Светлана Попова
НОД для детей 3–4 лет по развитию речи посредством приобщения к истокам русской народной культуры «Испечём мы пряники»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Испечём мы пряники».
Цель: развитие речи посредством приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
- познакомить детей с пряничным искусством;
- закреплять знания о различных фольклорных формах (загадки, небылицы);
- развивать речь, любознательность при разгадывании загадок, творческие способности, мелкую моторику;
Публикация «НОД для детей 3–4 лет по развитию речи посредством приобщения к истокам русской народной культуры „Испечём мы пряники“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Пряники. Все о пряниках для детей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- закреплять знания детей о различных предметах обихода, которые необходимы для выпекания пряников.
Активизация словаря: печь, изба, сковородник, сковорода, скалка, домовой, тесто, пряники, трапеза, пряности, ангел – хранитель, традиция.
Предварительная работа: разучивание небылиц, потешек, народных игр; отгадывание загадок; рассматривание пряников, знакомство со старинными предметами, пряностями, которые применяются при выпечке, работа с солёным тестом.
Материал и оборудование к занятию: макет русской печи, сковорода, солёное тесто, скалки на всех детей, салфетки для теста, разделочные доски на всех детей, трафареты – формы, влажные салфетки, ноутбук, презентация «Медовый хлеб», кукла домовёнок Кузя, поднос, песни «Пряники русские», «Прянички», «Ах, вы, сени…», аудиозапись игры на балалайке, готовая выпечка.
Ход НОД
I Организационный момент
Звучит песня «Пряники русские…»
В группу входят воспитатель с детьми, взявшись за руки, останавливаются.
Воспитатель: ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними по старинному обычаю с поклоном и подарим им наши улыбки.
Посмотрите (показ на «печь», какие чудеса в нашей группе произошли. Что-то будет, наверное, интересное. Давайте подумаем, что это? (Печка.)
Воспитатель: Да, ребята, это русская печь. Сегодня у нас пойдёт рассказ о вкусных пряниках, которые можно испечь в печи.
II Основная часть
За печкой слышится шорох, воспитатель идёт на шорох и берёт куклу, выносит к детям.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел. Это домовенок Кузя. Давайте поздороваемся с ним по старинному обычаю.
Дети здороваются с поклоном.
Кузя. Здравствуйте, ребята! Слышал я, что вы пряники печь хотите. Да ничего у вас не получится. Вы же ма-лень-кие! Я вот, сколько живу на свете и то забыл, как это делать. А так охота пряничков вкусненьких попробовать!
Воспитатель: Кузя, наши ребята много чего знают и помогут тебе вспомнить, как делать пряники и что для этого нужно.
Кузя: Правда? Как хорошо!
Воспитатель: Ребята, проходите и садитесь на лавочку.
Я буду загадывать загадки, а отгадки вы сможете увидеть, посмотрев по сторонам.
1. В печку комок, а из печки колобок (тесто).
Воспитатель: Отгадка верна. А почему? (Пряники делают из теста.)
2. Я веревка просто,
Небольшого роста,
Вместо рук - две палочки,
Как зовусь я? (Скалочка)
Воспитатель: И опять правильно. А зачем нужна нам скалка? (Чтобы раскатать тесто, нужна скалка.)
3. Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча (печь).
Воспитатель: Верно. А зачем понадобится нам печь? (Печь нужна, чтобы испечь пряники.)
4. В ней пожарю я котлету,
И картошку без труда,
Испеку блины к обеду,
Ведь она – … (сковорода).
Воспитатель: Правильно. Для чего нам понадобится сковорода? (Положить пряники на сковороду и в печку.)
Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас расскажу я вам историю. Кузя, и ты с нами послушай.
Посадить куклу на печь.
Просмотр видеоматериала. Звучит аудиозапись игры на балалайке.
1 слайд. Презентация «Медовый хлеб»
2 слайд. Пряники начали изготавливать очень давно. В каждой местности выпекали свои пряники по традиционным рецептам. Пряники делали для подарков на праздники, свадьбы, им даже приписывали лечебные свойства.
