СВЕТЛАНА КРАСОВСКАЯ
Проект «Мы-разные! Мы — равные!»
▼ Скачать + Заказать документы
Мы-разные! Мы — равные!
"Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии"
Всеобщая декларация прав человека, ст. 18
Пояснительная записка
Прелесть нашего современного мира заключается в его многообразии. Не все это могут понять и принять. Для того чтоб объединиться всем вместе, нам необходимо уметь проявлять уважение к чуждым для себя вещам, культурам, обычаям, традициям, мы должны научиться вслушиваться в мнение окружающих и признавать свои ошибки. Все это - есть проявление толерантности. Проблема толерантности – это воспитательная проблема. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.
Публикация «Проект „Мы-разные! Мы — равные!“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Проекты
- Темочки
Основы толерантности закладываются у детей в процессе непосредственной жизнедеятельности, во время досугов, в самостоятельной и игровой деятельности. А также – это огромная каждодневная работа педагогов. Для того чтобы работа по воспитанию толерантности была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности детей.
Так как, нравственное развитие личности осуществляется в детском возрасте, то и программа занятий была составлена для детей начальной школы – возрастная категория 7-10 лет (младший школьный возраст).
В нашем реабилитационном центре, вместе воспитываются дети разных национальностей, поэтому надо стараться сделать наш общий дом действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам, живет в нем.
Актуальность проекта
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, со множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. Под основами толерантной культуры понимают общечеловеческую ценность, отражающую нравственную основу поведения детей в обществе, на общение и взаимодействие с людьми разных национальностей и культурных групп.
Актуальность формирования толерантности у детей младшего школьного возраста приобретает особую важность потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются и развиваются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни. Понимание проблемы формирования толерантности в младшем школьном возрасте очень важно для современного общества, когда в мире царит насилие и разжигание национальной вражды.
Цель проекта : развитие у детей младшего школьного возраста основ нравственного поведения и общения, как средства проявления толерантности.
Задачи:
1. Побуждать детей к овладению нравственными знаниями, нормами морального поведения, принятыми в обществе;
2. Развивать ценностное отношение к своему национальному языку, культурным и религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России;
3. Развивать уважительное отношение к вере и религиозным убеждениям людей;
4. Развивать толерантность, основы культуры межэтнического общения, умения уважать свое и чужое мнение.
Проект предполагает работу с детьми младшего школьного возраста (7-10лет)
Форма работы: групповая, по 10-12 человек.
Срок реализации проекта : проект рассчитан на 6 месяцев (сентябрь 2015 – март 2016, по 3 занятия в месяц, время 40-45 минут, построен на основе соблюдения следующих педагогических условий:
• отбор нравственных категорий сориентирован на содержание понятия «толерантность»;
• на занятиях используются формы игры, что соответствует возрастным особенностям детей;
• с целью углубления понимания нравственных категорий на занятиях используются элементы групповых дискуссий.
Выбраны определё нные нравственные категории: добро, зло, честность, справедливость, уважение, сочувствие, которые непосредственно выходят на понятие толерантность.
Выбрать все вышеуказанные нравственные понятия помогли и критерии толерантности:
• равноправие;
• взаимоуважение к членам группы, общества;
• сохранение и развитие своей индивидуальности;
• добровольное сотрудничество;
• солидарность в решении общих проблем.
Все данные критерии подразумевают и уважение, и справедливость, и сочувствие, искренность, доброжелательность, принятие, терпимость, понимание.
За основу взято понимание толерантности с педагогической точки зрения, то есть толерантность – способность, умение терпеть, уважать чужое мнение, позиции и ценности других людей, понимая и принимая свою собственную позицию.
Ожидаемые результаты реализации проекта
В результате реализации проекта у воспитанников должны быть сформированы:
умение понимать других людей, сопереживать им, быть доброжелательными и эмоционально отзывчивыми;
умение уважать национальные традиции, культуру, язык и религиозные убеждения людей;
умение ограничивать свои желания, поступать в соответствии с общепринятыми нормами поведения, следовать положительному примеру;
навыки толерантного общения с людьми разных национальностей, быть равным среди равных;
позитивная нравственная самооценка, самоуважение, жизненный оптимизм, доверительное отношение к людям других национальностей.
Стратегия достижения поставленной цели и задач
Воспитание толерантных отношений у детей младшего школьного возраста, будет организовываться через игровую, образовательную, продуктивную, театрализованную деятельность, праздники.
Оценка результатов проекта
Для выявления промежуточных и конечных результатов проводится мониторинг, при помощи которого выявляется степень решения поставленных задач и достижения цели проекта.
