Кира Косьяненко
Проект «Огород на окне» для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Проект на тему «Огород на окне» для средней группы
воспитатель: Косьяненко Кира Олеговна
Актуальность.
Публикация «Проект „Огород на окне“ для средней группы» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Дошкольный возраст – период расцвета детской познавательной активности. К 4 годам ребёнок как бы освобождается от воспринимаемой ситуации и начинает думать о том, что не находится у него перед глазами. Дошкольник как-то пытается упорядочить и объяснить для себя окружающий мир, установить в нём какие-то связи и закономерности. Поэтому взрослому важно в процессе обучения развивать и поддерживать познавательную активность, создавать условия для самостоятельного поиска информации.
Получать такую информацию самостоятельно, ребёнок сможет, если в группе оформить «Огород на окне», где дети будут наблюдать за ростом и развитием растений, научатся понимать простейшие взаимосвязи в природе.
Наблюдая за растениями, ребёнок учится распознавать иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависит от того, полили его или нет, много или мало, холодной водой или комнатной, чистой или с добавлением удобрений. Только с помощью взрослых ребёнок дошкольник может понять, как жизнь растения зависит от наличия тепла и хорошей почвы, света и полива.
Приобщаясь к выращиванию растений на окне, ребёнок постигает тайны жизни и её проявление. Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет им «сочувствовать» и помогать.
Чтобы приучить детей к систематическим наблюдениям, взрослому нужно помочь ребёнку осмыслить их. Посадив в землю семена, ребёнок может наблюдать, как появляется росток, семядольные листочки, основные листья и т. д.
В зимне-весеннее время, когда ещё не сошёл снег, пышный огород на окне становится особенно привлекательным, ну а появление долгожданных плодов на растениях для ребёнка – сущий праздник и награда за его терпение и труд.
Ребёнок, прошедший такую школу «зелёного» воспитания, сможет самостоятельно увидеть красоту окружающей природы, проявит наблюдательность и пытливость ума, потому что он уже имеет первые и серьёзные знания о таинственной жизни зелёных друзей, умеет их беречь и радоваться им.
Тип проекта : познавательный.
Вид проекта : групповой, исследовательский, творческий
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели группы, родители.
Социальная значимость проекта : приобщение детей к работе по выращиванию вместе со взрослым зелени на подоконнике в зимнее время, развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.
Продолжительность проекта : долгосрочный (апрель, май, июнь)
Цель: формировать познавательный интерес через выращивание и уход за овощными культурами в комнатных условиях.
Задачи:
• Дать представление о выращивании растений из семян, о зависимости их роста от наличия влаги, света, тепла, почвы
• Учить называть растение и его части: корень, стебель, листья, цветы, плоды, семена
• Учить наблюдать изменения в развитии растений, анализировать, делать простейшие выводы
• Учить находить сходства и отличия
• Развивать связную речь, наблюдательность, любознательность, восприятие, внимание, мышление, память, исследовательский интерес
• Воспитывать коммуникативные навыки, трудолюбие, заботливое отношение к растениям, умение радоваться их красоте, результатам своего труда.
Этапы проекта
Этапы Форма работы Сроки реализации
Первый этап
(подготовительный) • Постановка цели и задач проекта.
• Определение последовательности выполнения работы.
• Выбор сюжета, в котором будет оформлен огород.
• Подбор наглядного материала, оборудования, методической литературы и художественной литературы для детей.
• Закупка посадочного материала и земли.
• Привлечение родителей, приглашение их к сотрудничеству, введение их в тему проекта.
с 01 – 07 апреля
Второй этап (основной, реализация проекта)
Проведение запланированных мероприятий по плану.
08 апреля по 30 июня
Третий этап
(заключительный) • Оформление стенгазеты «Есть у нас огород – посмотрите, что растёт!».
• Участие в институциональном конкурсе «Огород на окошке»
Май
Материально-технические обеспечение проекта :
1. Компьютер, принтер, ламинатор, мультимедиа, фотоаппаратура.
2. Картинки, наглядно – демонстрационный материал.
