Татьяна Симончук
Проект «Развитие речи детей посредством русской народной сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект на тему : «Развитие речи детей 4-5 лет посредством русской народной сказки»
Выполнила:
Симончук Т. А.
Содержание:
1. Введение
2. Актуальность темы
3. Гипотеза, цель проекта
4. Задачи, методы и формы проекта
5. Этапы и сроки реализации
Публикация «Проект „Развитие речи детей посредством русской народной сказки“» размещена в разделах
- Проекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
«Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни»
К. Д. Ушинский
Сказка – удивительное явление народного творчества. Простая и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, как только начинает говорить. Однажды придя к малышу, сказка остаётся с ним навсегда как чудо, как радость, как память. В настоящее время трудно найти лучший способ воспитания детей, чем путь приобщения их с раннего детства к устному народному творчеству. Сказка даёт нравственные уроки сострадания, самоотверженности, сочувствия, любви ко всему живому, представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом, расширяет жизненный опыт ребенка. Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Сказка воспитывает любовь к Родине, знакомит с родной природой, обычаями, укладом русской жизни. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, её мелодике. Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконно русской речи, проникается её поэзией, маленький человек не только постигает русский язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Ребенок понимает часть слов и не все грамматические конструкции, но именно речь привлекает его внимание к предметам и действиям.
Возраст от 4 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.
Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.
Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал, развивать их речь.
А что может духовно обогатить среду? Пришли к выводу, что главная задача педагога это использование русских народных сказок в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста.
В дошкольный период у детей интенсивно развивается воображение, способность действовать в образном плане, умение понимать читаемый текст и осуществлять элементарный анализ, поэтому в детстве роль сказки велика. Исследователи сходятся во мнении, что сказки – совершенно необходимый этап в развитии ребенка.
Участники проекта являются дети 4-5 лет, воспитатели и родители. Через русские народные сказки ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Исходя из этого, базовой основой для развития речи у детей группы мы выбрали методическую тему «Русская народная сказка- как средство развития речи.»
ПРОБЛЕМА
Почему наши дети плохо говорят? Может, потому что мы разучились с ними разговаривать. Родители детей отмечают отсутствие у них времени и желания, чтобы почитать детям сказку. Современные родители, а, как следствие, их дети, в большинстве своем не посещают библиотеки. Более того, беседа с родителями указывает на их низкую информированность по поводу того, какие книги покупать и читать детям в разные возрастные периоды.
Проблема сохранения интереса у детей к русскому народному творчеству сегодня актуальна как никогда. Техника (аудио-, видео-, компьютерная) дающая готовые слуховые и зрительные образы, ослабила интерес к книге и желание работы с ней.
Плоды этого мы уже пожинаем сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, нравственных устоев. Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Русская народная сказка – явление уникальное. В сказочном мире все необычно : животные, наделенные человеческими качествами, предметы, имеющие волшебные свойства и помогающие человеку и многое другое. В течение многих столетий сказка учила добру, справедливости, героизму, любви, давала знания об окружающем мире, воспитывала нравственно, «наставляла» уму – разуму.
ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА
Если использовать русскую народную сказку наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности детей.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
1. Развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей. Определить уровень развития речевого умения детей.
2. Создание системы работы и проверка педагогических условий по развитию речевого творчества детей.
3. Приобщение детей к культуре своего народа.
4. Расширение знаний детей об окружающей действительности, развитие умения тонко чувствовать художественную форму, мелодию и ритм родного языка.
5. Использование технологии мнемоники в образовательном процессе для развития речи детей младшего дошкольного возраста.
6. Совершенствовать способность детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
7. Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
1. Расширить знания о сказочных героях русских народных сказок.
2. Формировать нравственные представления о добре и зле, о хороших поступках и плохих.
3. Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию, образное мышление.
4. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря и навыков связной речи, совершенствовать интонационную выразительность речи, учить рассказывать знакомые сказки.
5. Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику.
6. Содействовать совершенствованию навыков продуктивной деятельности.
7. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие. Создавать благоприятный психологический климат во время всех мероприятий.
8. Создавать в семье благоприятные условия для развития ребенка, с учетом опыта детей, приобретенного в детском саду.
9. Развивать совместное творчество родителей и детей, заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней
Тип проекта : групповой, познавательно-творческий.
По содержанию: социально - педагогический.
Участники проекта : дети группы, воспитатели группы, родители.
По времени проведения: долгосрочный (сентябрь-май 2019г)
По характеру контактов: в рамках ДОУ.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПPОЕКТА
ФОРМЫ:
Занятия, досуги, консультативная работа с воспитателями и родителями, свободно-самостоятельная деятельность, индивидуальная работа с использованием дидактических материалов.
МЕТОДЫ: наблюдение, рассказ, игры, показ, моделирование.
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОЕКТА :
С ДЕТЬМИ
– в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей : проведение цикла тематических занятий по различным видам деятельности с целью обогащения педагогических воздействий, направленных на освоение ребенком определенного речевого содержания по средствам эффективного использования русских народных сказок;
- дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации;
- специальные игровые задания;
С РОДИТЕЛЯМИ
– посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «семья - детский сад» :
- проведение мероприятий по повышению психолого-педагогической культуры родителей;
- проведение совместных досуговых мероприятий с родителями и детьми.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
- Познакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.
- Обогатить социальный быт дошкольников, расширится их кругозор;
- Повысить интерес детей к русской народной сказке;
- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
- Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.
-Успешное овладение грамотной и связной речью.
-Выразительное интонирование детьми голосов героев сказок;
-Использование образных выражений при пересказе сказок;
- Выразительная передача мимикой и движениями эмоциональных состояний героев сказок;
-Грамотное овладение лексико-грамматическими средствами языка;
-Совершенствование звуковой стороны речи;
-Усиление интереса к занятиям;
-Доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу.
- Сформировать коммуникативную и социальную компетентность детей;
- У родителей сформировать представления о создании благоприятного эмоционального и социально – психологического климата для полноценного развития ребенка;
- Родителей вовлечь в единое пространство «семья – детский сад»;
-Повысится культурный уровень дошкольников.
Этапы и сроки реализации
Данный проект реализовывался в три этапа:
1этап подготовительный: подготовка целей и задач, подбор литературы по устному творчеству;
Подготовительный
Этапы Задачи Мероприятия
подготовительный Повышение профессиональной компетентности Изучение программно-методического материала по направлению работы
Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом Подбор программно-методического материала по направлению работы, подбор диагностического материала
Обогащение игровой среды Пополнение игровой среды, изготовление наглядности (атрибутов к сказкам)
Педагогическое просвещение родителей Беседа с родителями по выявлению организации чтения сказок дома. Проведение консультаций. Оформление наглядно- агитационного материала по организации деятельности дома.
Перспективный план работы со сказкой.
Содержание Программные задачи Работа с родителями
С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь Определить уровень развития речи детей – диагностирование. Выявление трудностей у детей. беседа
О
К
Т
Я
Б
Р
Ь
1. Рассказывание русской народной сказки «Репка».
2. Вспомним сказку по иллюстрациям
1. Рассказывание русской народной сказки «Колобок». 1. Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку, точно отвечать на вопросы по содержанию. Обогащать активный словарь детей. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.
2. Закрепить знание содержания сказки, учить выделять и называть характерные признаки персонажей. Учить воспроизводить текст знакомой сказки о иллюстрациям с помощью вопросов воспитателя. Развивать интонационную выразительность речи.
Работа с родителями по пополнению книжного уголка русскими народны-ми сказками.
2. Показ настольного театра «Колобок». 2. Помочь детям запомнить последовательность действий героев сказки. Поощрять участие в рассказывании, развивать интонационную выразительность речи.
3. Слушание аудиозаписи «Колобок». 3. Учить детей слушать сказку, следить за развитием действия. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.
4. Моделирование сказки «Колобок». 4. Развивать у детей познавательные психические процессы (память, мышление, внимание). Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей с помощью модели.