Результат проекта - выставка детских работ, открытые итоговые занятия, фотоотчеты. Результаты, достигнутые в ходе реализации проекта, будут обобщены и представлены в виде презентации по теме проекта.
Мониторинг
Оценка усвоения проводится с помощью мониторинга. Помимо этого учитывается активность участия детей в воспитательной и самостоятельной деятельности.
Занятия должны проходить в спокойной доверительной обстановке, с использованием наглядных пособий в виде иллюстраций, фотографий, видеоматериалов.
Материально – техническое обеспечение проекта
Фотоаппарат, компьютер, телевизор, иллюстрации.
Диагностико - дидактическое обеспечение проекта
Диагностические анкеты для детей;
Методическая и художественная литература, буклеты.
Содержание проекта «Мы - разные! Мы – равные!»
Этапа реализации проекта :
I. Подготовительный этап.
1. Определение темы проекта.
2. Предварительное изучение литературы, интернет-ресурса, подбор диагностического материала.
3. Начальная педагогическая диагностика с целью выявления имеющихся знаний, представлений у детей о толерантности.
II. Основной этап.
1. Изучение материалов по теме, составление кроссвордов, ребусов, экскурсии.
2. Работа с интернет – ресурсами, создание фото подборок по теме.
III. Заключительный этап.
Защита проекта.
1. Организация фото выставок, рисунков детей.
2. Презентация итого проекта.
3. Оценка реализации проекта и перспективы.
Перспективное планирование
Содержание деятельности Цели Ответственные
Сроки выполнения
Проведение начальной диагностики знаний воспитанников о толерантности. 1. Диагностика по выявлению причин агрессивных отношений друг к другу у детей младшего школьного возраста.
2. Анализ по результатам диагностики детей по следующим параметрам:
- имеют представление «что такое хорошо и что такое плохо»;
- имеют представление о том, как поступать в конкретном случае;
- имеют представления о многонациональном составе нашей Родины и мировом сообществе.
- умение бесконфликтного общения. Воспитатели, педагоги-психологи
2015 год
Сентябрь
Занятие на тему: «Добро и зло». подвести к истинному смыслу (значению) указанных категорий. Формирование потребности в доброжелательных взаимоотношениях. Воспитатели
Сентябрь
Рисование на тему: «Цвет добра и зла». Развитие творческих способностей. Воспитатели Сентябрь
Беседа на тему: «Справедливость и сочувствие». Осознание смысла нравственных категорий «справедливость, сочувствие»; развитие навыков самопознания, конструктивного взаимодействия. Воспитатели Октябрь
Подготовка электронной презентации проекта «Толерантность – что это такое». Познакомить с понятиями толерантность; критериями и социальными проявлениями толерантности и нетерпимости.
Воспитатели
Октябрь
Неделя добра. (субботники, посещения ветеранов, выставка рисунков, пословицы и поговорки о добре). Воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей. Воспитатели, социальные педагоги Октябрь
Занятие на тему: «Жизненные ценности людей. Толерантность». Выявление ценностей в общении с людьми каждого из участников группы.
Знакомство с функциями, значением выразительных средств общения (мимика, жесты, взгляд) Воспитатели Ноябрь
Посещение церкви, мечети. Знакомство с религиями нашего края. Воспитатели, социальные педагоги.
Ноябрь
Активные игры народов мира. Познакомить с разнообразием игр разных народов.
Воспитатели Ноябрь
Знакомство с пословицами, поговорки и загадками народов мира.
Воспитатели
Декабрь
Занятие на тему: «Толерантность к другим». «Толерантное общение». Воспитание толерантного отношения к окружающим.
Формирование навыков конструктивного взаимодействия с людьми.
Повышение уровня толерантности и сплочённости в группе. Воспитатели Декабрь
Коллективная творческая работа «Мы разные, но мы живем вместе». Развитие творческих способностей. Создание сплоченной и дружеской обстановке в коллективе». Воспитатели Декабрь
Знакомство со сказками народов мира. Воспитатели Январь
Презентация на тему: «Традиционные национальные костюмы, головные уборы, предметы народного декоративно-прикладного искусства, предметы быта». Познакомить с культурой и традициями народов мира. Воспитатели Январь
Составление кроссвордов и ребусов на тему: «Толерантность». Систематизация знаний по толерантности. Воспитатели, социальные педагоги Январь
Защита социального проекта «Мы - разные! Мы – равные!»
Подведение итогов исследовательской работы. Воспитатели Февраль
Заполнение листа «Самооценка воспитанника после работы над проектом» Мониторинг деятельности воспитанников. Воспитатели Февраль
Проведение заключительной диагностики знаний воспитанников по теме: «Мы - разные! Мы – равные!»
Выявление объективных знаний и практических умений при работе над проектом. Воспитатели Февраль