каждом селе, в каждой семье, где были дети, традиционно делали свои игрушки. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимание мира и человека в нем. В игрушки, которые создавались для своих детей, отцы, матери, бабушки и дедушки вкладывали свою любовь и мудрость.
Цель проекта :
Формировать у детей интерес к истории и культуре русского народа, через образ традиционной народной игрушки.
Задачи проекта :
- Коррекционно-развивающие:
.
• Познакомить с историей народной игрушки (деревянной, тряпичной, глиняной);
• Формировать представления детей о русской народной игрушке;
• Развивать воображение, художественный вкус и творческое мышление на примере народных игрушек;
• Развивать познавательный интерес, творческие способности, фантазию, воображение;
- Коррекционно-обучающие:
• Обогащать словарь детей новыми словами;
• Познакомить с содержанием игр с народными игрушками, возможностью
использования их в разных видах детской деятельности;
• Развивать творческие и познавательные способности; речевые умения и мелкую моторику рук;
- Коррекционно-воспитательные:
• Вызывать у детей эмоционально-положительное отношение к народной игрушке; воспитывать бережное отношение и заботу о ней;
• Воспитывать любовь к традициям русской народной культуры;
• Провести выставку поделок, рисунков;
• Повышать заинтересованность родителей к продуктивной деятельности с детьми;
• Привлечь родителей к участию в проекте через пополнение тематического уголка, создание выставки «Народная игрушка».
Предполагаемый результат проекта :
• Дети знают, что такое русская народная игрушка, какие бывают игрушки;
• Знания детей об особенностях костюма матрешки (выделяют детали костюма матрешки — сарафан, платок, фартук);
• У детей наблюдается активизация словаря по теме «Русская народная игрушка».
• Родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность; укреплены семейные связи.
Этапы реализации проекта.
1 этап: Организационный
• Изучение и подбор материала. Разработка структуры проекта;
• Пополнение книжного уголка литературой, иллюстрациями, предметами по теме проекта;
• Подбор литературы по теме проекта : стихотворения, песенки, рассказы, сказки, пословицы, поговорки;
• Подбор игр, мультфильмов и иллюстраций по данной теме;
• Ознакомление родителей с темой проекта и дальнейшая работа по взаимодействию в рамках проекта;
• Разработка занятий, определение тематики бесед.
2 этап: Основной
Интегрирование проектной деятельности в образовательные области.
1. Речевое развитие: Чтение и проведение бесед по сказкам «Сказка на ночь про матрешек», «В некотором царстве, деревянном государстве…», стихотворение С. Я Маршака «Ванька-Встанька», русская народная сказка «Сивка-бурка», чтение и разучивание стихотворений, потешек, загадок о народных игрушках;
2. Рассматривание иллюстраций, картинок, альбомов по теме проекта, рассматривание элементов росписи на русских народных игрушках, просмотр презентаций: «Путешествие в страну глиняных игрушек», «История создания Матрешки», «Куклы из бабушкиного сундука»;
3. Прослушивание музыкальных произведений: «Русские матрёшечки» сл. А. Осьмушкин, муз. В Темнов; «Русская матрёшка» муз. Варламова; «Ой да мы матрёшки» сл. Петрова, муз. З. Левина; «Незабудковая гжель» муз. Ю Чичкова, сл. П. Синявского; «Русский сувенир» муз. И сл. Чурилова; «Наша Хохлома» сл. Синявского, муз. Чичкова;
4. Просмотр мультфильмов: «Жили-были матрешки…», музыкальный мультфильм «Матрешки»;
5. Познавательное развитие: проведение бесед: «Откуда к нам пришла игрушка», «В гости к нам пришла матрешка», «Бабушкины куклы», «Игрушки не простые – глиняные и деревянные расписные»;
6. Художественно-эстетическое развитие: рисование акварелью «Филимоновский петушок», аппликация из пластилина «Лошадка», изготовление тряпичной куклы «Бессонница» и куклы -оберег из ниток, раскрашивание иллюстраций по теме проекта, конструирование из строительного материала «Домик для Матрешки»;
7. Физическое развитие: Физкультминутки «Матрешки танцуют», «Дружные матрешки», Подвижные игры «Как у наших у ворот», «Ручеек», хороводная музыкальная игра «Гори, гори ясно!»;
8. Социально-коммуникативное развитие: сюжетная игра «Матрешки ходят в гости», Игры (дидактические, пальчиковые, настольно-печатные) : «Разрезные картинки», «Угадай по описанию», «Один-много», «Найди пару (тень)», «Продолжи ряд», «Соедини (обведи) по точкам», «Подбери узор», «Что бывает из дерева, глины, ткани», «Что лишнее?», «Наряди матрешку», домино, лото, пазлы, пальчиковые игры по теме проекта;
9. Работа с родителями: участие родителей в пополнении предметно-развивающей среды и книжного уголка, изготовление буклета для родителей «Матрешка- детская развивающая игрушка»;
3. Заключительный этап:
1. Выставка творческих работ, поделок, рисунков детей, выполненных в ходе реализации проекта;
2. Проведение фольклорного праздника «Народная игрушка».
Вывод:
В ходе реализации проекта «Народная игрушка» были созданы необходимые условия для ознакомления детей с русскими народными игрушками. Была организована выставка творчества детей. Дети и родители приняли активное участие в проекте : читали стихи и потешки о народных игрушках, разучивали песенки.