Ирина Гуляева
Проект «Мастерская природы»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
на тему «Мастерская природы».
Вся природа вокруг нас, как из кубиков, сложена из удивления и загадок.
(Н. Сладков)
Проблема «Как в памяти запечатлеть природы дивные мотивы?»
Вид проекта : Групповой, творческий.
Актуальность:
На нашей планете в последнее время всё чаще наблюдаются серьёзные нарушения механизмов саморегуляции систем разных уровней, вплоть до биосферы. Причины этого - деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесию. Поэтому, чтобы человек задумывался над своим отношением к окружающему миру, мы - педагоги ДОУ, должны с раннего детства давать детям элементарные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в простом - чудесное, в привычном - необычное. Вызвать эстетические переживания, умение сопереживать живым существам, т. е. осознать, что мы не имеем права уничтожать то, что создала природа, мы люди, часть природы, уничтожая природу, уничтожаем себя. Одним словом, мы закладываем в сознании детей ощущение мира как дома, показывая каким образом, жильцы дома планета Земля, уживаются и воздействуют друг на друга. Чем раньше начнётся воспитание, тем ощутимее его результаты. Основное содержание экологического воспитания дошкольников - формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Публикация «Проект „Мастерская природы“» размещена в разделах
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Цель проекта : Формирование знаний у детей о значении почвы для животного и растительного мира.
Задачи проекта :
Развитие у детей познавательного интереса.
Повышение интереса к исследовательской деятельности.
Формирование основ научного мировоззрения.
Целевая группа проекта : Проект адресован старшим дошкольникам
Продолжительность проекта : Годовой.
Основные формы реализации проекта :
Занятия, экскурсии, наблюдения в природе, беседы, игры, поисково - исследовательская деятельность, экспериментальная лаборатория, мини - выставки, создание коллекций "Мир природы", папки-передвижки и консультации для родителей.
Обеспечение: Материально-техническое:
фотографии камней, репродукции картин художников-пейзажистов о летней природе, лист ватмана, цветная гуашь, акварель, цветная бумага, вата, клей, различные виды почвы, песок, глина, камни, предметные картинки, сухие листочки, шишки, желуди, различные семена, видеокамера, фотоаппарат.
Учебно-методическое.
Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет [Текст] / : практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т. М. Бондаренко. - Воронеж: Издательство "Учитель", 2002.- с. 143-148, 151.
Васильева, М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] /М. А. Васильева
Васильев, Ю. Р. Занимательное природоведение [Текст] /Ю. Р. Васильев. - М. : Омега, 1997. - с. 145-157.
Виноградова, Н. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг [Текст] / Н. Ф. Виноградова, Т. А. Куликова. - М. : Просвещение, 1993.- с. 105-117.
Иванова, А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду Мир растений [Текст] / А. И. Иванова. - М:ТЦ Сфера,2004 - с. 102- 114.
Нестеренко, Н "Каменная" эпидемия [Текст] / Н. Нестеренко //Обруч. -1999.-№ 3. - с. 22-24.
Рыжова, Н. А. Знакомим детей с почвой [Текст] /Н. А. Рыжова //Дошкольное воспитание. -1998.-№ 4. - с. 53-60.
Рыжова, Н. А. Опыты с песком и глиной [Текст] / Н. А. Рыжова //Обруч. -1998. - № 2.-с. 18-20.
Рыжова, Н. А. Наш дом - природа [Текст] / Н. А. Рыжова //Дошкольное воспитание. - 2000.-№7. - с. 2-8.
Соломенникова, О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада [Текст] / О. А. Соломенникова. - М. : Мозаика-Синтез, 2009. -с. 42-44.
Шиманович, Ю Тайна песочницы [Текст] / Ю. Шиманович //Обруч. -2008. - с.
ПОДПРОЕКТЫ :
1.«Мастерская природы» 2.»Клуб юных художников» 3.»Песчаные струйки» 4»Удивительное под ногами» 5. «В природе нет ничего лишнего».
Этапы проведения проекта
Период Мероприятия Задачи
Подготовительный этап
май *Сбор и анализ литературы по данной теме.
Вызвать интерес к объектам, созданным природой.
Составление плана проекта.
*папка-передвижка для родителей "Мастерская природы".
*Сбор природного материала для коллекции "Мир природы".
*Разработка содержания проекта "ЗМастерская природы".
Изготовление куклы Корней Корнеич (сказочный герой проекта). Ст. воспитатель, воспитатель, родители.
Основной этап
июнь Экскурсия по участку детского сада.
Беседа о наступившем лете, о предстоящем отдыхе и путешествиях.
Серия наблюдений за почвой на участке детского сада в ясную погоду, отмечаем влияние солнца на почву.
Стихи, потешки, загадки о солнышке.
Работа с коллажем: рисуем чёрный слой почвы (гуашь, небо, солнце (акварель).
Наблюдения за почвой в дождливую погоду.
Опыт на выявление свойства почвы - впитывать воду.
Урок мышления "Почему во время дождя на дорожке образуются лужицы, а на цветнике луж нет?" (проводится исследование почвы на цветнике и на дорожке с помощью палочки).
Опыт на выявление свойства почвы - плотная, утоптанная почва плохо впитывает воду.
Работа с коллажем: из ваты делаем облака, дождевую тучу. Из тучи идёт дождь (аппликация из цветной бумаги).
Чтение художественной, русской народной литературы о воде.
Серия опытов на выявление свойств воды (прозрачная, обладает текучестью, не имеет формы).
Подвести детей к пониманию того, что Природа лучший художник.
июль Фотовыставка с естественным срезом почвы (земля, песок, камни, глина).
Рассмотреть почву на месте бывшей песочницы (в руках рассыпается без комочков, цвет светло - коричневый, в ней попадаются камешки). Урок мышления: "Как можно назвать почву, в которой содержится много песка?"