Н
О
Я
Б
Р
Ь 1. .Рассказывание русской народной сказки «Зимовье зверей». 1. Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы по содержанию, Развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи. Обогащать словарь детей. Воспитывать интерес к русским народным сказкам. Рисунки любимого героя сказки «Зимовье зверей»
2. Показ настольного театра «Зимовье зверей». 2. Порадовать детей, учить эмоционально воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову.
3. Помочь детям запомнить содержание сказки, побуждать к участию в рассказывании.
3. Вспомним сказку по иллюстрациям. 4. Закрепить знание содержания сказки, учить выделять и называть характерные признаки персонажей. Учить воспроизводить текст знакомой сказки о иллюстрациям с помощью вопросов воспитателя. Развивать интонационную выразительность речи.
4. Рассказывание детьми сказки «Зимовье зверей» с помощью плоскостного театра 5. Учить детей воспроизводить сказку с помощью плоскостного театра. Формировать умение видеть структуру сказки (начало, середина, конец). Развивать интонационную выразительность речи. Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление.
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь 1. Чтение русской народной сказки «Теремок». 1. Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы по содержанию. Обращать внимание на образный язык сказки. Обогащать словарь детей. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. Консультация для родителей: «Значение сказки для развития и воспитания ребёнка» (папка-ширма).
2. Показ настольного театра «Теремок». 2. Порадовать детей встречей со знакомой сказкой, развивать чуткость к художественно-выразительным средствам сказки.
3. Хоровод - игра «Теремок». 3. Познакомить детей с малыми фольклорными формами в жанре хороводной игры, развлечениями.
4. Рассказывание детьми сказки «Теремок» с помощью моделей заместителей. 4. Учить детей воспроизводить сказку с помощью моделей заместителей. Формировать умение видеть структуру сказки (начало, середина, конец). Развивать интонационную выразительность речи. Развивать у детей психические процессы: память, мышление, внимание.
Я
Н
В
А
Р
Ь 1. Чтение русской народной сказки «Лисичка со скалочкой». 1. Учить детей эмоционально воспринимать сказку, отвечать на вопросы по содержанию. Поощрять стремление интонационно точно повторять песенки из сказки. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. Оформление альбома: «Моя любимая сказка» (сотворчество детей и родителей).
2. Показ настольного театра «Лисичка со скалочкой». 2. Порадовать детей встречей со знакомой сказкой, помочь запомнить содержание сказки, развивать чуткость к художественно-выразительным средствам сказки.
3. Игра-пазлы «Лисичка со скалочкой». 3. Напомнить детям героев сказки, развивать логическое мышление, внимание.
4. Рассказывание детьми сказки «Лисичка со скалочкой» с помощью моделей заместителей. 4. Учить детей воспроизводить сказку с помощью моделей заместителей. Формировать умение видеть структуру сказки (начало, середина, конец). Развивать интонационную выразительность речи. Развивать у детей психические процессы: память, мышление, внимание.
Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь 1. Чтение русской народной сказки «Три медведя». 1. Учить детей внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы по содержанию. Обращать внимание детей на образный язык сказки. Обогащать словарь детей. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. Консультация для родителей: «О чём рассказывает сказка» (папка-ширма).
2. Показ настольного театра «Три медведя». 2. Порадовать детей встречей со знакомой сказкой, помочь запомнить сюжет сказки. Поощрять участие в рассказывании, интонационно-выразительном повторении песенок героев сказки.
3. «Отгадай загадку» (отгадывание загадок о героях сказки). 3. Уточнить представление детей о загадках. Учить отгадывать описательные загадки. Развивать логическое мышление.
4. Слушание аудиозаписи сказки «Три медведя» 4. Учить детей внимательно слушать сказку, следить за развитием действия.
5. Моделирование сказки «Три медведя». 5. Развивать у детей познавательные психические процессы (память, мышление, внимание). Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей с помощью моделей заместителей.
