Екатерина Яковец
Авторский проект «Творческая мастерская эбру-рисование на воде»
▼ Скачать + Заказать документы
«Творческая мастерская эбру-рисование на воде»
Перспективный план работы по реализации проекта
Подготовительная группа
Автор проекта: Смирнова Екатерина Александровна.
Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы,
воспитатель Смирнова Е. А.
Сроки реализации проекта: один год.
Публикация «Авторский проект „Творческая мастерская эбру-рисование на воде“» размещена в разделах
- Вода. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Проекты
- Эбру. Техника рисования
- Темочки
Цель проекта: повысить интерес к изобразительной деятельности через знакомства с нетрадиционной техникой рисования по воде - «эбру».
Задачи проекта:
Развивающая – развивать творческие способности, эстетическое восприятие, цветовое сочетание, воображение, фантазию и мелкую моторику пальцев рук, интерес к познавательной деятельности.
Воспитательная – воспитывать самостоятельность в создании рисунка, чувство прекрасного, аккуратность, усидчивость, любознательность к новому; понимание красоты окружающего мира, потребность в выражении своего отношения к нему. Гармонизировать психоэмоциональное состояние,
Образовательная – познакомить детей с техникой рисования на воде и её приёмами. Ввести понятие Эбру. Познакомить с историей появления такого способа рисования. Учить наносить краски на поверхность воды, использовать контраст цвета. Закреплять знания о безопасности при экспериментировании, умение пользоваться красками, веерной кисточкой, шилом, гребенкой.
Актуальность
Все дети любят рисовать. Но очень часто из-за отсутствия знаний и технических навыков в изобразительной деятельности ребенок теряет интерес к творчеству. Современного ребёнка сложно заинтересовать стандартным набором изобразительных материалов и техник, уровень умственного развития и потенциал нового поколения требует новых идей в творчестве.
В основе метода эбру – правильные, природные формы, главным образом круг. Каждая капля, которая попадает в воду, растекается в круг, который мы можем преобразовать абсолютно в любую желаемую форму.
В творческой деятельности с использованием нетрадиционной техники эбру, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует. А так же:
-вырабатывается усидчивость у детей
-успокаиваются и дисциплинируются
-развивается мелкая моторика рук
-тренируется зрение
-развивается координация движения
-открывается творческий потенциал
-развивается фантазия и мышление
-умение сочетать цвета и формы;
-навык видеть прекрасное в обыденном;
-возможность мыслить нестандартно;
-умение расслабляться и получать удовольствие.
Материалы для рисования в технике Эбру
Для начала работы необходимы:
• Лоток (может подойти любая не глубокая, прямоугольная ёмкость)
• краски Эбру (смешаны в нужной консистенции, содержат масло желчи)
• бумага Эбру чуть (плотнее обычной бумаги. Возможно использовать фотобумагу)
• кисти (желательно веерные, которые изготовлены из ветки розового дерева и конского волоса)
• гребни (брусок с набитыми гвоздиками)
• шило или любая заостренная палочка (шпажки, зубочистка, иголка, спицы)
• загуститель воды (экстракт растения Гевен, можно заменить желатином.
• чистая питьевая вода (отстоявшаяся не менее 12 часов).
Приемы рисования по воде
- Разбрызгивание краски с помощью веерной кисти
- Растягивание краски шилом (шпажками)
- Закручивание
- Работа с гребнем. Этот приём позволяет создать орнамент из волн и других повторяющихся линий.
- Отпечатывание рисунка на бумагу, деревянные заготовки.
Сроки реализации проекта: сентябрь-май 2016-2017 гг.
Участники проекта: дети, педагоги, родители
Работа с детьми
Сентябрь (3 неделя)
Тема «Знакомство с Эбру»
Познакомить детей с новым видом рисования – эбру. Познакомить с таким способом изображения, как разбрызгивание. Веерной кистью набираем краску и, слегка постукивая по пальцам левой руки, разбрызгиваем по поверхности раствора. Развивать образное мышление, аккуратность. Поощрять детское творчество, инициативу.
Сентябрь (4 неделя)
Тема недели: Деревья осенью
Рисование «Осенний ковёр»
Учить изображать листья на воде с помощью круга, проводя шпажкой от края круга через противоположную сторону, тем самым заостряя один конец. Учить детей готовый рисунок отпечатывать на лист плотной бумаги, стягивать его, оставляя воду в лотке. Развивать воображение.
Октябрь (1 неделя)
Тема недели: Осень в гости к нам пришла
Рисование «Грустный дождик»
Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени. Продолжать учить детей разбрызгивать краску веерной кисточкой, слегка постукивая по пальцам левой руки; продолжать учить создавать круг, учить растягивать краску по воде, создавая капельку. Развивать чувства композиции, цветовосприятие.
Октябрь (2 неделя)
Тема недели: Сбор урожая
Рисование «Яблоки»
Закреплять умение рисовать красками эбру. Продолжать формировать у детей умение рисовать круг, растягивать краску от края круга к центру, передавая выпуклость яблока. Учить красиво располагать изображения на водной глади. Развивать чувство прекрасного.