3. Картон и бумага цветные, ватман, краски, бросовый материал (различные коробочки, контейнеры, пластиковые стаканчики, деревянные палочки).
4. Семена овощных культур и цветов, земля, лейки, совочки.
5. Игрушки (домик, фигурки людей и животных, птиц, резиновые овощи).
6. Интернет – ресурсы, детская художественная литература, методическая литература.
План
Коммуникативная деятельность
Беседы: «Человек и растение», «Что такое огород и что на нём растёт», «Какие растения можно вырастить на подоконнике», «Роль солнца, воздуха и воды в жизни растений», «Витамины в овощах», «О полезной пище».
Отгадывание загадок «Овощи»
Игровая деятельность
Игровые ситуации: «Овощной магазин»; «Приготовим щи для кукол».
Познавательно - исследовательская деятельность
Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Что сажают в огороде», «Половинки», «Вершки и корешки»
Экспериментирование: «Проращивание семян».
Наблюдение: «Земля – какая она», «Семена растений отличаются друг от друга», «Рост корневой системы лука в воде».
Рассматривание иллюстраций, картинок, муляжей овощей и фруктов, уточнение формы, цвета; рассматривание схемы «Как растет фасоль».
Трудовая деятельность
Труд в природе.
Труд на «огороде» : посадка овощей, посев цветов.
Поручение: полив, рыхление, прореживание, пикировка рассады цветов.
Наблюдение за трудом взрослых
Чтение художественной литературы
Чтение и обсуждение русской народной сказки «Репка», сказки «Вершки и корешки», «Пых»,сказки «Спор Овощей», «О зеленом огуречике», «Веселый огород», стихотворения С. В. Михалкова «Овощи», В. Коркина «Что растет у нас на грядке?», Ю. Тувима «Овощи».
Заучивание потешек, пословиц, поговорок, стихов, песен, связанных с огородом, овощами и цветами
Продуктивная деятельность
Рисование лука, овощей, цветов
Лепка овощей из пластилина.
Аппликация «Помидоры в банке»
Изготовление атрибутов для огорода
Создание макета огорода на окне
Двигательная деятельность
Подвижные игры: «Огуречик», «Урожай» «Овощи» «Сеял дедушка горох», «Корзина с овощами».
Физкультминутки
Логоритмика.
Ожидаемый результат
Сформирован познавательный интерес к выращиванию и уходу за овощными культурами в комнате на подоконнике.
Сформированы знания, что овощные культуры выращивают из семян, их рост зависит от наличия света, тепла, влаги, почвы.
Называют и узнают овощные растения по внешнему виду, называют их части: корень, стебель, листья, цветы, плоды, семена; видят сходства и отличия. С удовольствием наблюдают за изменениями, происходящими в росте овощных культур, делают простые выводы, сравнения.
Ухаживают за растениями: поливают, рыхлят, переворачивают к свету.
Делают простые опыты, объясняют результат.
Радуются полученным результатам своего труда (урожаю лука, появлению стручков на горохе, цветению и появлению завязи у помидоров, перцев)
Словарь пополнен новыми словами, дают точные ответы на вопросы, употребляют новые слова в речи.
Литература:
1. Аксёнова З. Ф. Войти в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 128с. (Библиотека воспитателя)
2. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М. : ВАКО, 2005. – 240с. -( Дошкольники: Учим, развиваем, воспитываем)
3. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. - Мн. : «Асар»- 1999 – 128с.
4. Николаева С. Н. Как приобщить ребё нка к природе: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении. – М. : Новая школа, 1993- 64с
5. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
6. Смирнова В. В., Балуева Н. И., Парфёнова Г,М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду – СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001. – 208с
7. Подрезова Т. И. Материал к занятиям по развитию речи. Овощи. Фрукты и ягоды. - М. : Айрис - пресс, 2009.- 96с.
8. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. – 48с
9. Шорыгина Т. А., Овощи. Какие они? М. Издательство ГНОМ и Д, 2004.- 88с
10. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М. : 2005.
11. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. : 2006.
12. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Просвещение», 2005.
13. Поддубная Л. Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006.
14. Интернет ресурсы