Зарина Хаматова
Проект на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 7 «Звездочка» г. Дюртюли
«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников
средствами физической культуры»
Выполнила:
Инструктор по физической
культуре
Хаматова З. Р
2019 год
Публикация «Проект на тему „Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа инструкторов по физической культуре
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Спорт, физическое воспитание. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2020
Актуальность проекта
Проблема патриотического воспитания детей и молодежи становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного определения и становления личности.
За последнее время всё большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, военно-исторический и другие компоненты.
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает воспитание физически здоровой личности. В решении этой проблемы немаловажную роль играет предмет «физическая культура”. Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса.
Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками, т. е. неразрывно связаны с воспитанием у ребенка уверенности в себе и формированием социальных навыков. Следует подчеркнуть, что нравственно-патриотическое воспитание дошкольников наиболее полно реализуется при комплексном подходе к решению этой проблемы, т. е. включает в себя решение задач не только непосредственно нравственного, но и умственного, трудового, эстетического и физического воспитания.
Одним из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения, на мой взгляд, являются занятия физкультурой и спортом, т. к. регулярные занятия по физической подготовке позволяют не только овладеть двигательными навыками, необходимыми для профессиональной деятельности, но и помогает развивать физические качества (будущие граждане России должны быть здоровыми, сильными, крепкими, ловкими). В силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом, являются одними из мощнейших механизмов формирования таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм, и рассматриваются как спортивно - патриотическое воспитание.
Особую важность и актуальность должны получить физкультура в настоящее время, когда приняты государственные программы по их развитию. Кроме того, в 2010 году утверждена государственная программа «Патриотическая программа РФ на 2010 – 2015», которая в большей мере должна способствовать пропаганде физкультуры и спорта, чем другие. Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы: занятия, праздники и досуги, подвижные игры, эстафеты.
Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы («бравые солдаты», «Мама папа я спортивная семья») объединить детей разного возраста общими чувствами и переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма, формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.
Формирование у детей нравственных чувств — таких как патриотизм, возможно и через организацию специально разработанных физкультурных сюжетных занятий и подвижных игр, тем самым очевидна тесная связь физического воспитания с нравственным, с воспитанием в духе патриотизма.
Цель проекта – Создание системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. развитие патриотических чувств, через ознакомление с различными видами спорта; создание у детей мотивации заниматься физической культурой и спортом, ознакомление со спортивными достижениями страны, высокими личными достижениями людей, ставших славой России.
Чтобы достичь положительных результатов в формировании личности через двигательную сферу ребенка необходимо поставить перед собой следующие задачи:
• Способствовать формированию положительного отношения к занятиям физкультурой и спортом в детском саду и семье.
• Прививать потребность к участию в соревнованиях, чувство сопричастности к соревнованиям
• Развивать у детей навыки партнерской деятельности и сотрудничества, умения взаимодействовать друг с другом.
• Поддерживать достижения детей, воспитывать чувство гордости за достигнутые результаты.
• развивать познавательные интересы
• развивать физические качества (быстроту, ловкость, смелость)
• Способствовать приобщению семьи к физической культуре и спорту.
Тип проекта : ознакомительно-ориентированный (сбор информации); творческий.
По продолжительности проекта : краткосрочный
По составу участников: Групповой
Участники проекта : дети подготовительных групп, воспитатели, родители.
Формы работы проекта : беседы о спорте, анкетирование для родителей «какое место занимает физкультура в вашей семье», консультация для родителей «Занятие спортом всей семьей», подвижные (дидактические, игры народов- татар, башкир, русских, выставка рисунков на тему «Спорт в моей жизни».
Методы проекта : словесные (беседы (о видах спорта, наглядные (просмотр картинок о спорте, просмотр мультфильма); практический метод (подвижные игры, спортивные развлечения, выставка рисунков.
Ожидаемые результаты:
Для детей
• Сформированность знаний детей об истории спорта;
• Формирование у детей интереса к физическому совершенствованию.
• Пополнение словарного запаса детей спортивной терминологией.
• Сформированность осознанного отношения к своему собственному здоровью
• Воспитание патриотизма, уважения к прошлому России средствами подвижных игр, строевых упражнений
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
• Проявление интереса к занятиям физкультурой и спортом совместно с детьми.
• пропагандировать здоровый образ жизни
Этапы проекта
Подготовительный 1. Изучение и подборка литературы по данной проблеме.
