Виктория Рудова
Проект «Откуда взялась соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта - исследовательский, ознакомительный.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Введение:
Однажды моя дочь увидела, как я в ванну добавила что-то из пакета, похожее на соль. «Ты, что хочешь, чтобы я стала соленой?» - спросила дочка. Я рассмеялась и сказала, что соль бывает разная, а в ванну я добавила морскую соль. Это Дашу очень удивило, и она захотела узнать все про соль. В этом Даше помогли воспитатели. Так получился этот проект.
Публикация «Проект „Откуда взялась соль“» размещена в разделах
Цель исследования: узнать всё о соли.
Объект исследования: соль.
Предмет исследования: особенные свойства соли.
Задачи проекта :
• Выяснить, что такое соль и откуда она берется.
• Узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без нее? И почему соль бывает разная?
Методы исследования:
• собственные наблюдения;
• сбор информации;
• эксперимент, опыты;
• обобщение результатов.
План работы:
1. Узнать как можно больше о соли из книг, журналов и интернета.
2. Провести опыты и узнать о свойствах соли.
3. Поделиться своими знаниями с детьми своей группы детского сада.
«Разве соль не Волшебница!»
Ход исследования:
И я узнала о том, что такое соль.
У нас в группе есть энциклопедия. Интересно, там написано что-нибудь про соль? Вместе с детьми мы выяснили, что соль бывает : поваренная, каменная, морская, диетическая йодированная, фторированная, с пряностями, черная. Добывают её на суше и воде. Из воды соль получают методом выпаривания.
Оказывается, происхождение слова «соль», по мнению некоторых современных учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца - Солонь.
Мы узнали, что соль используют для приготовления пищи, при консервировании, солении продуктов: рыбы, мяса, овощей, грибов. Соль обладает свойством убивать микробы и бактерии, поэтому продукты долго хранятся.
Воспитатели в детском саду предложили обратиться к нашей медсестре. Лариса Михайловна рассказала, что с помощью соли можно лечить различные заболевания: соленую воду закапывают в нос, при этом лечат
насморк; подсоленной водой можно полоскать горло при заболевании ангиной; если принимать ванны с морской солью, то можно вылечиться от многих заболеваний.
А сколько всего написано о соли в сети Интернет! Оказывается, с солью связано множество суеверий и примет. Одна из самых известных: просыпать соль - дурная примета. Много - много лет назад водилась соль не в каждом доме. Выставляли её на стол только для самых дорогих гостей. Если же гость случайно или, хуже того, специально просыпал соль - это считалось неуважением к хозяевам. Вот отсюда и пошла примета: если рассыпать соль, то это приведет к ссоре.
А ещё с солью связано много поговорок. Вместе с детьми мы выучили некоторые из них.
Без соли и жито - трава. Без соли стол кривой. Недосол на столе, пересол на спине. Без хлеба не сытно, а без соли не сладко. Соли нету, так и слова нету.
Опытное подтверждение свойств соли.
Опыт № 1. «Солевары» Соль растворяется в воде, но не испаряется.
Вместе с дочкой мы растворили в воде соль. В столовую ложку набрали соленой воды и подержали над огнем до тех пор, пока вода не испарится. На ложке остался белый порошок. На вкус легко определить, что это соль. Вывод: соль не испаряется вместе с водой, а остается.
Опыт № 2. Соль делает жидкость плотнее.
Мы поместили куриное яйцо в стакан с водой, оно стало опускаться на дно, а если добавить 2 столовые ложки соли и размешать, яйцо всплывет. Вывод: плотность соленой воды гораздо больше, чем плотность пресной.
Опыт № 3. Соль подвержена кристаллизации.
В стакан налили горячей воды и добавляли соль, пока она не перестанет растворяться. Далее в стакан поместили нить и оставили в таком положении на несколько дней. Вы увидите, как на нитке и на краях стакана наросли кристаллы соли. Вывод: соль способна кристаллизоваться.
Опыт № 4. Свойства соли.
Следующий эксперимент, который я провела вместе с детьми: взяла баночку с горячей водой, насыпала туда ложку соли и хорошо размешала. Соль растворилась.
Потом я взяла две тарелочки, поместила на одну щепотку соли, а на другую щепотку сахара. Дети изучали соль и сахар при помощи обоняния. Затем попробовали соль на вкус. Соль и сахар одинаковые по цвету, но разные по запаху и вкусу.
Что бы ещё узнать? Мы насыпали морскую соль и сахар и рассмотрели их через лупу - увеличительное стекло. Ребята увидели, что у соли и сахара разная величина и форма кристалликов.
Потом я решила попробовать помыть посуду. Я взяла грязный бокал, насыпала на губку немного соли и потёрла бокал. Он стал чистым, даже блестел на свету. Получается, что соль отличное чистящее средство! А ещё на соли можно рисовать и лепить из солёного теста.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЛИ
Чаще человек использует соль в быту – для приготовления пищи. К тому же соль используется как поделочный материал, если смешать с мукой и водой, Из полученного теста можно вылепить красивые поделки.
Морскую цветную соль используют, принимая ванны, которые способствуют расслаблению организма. Также дошкольники наблюдали каменную соль под увеличительным стеклом, рассматривая её мелкие и крупные кристаллы. Вот сколько всего интересного я узнала о соли. А ведь она и, правда, - волшебная. Недаром люди говорят: соли нету, так и слова нету!
Выводы:
1. Соль - белое кристаллическое вещество с острым, солёным вкусом. Она хорошо растворяется в воде.
2. Добывают её и в море и на суше.
3. Из воды соль получают методом выпаривания.
4. Соль полезное ископаемое.
5. Соль пища и приправа, консервант.
-растворяется в воде, но не испаряется;
-соль делает жидкость плотнее;
-соль подвержена кристаллизации.
6. Соль необходима для жизни и здоровья человека.
7. Соль - помощница в хозяйстве.
Список используемых источников:
1. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?»
2. Интернет источники.
3. Поваренная книга.