Татьяна Васильева
Проект по развитию связной речи с использованием мнемотехники у детей 6–7 лет
Проект по развитию связной речи с использованием мнемотехники у детей 6–7 лет
Наблюдения за детьми во время их общения со взрослыми и сверстниками, во время организованной образовательной деятельности и в режимных моментах показывают, что проблема развития связной речи касается почти всех моих воспитанников. Большинство детей не умеют вступать в диалог и поддерживать его, их ответы на вопросы односложны, они затрудняются описать предмет, рассказать о каком-либо событии, не умеют рассуждать. В речи детей существуют множество проблем: их речь скудная, односложная, состоящая лишь из простых предложений, часто предложения грамматически не связаны между собой и т. д.
Публикация «Проект по развитию связной речи с использованием мнемотехники у детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Все это свидетельствует о том, что существует проблема: необходимость внедрения в образовательную деятельность детского сада эффективного средства по развитию связной речи детей. Таким средством является мнемотехника, которая представляет собой совокупность правил и приемов наглядности, облегчающих процесс запоминания словесной информации и на этой основе – развитие речи детей дошкольного возраста.
Проблема развития связной речи дошкольников рассмотрена в работах М. М. Алексеевой и В. И. Яшиной, О. С. Ушаковой и Е. М. Струниной и др. Эти авторы утверждают, что связная речь дошкольников является мощным резервом их умственного и познавательного развития. Овладение связной речью является обязательным условием полноценного развития ребенка и его активности в общении с окружающими людьми.
Вопросы, связанные с использованием мнемотехники в речевом развитии дошкольников освещены в работах разных авторов: Л. Е. Белоусовой, Т. В. Большевой, Л. В. Омельченко, Т. Б. Полянской, Т. А. Ткачеснко и др. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: В. К. Воробьева называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т. А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями, В. П. Глухов – блоками-квадратами, Т. В. Большева – коллажем, Л. Н. Ефименкова – схемой составления рассказа. Однако все авторы указывают, что это эффективное средство для развития памяти, внимания, связной речи дошкольников.
Мнемотехника в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа и т. д.
Так как у детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление и наглядный материал усваивается лучше, использование мнемотаблиц позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее. Ребенок дошкольного возраста с особым интересом относится к мнемотаблицам. Это таблицы, состоящие из картинок-символов. Такая картинка для ребенка – наглядная модель, графическое изображение явлений природы, персонажей стихотворения, рассказа, сказки, некоторых их действий. Используются мнемоквадраты – для составления словосочетаний и предложений; мнемодорожки – для составления коротких рассказов; мнемотаблицы – для заучивания стихотворений, составления рассказов и т. д.
Для изготовления мнемотаблиц не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова, последовательность предложения и воспроизводят текст. Мнемотаблица – ключ к запоминанию и воспроизведению информации.
Таким образом, суть метода мнемотехники состоит в том, что дети под руководством взрослого с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей-символов учатся понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи, рассказы. Так происходит развитие связной речи детей.
Как сформировать речь ребенка, наполнить ее большой палитрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний? Как помочь ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи? Как способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка, помочь ему научиться коммуникативной речи? Все ответы на эти вопросы я нашла в методике – мнемотехника.
Для того, чтобы получить ответы на все поставленные вопросы мною был разработан комплекс мероприятий, направленный на развитие связной речи с использованием мнемотехники у детей 6-7 лет.
Цель работы: создать условия для успешного развития связной речи дошкольников средствами мнемотехники.
Задачи:
Образовательные задачи:
– формировать связную диалогическую и монологическую речь детей;
– обучать детей составлению описательных, повествовательных текстов, учить рассуждению;
– обучать навыкам кодирования и декодирования литературных произведений.
– совершенствовать умение наизусть стихотворение выразительно;
– обучать детей пересказывать сказки, рассказы;
– способствовать умению детей составлять рассказы из личного опыта.
Развивающие задачи :
– развивать восприятие, память, внимание, наглядно-образное и логическое мышление, воображение через составление мнемотаблиц и заучивание стихотворений, сказок, рассказов с помощью мнемотехники;
– развивать умение соотносить знаковые символы мнемотаблицы с образами с ловами, фразами;
– прививать интерес к художественной литературе.