3 слайд. Давным-давно на Руси поживали люди, которые узнали тайный рецепт удивительного блюда. Смешивая ржаную муку с медом и ягодным соком, выпекали они вкусные и сладкие лепешки на радость взрослым и деткам, и назвали лакомство-«медовый хлеб». Затем люди решили попробовать добавить в тесто пряности, называвшихся в старину «сухими духами» (черный перец, ваниль, имбирь, анис, тмин, мускат, гвоздика, корица). Так и появилось название, которое мы все знаем-пряник.
4 слайд. По способу приготовления пряники делят на три вида :
Печатный - изготавливается с помощью картинки, сделанной из деревянной доски дерева твердой породы.
5 слайд. Лепной - пряник лепится вручную.
6 слайд. Вырезной - пряник вырезается из теста с помощью металлической (пластмассовой) формы; самый простой способ приготовления.
7 слайд. Мастера, который занимался производством пряников, называли прянишник. Давайте вместе скажем это слово (Прянишник)
Все секреты рецептов передавались строго и тайно из поколения в поколения.
8 слайд. Современный пряник имеет такую форму, какую вам захочется: человечки, мишки, птицы, печатный домик на поляне, машинки, герои мультфильмов, сказок и т. д.
Воспитатель: Понравилось вам, ребята? (Да)
Воспитатель обращается к Кузе: Ну что, Кузя, дети помогли тебе вспомнить, что нужно для выпекания пряников?
Что ты, Кузя, говоришь? Да, наши дети умеют играть в народные игры. Давайте, ребята, отдохнём и поиграем в русскую народную игру «Бубен». Раз, два, три - в круг скорее выходи!
Звучит русская народная песня «Ах, вы, сени…»
Слова: Ты беги весёлый бубен
Быстро – быстро по рукам,
У кого остался бубен
Тот движенье покажет нам.
Музыка народная 3 раза.
Воспитатель: А сейчас время для дела. Ребята, вы будете делать пряники.
Проходите на свои места. На столах у вас под салфетками лежит тесто. С чего начнём свою работу? (Будем раскатывать тесто скалками).
Воспитатель: Верно, только лепёшки не должны быть тонкими. Что будете делать дальше? (Работать с формой – трафаретом).
Воспитатель: Правильно. Обрезки не забудьте убрать в тарелки, а
изделия положить на сковороду.
Прежде чем приступить к работе, давайте подготовим наши пальчики.
Пальчиковая игра «Тесто замесили» Я пеку, пеку, пеку Деткам всем по пирожку
А для милой мамочки Испеку два пряничка. Кушай, кушай мамочка,
Вкусные два пряничка. Я ребяток позову,
Пирожками угощу.
Работа детей за столами.
Звучит игра на балалайке. Дети раскатывают тесто, затем с помощью трафаретов вырезают из теста пряники. Воспитатель помогает советом и показом.
Пряники дети кладут на сковороду.
В конце работы воспитатель берёт сковороду и отправляет её в печь (макет).
Воспитатель. Ребята, а чтобы нам было веселей ждать выпечку, давайте поиграем в игру «Пряничек»
Мы вот так, мы вот так
Тесто разминали. (Засучивают рукава и «мнут тесто» руками') Мы вот так, мы вот так Тесто раскатали. («Катают скалкой») Вот такой, вот такой Будет пряничек большой. (Широко в стороны разводят руки) Вот такой, вот такой Будет пряник золотой. (Поглаживают сначала одну ладошку, затем другую.) Пряничек, пряничек Испекли ребятки.
Пряничек, пряничек Очень, очень сладкий. («Пекут пирожки») Кушайте, кушайте, Угощайтесь, гости! (Руки ладонями вверх слегка вытягивают вперёд) Приходите к нам ещё, Очень, очень просим! (Манят к себе.)
Воспитатель: Ой, как вкусно запахло. Ребята, а пряники - то уже готовы, посмотрите.
Воспитатель раздаёт пряники детям.
III Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, вам понравилось делать пряники?
Воспитатель: Да и Кузе помогли добрым делом. Правда?
А сейчас попрощаемся с Кузей.
Молодцы ребятки, сколько пряников много слепили. Какие они все красивые, аппетитные. Давайте мы и гостей наших угостим?
Воспитатель раздаёт пряники гостям.