Опыт с песком (показать, что песок состоит из мелких зёрнышек песчинок, разного цвета, оттенка).
Прогулка. Серия игр с песком, во время которых дети закрепляют свойства сухого и мокрого песка. Показать, что песок может двигаться.
Подвижная игра "Мы - песчинки".
Чтение Н. Байрамов "Узоры на песке" - познакомить детей с царством песка - пустыней.
Опыт: показать, что происходит с песком в пустыне, когда дует сильный ветер.
Игра "Путешествие в зеркально - песочное царство".
Работа с коллажем: настоящий песок насыпаем на слой клея.
Цветной песок, песочная графика.
Серия игр с камнями.
Чтение сказки П. Бажова "Серебряное копытце".
Аппликация из камней "Каменный сад".
Выставка изделий из камня (сувениры, украшения, и. т. п.).
Коллаж - наклеиваем "камешки" (аппликация, комочки сжатой бумаги). Заинтересовать детей необычной техникой рисования песком.
Упражнять детей в рисовании песком небольших миниатюр.
Упражнять детей в рисовании песком небольших миниатюр.
Учить детей видеть необычное в ранее виденных объектах, вызвать восхищение творениями природы.
август 1. Серия наблюдений на участке за деревьями, кустарниками.
2. Дидактичесие игры: "От какого дерева листок?", "Раз, два, три - к дереву беги!", "Назови дерево", "Найди по описанию", "Назови растение", "От какого дерева шишка?", "Собери дерево" (на ковролине).
3. Занятие "Мир комнатных растений".
4. Краски лета.
5Нарисуй то, что тебя поразило в окружающей природе больше всего.
6. Эскурсия в парк. Урок мышления: " Верно ли выражение: "Растения живые. Почему?", "Что помогает растениям расти и развиваться?", "Почему деревья не падают?".
7. Коллаж - наклеиваем деревья, одуванчик с изображением корневой системы (аппликация с элементами рисования). Вызвать эмоциональный отклик на художественный образ летнего пейзажа.
Развивать творческие способности детей, учить применять знания о средствах выразительности в собственном рисунке.
сентябрь Занятие рисование "Ай, да ёлочка - краса".
Рассмотреть плоды растений на участке (рябина, калина, шишки ели, сосны, лиственницы).
Исследование "Что спряталось в еловой шишке?"
Дидактическая игра "Коробка ощущений" (грецкий орех, яблоко, мандарин, огурец, жёлудь). Исследование "Что спряталось внутри плода?".
Беседа "Зачем нужны плоды?" Опыт "Жёлуди - семена дуба". Сажаем желуди в горшочек с землей.
Словесная игра с мячом "Назови плод".
Коллаж "Почва" - "сеем" желуди (аппликация из цветной бумаги). Продолжать развивать у детей умение воспринимать объекты, созданные природой, к их неповторимости.
октябрь Познавательное занятие "Подземные жители" (земляные черви).
Мультфильм "Нора" (серия м /ф "Лунтик").
Чтение рассказа Г. Блинова "Как Стобед обидел бабочку и что из этого вышло".
Лепка "Земляные черви".
Коллаж "Почва" - наклеиваем "червей". Запечатлеть природы дивные мотивы.
февраль Рассматривание коллекции «Мир камня», буклетов открыток «Уральские самоцветы».
Познакомить со сказкой г. Бажова «Хозяйка Медной горы»
Чтение поэмы о камне.
Коллаж "Каменный цветок (аппликация в виде мозаики из мелкого камня). Развивать фантазию, воображение детей.
Вызвать эмоциональный отклик.
март Создание огорода на окне.
Дидактическая игра "Вершки-корешки".
Посадка семян цветов на рассаду.
Изготовление открыток «Поэма о природе».
Беседа "Человек и природа".
Побуждать детей к проявлению собственного творчества.
апрель Ручной труд в «Творческой мастерской»
Изготовление поделок-миниатюр, коллективных работ. Побуждать детей использовать в своих работах природный материал для более точной передачи образа, настроения.
Завершающий этап
май КВН "Наш дом - природа" (с участием родителей).
Презентация коллажа "Мастерская природы". Продолжать вызывать интерес к коллективной художественно-прикладной деятельности.
Предполагаемый результат проекта :
Знания о значении природы для и растительного мира, разнообразие почвы, свойств песка, камней.
Понимание элементарных взаимосвязей в природе.
Умение делать простейшие выводы и умозаключения.
Понимание положительного и отрицательного влияния человека на природу.
Бережное отношение к природе.
Владение навыками продуктивной деятельности, составления и оформления работ в «Творческой мастерской».
Продукт проектной деятельности : Мини – музей «Такой разный песок»
Презентация проекта : Передача опыта по теме проекта, презентация работ на выставке.
Вывод:
Мир вокруг ребенка разнообразен, все явления в нем связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить ребенка находить в предметах известные свойства, а в незнакомых – наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. И все это в непроизвольной и увлекательной атмосфере игры.
Играя, ребенок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. И, что особенно важно, играя, он учится учиться. Очень важно поощрять и воспитывать привычку учиться, которая, безусловно, станет залогом его дальнейших успехов.
В ходе проведенного нами проекта было установлено, что дети научились видеть необычное в ранее виденных объектах,восхищаться творениями природы,эмоционально откликаться на художественные образы природы,что побуждало детей к проявлению собственного творчества. Детское творчество оказывало положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей.
Целенаправленная работа позволила:
Сформировать у детей знания об окружающем мире, навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности, применить творчество и фантазию в своих работах.
Повысить уровень овладения экспериментальной деятельностью, речевую активность.
Обогатить активный словарь.
Развить связную речь