2. Изготовление атрибутов, необходимых для проекта; 3. Оформление стендов о спорте;
4. Подбор подвижных игр и мероприятий;
5. Анкетирование
Реализационный апробация анкетирования;
консультация для родителей
выставка рисунков о спорте
проведение беседы со старшими дошкольниками : ознакомление со спортивными достижениями страны, беседы о видах спорта, чем отличается профессиональный и любительский спорт; какой спорт преобладает в нашем городе; понятие и значение проведения Олимпийских игр в мире, знакомство с символиками Олимпийских игр
Проведение подвижных игр (дидактические и игры народов Башкортостана)
Проведение мероприятий «Спортакиада», «Семейные старты»
Итоговый Подведение итогов реализации проекта;
Создание презентации
Перспективный план
мероприятия Цель мероприятия
Анкетирование родителей «какое место занимает физкультура в вашей семье» Позволяет выявить какое место физическое развитие ребенка занимает в семье
Консультация для родителей «Занятие спортом всей семьей» Привлечение внимание родителей к сознанию о важности физическому воспитанию детей в семье
Выставка рисунков «спорт в моей жизни» Отражение формирования у детей Здорового Образа Жизни в семье, какие качества формирует спорт
Беседа о спорте
Просмотр мультфильма «Смешарики (Спортакиада)» Знакомство детей о различных видах спорта, спортсменов.
Развить и поддержать интерес к спорту
Подвижные игры :
Дидактическая игра «Снаряди спортсмена»
Раскрась олимпийскую символику
«Сложи картинку»
Игры народов Башкортостана
Формировать у детей интерес к спорту, учить узнавать и называть виды спорта
- развитие у детей эмоционально положительное отношение где он родился и живет, повышают двигательную активность. Воспитывают интерес и любовь к подвижным играм разных народов.
Спортивное развлечение:
«Спортакиада»
«Семейные старты» Укрепление здоровья детей, популяризация видов спорта
Воспитывает соревновательные качества, чувство взаимовыручки, поддержки.
Прививать детям и родителям интерес к занятиям физической культурой и спортом. Воспитать чувство коллективизма, сопереживания.
Результаты анкетирования родителей «Какое место занимает физкультура в вашей семье?»
в МБДОУ детском саду «Звездочка» было проведено анкетирование родителей на тему : «Какое место занимает физическая культура в вашей семье».
В анкетировании приняли участие 21 родитель из подготовительных групп. Все родители с огромным желанием приняли участие в анкетировании.
На вопрос анкеты, занимались или занимаются родители спортом. Да - 15 (71%, не занимались никогда 6 (29). на вопрос каким? Отвечали куреш, волейбол, лыжи, баскетбол
На второй вопрос: «есть ли у вас дома спортивный снаряд?» 16 (76,%) –ответили «Да», а не имеют снаряда-5 (24%). Велотренажер, гантели, беговая дорожка, турник, обруч, лыжи
На третий вопрос «Посещает ли Ваш ребенок сейчас спортивную секцию?» 15 (71,%) родителей ответили, что дети не занимаются в спортивных секциях, а 6 ч (29%) родитель ответил, что посещает спортивные секции. Каратэ, курэш,хоккей
Родители ответили на вопрос «Установлен ли для Вашего ребенка дома режим дня? Соблюдает ли он его? Да, установлен-13 родителей (62%);нет не установлен и нет возможности – 8 человек (38 %).
Соблюдает ли ваш ребенок режим дня? Ответили да- 7 (36 %) родителей, нет не соблюдает-9 (41%, иногда-5 (23%)
Соблюдает ли ваш ребенок правила личной гигиены (моет руки перед едой, после туалета, умывается, чистит зубы, моет ноги 100%)
На вопрос «Знаете ли вы основные принципы и методы закаливания? Ответили Да-16 (76%)считают, что это самоконтроль или активный режим. не ответили-5 (24%,В основном отвечали обливание холодной водой, нырять в снег после бани. Босокохождение, контрастный душ. Прогулки, солнечные ванны, обтирание.
На вопрос «Проводите ли вы с детьми закаливающие мероприятия?» Ответили да-7 (33%, нет-14 (67%)
«Кто из членов семьи чаще всего гуляет с ребенком?» мама-10 (48%, папа- 5 (24%, всей семьей 6 (28%)
«Гуляете ли вы с ребенком после детского сада?» Да-9 (43%, нет-2 (9,%, иногда-10 (48%).
«Виды деятельности ребенка после прихода из детского сада и в выходные дни?»
Не ответили-3 (14%, играют на улице, дома- 5 (23%, смотрят мультфильмы, телевизор- 6 (27%, играют в развивающие и дидактические игры-3 (18%, рисует и читает сказки-17 (34%)
По результатам анкетирования можно сказать что раньше сами взрослые чаще занимались спортом, чем их дети. Слабо интересуются дополнительными спортивными кружками. В наше время дети проводят много времени за компьютером, редко бывают на улице, пренебрегая прогулками на свежем воздухе и подвижными играми, что не может не отразиться на состоянии здоровья. «Тепличный» домашний ребенок болеет гораздо чаще, нежели тот, кто часто гуляет, занимается плаванием и спортом. Солнце, воздух и вода – это все то, что требуется для укрепления здоровья, особенно в раннем возрасте. Вывод: необходимо усилить работу с родителями по некоторым вопросам физкультурно – оздоровительной работы: закаливание, использование разнообразных форм проведения активного отдыха вместе с детьми. проведение праздников, день открытых дверей. Решение: консультировать родителей по воспитанию физически здоровой личности и формированию потребности родителей здорового образа жизни.
.