Некрасова Лариса
Мастер-класс для родителей «Развитие речи детей посредством изготовления народной куклы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 43» г. Сыктывкара.
Мастер-класс для родителей
«Развитие речи детей, посредством изготовления народной куклы»
Выполнили: Лушкова К. О., Некрасова Л. А. ,воспитатели
Актуальность :
Публикация «Мастер-класс для родителей „Развитие речи детей посредством изготовления народной куклы“» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Мастер-классы для родителей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Что отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности дошкольников, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности. Каждый педагог хочет, чтобы речь его воспитанников была не только правильной, но и живой, выразительной, чтобы дети чувствовали красоту и разнообразие языка, умели пользоваться его богатствами.
Данная проблема определила цель: повышение активности родителей по формированию у детей среднего дошкольного возраста связной речи посредством изготовления народной куклы. Ознакомление родителей с русской народной куклой
Задачи:
- Формирование представления об изготовлении народной куклы, как средство развития речи детей.
- Ознакомление с историей народной куклы и видами кукол.
- Обучение родителей изготовлению традиционной куклы из ткани.
- Побуждение к созданию игрушек совместно с детьми.
- Способствовать единению семьи, приобщая к народной культуре через совместное творчество.
- Создание радостной, эмоционально-насыщенной атмосферы.
Целевая аудитория мастер класса : родители воспитанников.
Подготовительный этап:
- Анкетирование родителей «Речевое развитие ребёнка»;
- Подбор литературы по теме, разработка схем.
- Разработка модели мини – музея;
Практический этап (реализация проекта) :
- Создание экспозиций с использованием русской народной тряпичной куклы в мини – музее.
- мастер-класс по изготовлению народной куклы
Заключительный этап (презентация результатов проекта).
- Выставка совместных работ родителей и детей
Оборудование: диск с записями русских народных песен. Схема по изготовлению игровой куклы – «Зайчик на пальчик» Столы и стулья по количеству участников. Ткань, вязальные нитки, вата, ножницы.
Ход
Ведущий вид деятельности у детей дошкольного возраста является игра, а её средством является игрушка. Наша встреча посвящена народной кукле, игрушке, которой играли наши предки. Впереди нас ждет практическая часть, мы будем своими руками создавать кукол. А пока я расскажу, что меня подтолкнуло провести это мероприятие. Возраст 4 года имеет особое значение для речевого развития ребенка. Поэтому главная задача родителей и педагогов – помочь детям в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры. Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить: кукла – знак человека, его игровой образ, символ, который фокусирует время, историю культуры, страны и народа, отражая их движение и развитие. Поэтому народная кукла всегда была многофункциональной: в одном и том же обличье она могла выполнять разные роли: детская забава, средство воспитания, праздничный подарок, свадебный атрибут, украшение… Все ее эти значения сплелись воедино в одну самую главную функцию – функцию общения, адаптации и социализации - вхождения ребенка в культуру.
Тряпичная игрушка играет неоценимую воспитательную роль: у будущих хозяюшек воспитываются усидчивость, аккуратность, терпение; дети учатся любить свой труд и уважать труд других. Практические уроки рукоделия при изготовлении тряпичной народной куклы развивают мелкую моторику рук ребёнка, что, как доказано, способствует его общему развитию; развиваются глазомер, образное и пространственное мышление. Раньше сам акт творения игрушки был педагогическим средством: взрослые, делая игрушку, размышляли вслух по поводу создаваемого образа, поощряли положительные качества, как бы указывая путь к развитию личности. Формировались конкретные, первоначальные представлений ребёнка, в которых широко отражались разнообразные человеческие отношения: семейные отношения и идеалы, любовь детей к родителям, заботливые отношения между братьями и сёстрами, мудрость и жизненный опыт старых людей. Положительные герои народных игрушек трудолюбивы, крепки физически, наделены силой воли и терпеливы. Через игрушку с раннего возраста происходило формирование нравственных понятий, отношение к людям и вещам. В процессе совместного творчества удовлетворялись и поддерживались потребность в общении, любознательность, побуждалась наблюдательность детей.
Правила изготовления кукол
Куколки - обереги всегда делались с белым лицом –для того, чтобы через эту куколку нельзя было перенести злые мысли и поступки на её владельца, а также белый цвет образно выражал одухотворение и чистоту помыслов хозяев. Куклы - обереги всегда делались без применения иголок, ножниц, ножей, клея и так далее, чтобы тем самым не нанести вред тем, чьё здоровье и блага будут они потом хранить. Ниточки обрывались руками или перекусывались зубами, а если что и надо было обрезать, то сначала резали, а потом уже прикладывали к куколке. При изготовлении куколок ни в коем случае не допускалось присутствие мужских энергий в помещении, где происходило таинство, а если и были маленькие мальчики в комнате при этом, то они должны были быть заняты своими делами, им ни в коем случае не позволялось быть рядом и смотреть на процесс изготовления. Собирались
девушки, женщины, садились за стол и работали, напевая и разговаривая о своём, о девичьем.
Существует огромное количество народных кукол, сегодня я предлагаю познакомиться и попробовать сделать одну из простых в изготовлении игровых кукол – зайчик на пальчик. Таких кукол делали с 3-х лет. Это и друг ребенка, и одновременно его оберег. В старину родители давали игрушку детям, когда уходили из дома, чтобы, оставаясь один, ребенок не скучал и ему не было страшно. К зайчику можно обратиться как другу, поговорить с ним или просто поиграть, а еще ему можно доверить свои секреты, пожаловаться, если обидели, - и он никому не расскажет!
Для изготовления такой куклы вам понадобятся ткани, нитки и технологическая карта. (изготовление куклы)
Мастер-класс подошел к концу. У всех у вас получились разные, интересные, неповторимые куклы. «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал». Вы легко сможете изготовить народную игрушку вместе со своими малышами, а дети постарше вполне справятся с ней сами. После изготовления, попробуйте обыграть. Подобные игры прекрасно развивают речь детей : они положительно влияют на формирование навыков речевого общего, в доступной и интересной форме обогащают словарный запас детей, помогают активизировать его.
Литература
1. Дайн, Г. Л. Русская народная игрушка. – М. : Легкая и пищевая промышленность, 1981.-192 с., ил.
2. Зайцева А. А. Оригинальные куклы своими руками / Анна Зайцева. – М. : Эксмо, 2009. – 64 с. :ил. – (Азбука рукоделия).
3. Зинаида Ивановна Зимина. Текстильные обрядовые куклы/Зимина З. И. – М. : Издательство «Ладога-100», 2007.-64 с., ил. (Русская традиция).
4. Коссаковская Е. А. Ребенку купили игрушку. М., «Просвещение», 1967.-102 с. с илл… (Книги для родителей) 100 тыс. экз. 12к.
5. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М. : ВЛАДОС, 2004.
6. Шайдурова Н. В. Традиционная тряпичная кукла. – СПб. : Детство-Пресс, 2012.
7. Специализированных журнал для педагогов, гувернеров и родителей; Цветной мир, Изобразительное творчество и дизайн в детской саду и начальной школе. 1/2009
8. Флерина Е. А. Игра и игрушка. Пособие для воспитателя детского сада. Под ред. Д. В. Менджерицкой. М., «Просвещение», 1973.-111 с., ил.