М
А
Р
Т 1. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко». 1. Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы по содержанию, поощрять использование детьми в ответах сказочных оборотов. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. Консультация для родителей: «Как ускорить процесс понимания сказки» (папка-ширма).
2. Показ настольного театра «Петушок и бобовое зернышко». 2. Доставить детям радость от встречи со знакомой сказкой, помочь представить образы персонажей, помочь запомнить образы персонажей, поощрять участие в рассказывании.
3. Н/печатная игра «Собери героя сказки». 3. Учить детей анализировать элементарную контурную схему, выделять основную форму предмета. Закреплять знание о героях сказки.
.
4. Рассказывание детьми сказки «Петушок и бобовое зернышко» с помощью моделей заместителей. 4. Учить детей пересказывать сказку с помощью моделей заместителей. Формировать умение видеть структуру сказки. Развивать интонационную выразительность речи. Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление.
А
П
Р
Е
Л
Ь 1. Чтение русской народной сказки «Маша и медведь» 1. Учить детей эмоционально воспринимать сказку, запоминать сюжет, отвечать на вопросы по содержанию. Обогащать словарь детей. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. Консультация для родителей: «Использова- ние моделей заместителей при ознакомлении со сказкой» (папка-ширма).
2. Показ пальчикового театра по сказке «Маша и медведь». 2. Доставить детям радость от встречи со знакомой сказкой, помочь представить образы.
3. Ознакомление с малыми фольклорными формами- потешки. 3. Знакомить детей с жанром потешки, поощрять выразительное рассказывание потешек. Обогащать словарь детей образными словами и выражениями.
4. Рассказывание детьми сказки «Маша и медведь» с помощью моделей заместителей. 4. Учить детей пересказывать сказку с помощью моделей заместителей. Формировать умение видеть структуру сказки. Развивать интонационную выразительность речи. Развивать у детей психические процессы: память, мышление, внимание.
М
А
Й 1. Чтение русской народной сказки «Волк и козлята». 1. Учить детей эмоционально воспринимать сказку, запоминать сюжет, отвечать на вопросы по содержанию. Обогащать словарь детей. Воспитывать интерес и любовь к русским на-родным сказкам. Консультация для родите-лей: «Использование раз-личных видов театра при ознакомлении детей со сказкой».(папка-ширма).
2. Показ настольного театра «Волк и козлята». 2. Порадовать детей встречей со знакомой сказкой. Развивать чуткость к художественно-выразительным средствам сказки.
3. Н/печатная игра «Собери картинку». 3. Напомнить детям героев сказки «Волк и козлята». Развивать внимание, логическое мышление при составлении целого из частей.
4. Игры-имитации «Волк», «Козлята». 4. Учить детей координировать свои движения с текстом (из сказки). Развивать способность через пластику передавать характер героев сказки
5. Рассказывание сказки «Волк и козлята» при помощи моделирования. 5. Развивать у детей познавательные психические процессы (память, внимание, мышление). Помочь запомнить сюжет и рассказать сказку с помощью модели.
1. Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики». 1. Познакомить детей с шуточной сказкой. Учить понимать эмоционально-образное содержание сказки. Обогащать словарь детей, подводить их к пониманию значения пословиц. Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам. Работа с родителями по пополнению группы различными видами театра :настольный, би-ба-бо и т. д.
2. Отгадывание загадок о животных. 2. Развивать логическое мышление при отгадывании описательных загадок. Закреплять знание некоторых особенностей внешнего вида и повадок животных-героев сказок.
3. Дидактическая игра «Наши сказки». 3. Закрепить знание детьми русских народных сказок о животных. Развивать познавательные психические процессы (внимание, мышление, память).
4. Рассказывание детьми сказки «У страха глаза велики» с помощью мнемотаблицы. 4. Учить детей воспроизводить сказку с помощью графической аналогии – мнемотаблицы. Формировать умение видеть структуру сказки (начало, середину, конец). Развивать интонационную выразительность речи. Развивать у детей психические процессы :память, мышление, внимание.