Воспитательные задачи:
– воспитывать любовь к родной природе;
– воспитывать нравственные качества детей : доброту, отзывчивость, сострадание и др. ;
– воспитывать эстетический вкус, умение замечать прекрасное в природе.
Ожидаемые результаты
• К окончанию подготовительной к школе группы дети научатся:
– вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми;
– содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты;
– составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием;
– составлять рассказы из личного опыта.
• Планируемые результаты проведенной работы:
– увеличение количества детей с высоким и средним уровнем развития связной речи; отсутствие детей с низким уровнем;
– сформированность у детей умений пользоваться мнемотаблицами для составления описаний, рассказов, заучивания стихотворений наизусть;
– обогащение предметно-пространственной среды детского сада различными наглядными материалами по мнемотехнике;
– увеличение количества родителей, принимающих активное участие во взаимодействии с детским садом и удовлетворенных этим взаимодействием.
Структура работы:
Название «Развитие связной речи с использованием мнемотехники у детей 6-7 лет»
Возраст детей Дети в возрасте 6-7 лет
Период 2020-2021 год
Участники Дети, родители, воспитатель группы
Актуальность Определяется той ролью, которую играет мнемотехника в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста, так как связная речь является основным показателем умственного развития дошкольника, средством общения со сверстниками и взрослыми, необходимым условием успешного обучения в школе.
Проблемы Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
Неспособность грамматически правильно построить предложения. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи. Скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания.
Цель Развитие связной речи с использованием мнемотехники
Этапы реализации Первый этап: формирование умений связной речи и умений составлять мнемотаблицы и пользоваться ими при заучивании текстов.
Второй этап: закрепление умений связной речи и умений составлять мнемотаблицы и пользоваться ими при заучивании текстов.
Результат - появится умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивание стихотворений;
- пополнение и активизация словарного запаса детей;
- развитие логического и образного мышления, совершенствование связной речи;
- умение договариваться и работать слаженно;
- обратиться к взрослому с вопросом;
- умение осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов, необходимых для исследований по определенной тематике.
Взаимодействие с родителями:
В детском саду педагоги должны развивать у детей речь, мышление, внимание, память, воображение, мелкую моторику, воспитывать самостоятельность и инициативность. В связи с этим, каждый воспитатель детского сада обязан обеспечить условия для успешного развития каждого ребенка по всем образовательным областям, в соответствии с программными задачами в каждой возрастной группе.
Успешное развитие речи у детей возможно только при условии эффективного взаимодействия с семьями воспитанников.
Работа с родителями строится на принципах системности и плановости; дифференцированного подхода и учета запросов родителей каждой семьи; доброжелательности и взаимного уважения; открытости образовательной деятельности.
Для эффективности взаимодействия с родителями и повышения уровня их компетентности используются различные формы работы:
• родительские собрания;
• консультации (групповые и индивидуальные);
• индивидуальные беседы;
• мастер-классы;
•семинары-практикумы;
• оформление информационного стенда на темы «Развиваем речь детей», «Мнемотехника – это полезно и увлекательно!».
• брошюры и памятки для родителей;
• выставки мнемотаблиц, составленных педагогами, детьми и родителями.
Перспективный план по использованию мнемотехники
в развитии речи детей (подготовительная к школе группа)
Месяц Работа с родителями Работа с педагогами
Октябрь Закрепление стихотворения с детьми А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало».
Мастер-класс. Взаимопосещение мероприятий с детьми, на которых используется мнемотехника.
Ноябрь Семинар-практикум.
Папка с образцами мнемотаблиц, составленных по произведениям (стихи, рассказы, сказки). Выставка в методическом кабинете детского сада на тему «Развитие связной речи детей с помощью мнемотехники»
Январь Родителям предложить с детьми составить рассказ из опыта «Как я встретил новый год» для закрепления Пересказ сказки «Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова с помощью мнемотаблицы
Апрель Консультация «Заучивание стихотворений с помощью мнемотехники» Выступление с докладом по теме «Мнемотехника – эффективное средство связной речи дошкольников»
Май Родителям предложить стих, для закрепления с детьми работу с мнемотаблицей, на тему «День победы»
Мастер-класс: «Заучивание стихотворений с использованием мнемотехники»