Октябрь (3 неделя)
Тема недели: Игрушки
Рисование «Большие и маленькие мячи»
Продолжать учить рисовать детей предметы круглой формы. Развивать чувство цвета, формы, мелкую моторику. Воспитывать самостоятельность. Воспитывать интерес к краскам эбру.
Октябрь (4 неделя)
Тема недели: Домашние животные
Рисование «Коврик для котёнка»
Познакомить детей с техникой рисования гребнем для получения «чешуйчатого» узора. Воспитывать интерес к творчеству. Способствовать развитию - творческого воображения, мышления, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, глазомера, внимания.
Ноябрь (1 неделя)
Тема недели: Лес полон сказок и чудес
Рисование «Гроздь калины»
Вызвать интерес к рисованию по воде. Стремиться передавать образ грозди рябины, добиваться выразительного образа. Закрепить умение пользоваться кисточкой, шилом. Развивать аккуратность, самостоятельность.
Ноябрь (2 неделя)
Тема недели: Дикое животное
Рисование «Ёжик»
Продолжать учить детей рисовать веерной кисточкой; работать с шилом, создавая у ёжика иголки. Развивать координацию движений, мелкую моторику рук. Воспитывать любовь к живой природе.
Ноябрь (3 неделя)
Тема недели: Одежда. Обувь. Головные уборы.
Рисование «Платье для мамы»
Продолжать формировать умения рисовать в технике эбру, самостоятельно разбрызгивать краску веерной кисточкой, наносить краску пипеткой, придумывать узор. Развивать желание создавать что-то нетрадиционное.
Ноябрь (4 неделя)
Тема недели: Перелётные птицы
Рисование «В тёплые края»
Продолжать использовать веерную кисточку для равномерного заполнения пространства. Учить рисовать простых птиц в виде галочки. Закрепить знания о перелетных птицах нашей родины.
Развивать эстетическое восприятие, чувства прекрасного. Воспитывать интерес и любовь к литературным произведениям.
Декабрь (1 неделя)
Тема недели: Зима. Зимние месяцы
Рисование «Снежинка»
Продолжать учить детей рисовать красками эбру. Осваивать технику растягивания, закручивания. Развивать моторику, чувство композиции, воображение, творчество, самостоятельность.
Декабрь (2 неделя)
Тема недели: Планета мебели.
Рисование «Зимние узоры»
Вызвать интерес к созданию образа снежных узоров. Познакомить детей со способами изображения как закручивания краски по водной глади, самостоятельно придумывать узор и его расположение на водной глади. Развивать воображение, образное мышление, творческие способности детей. Вызвать интерес, отзывчивость, эмоциональный отклик к творческой деятельности.
Декабрь (3 неделя)
Тема недели: Федорина неделя
Рисование «Блюдечко»
Расширять представления о чайной посуде. Продолжать формировать умения рисовать в технике эбру. Показать выразительные возможности, особенности рисования цветка на воде. Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного.
Декабрь (4 неделя)
Тема недели: Новогодний калейдоскоп
Рисование «В лесу родилась ёлочка»
Учить детей передавать на водной глади несложный сюжет, выделяя главное. Формировать умение рисовать ёлочку с удлиненными книзу ветками. Закреплять умение пользоваться приёмом закручивания и разбрызгивания краски. Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цвета для зимнего пейзажа. Развивать координацию движений, мелкую моторику кистей рук.
Январь (3 неделя)
Тема недели: Животные жарких стран и севера
Рисование «Солнечная Африка»
Учить детей передавать сюжет пейзажа Африки с использованием нетрадиционной техники рисования по водной глади. Развивать интерес детей к изобразительному творчеству посредством использования нетрадиционных техники эбру. Воспитывать уважительное и бережное отношение к природе.
Январь (4 неделя)
Тема недели: Инструменты.
«Знакомство с гребнем»
Познакомить детей с новым инструментом - гребнем и его применением. Закрепить названия инструментов и принадлежностей для рисования красками эбру. Смастерить гребень из подручных предметов - с помощью пенопласта и зубочисток.
Февраль (1 неделя)
Тема недели: Подводное царство.
Рисование «Золотые рыбки»
Продолжать формировать у детей умения рисовать предмет из целого круга. Закреплять навыки рисования в технике эбру. Обобщить знаний детей о подводном мире. Уточнить строение рыб. Активизировать словарный запас по теме «Обитатели подводного мира». Воспитывать чуткое и бережное отношение к природе, вызывать эмоциональный отклик. Формировать умение детей внимательно слушать и отвечать на вопросы. Развивать интерес к обитателям моря.
Февраль (2 неделя)
Тема недели: Едем, плывём, летим…
Рисование «Кораблик»
Развивать у детей навыки работы с красками эбру. Обобщать знания детей транспортных средств. Продолжать формировать умения размещать композицию на небольшой поверхности воды. Отрабатывать навыки печатания рисунка на бумагу. Воспитывать аккуратность.
Февраль (3 неделя)
Тема недели: Наша армия. День защитника отечества.
Рисование «Рубашка для папы» (1 часть)
Вызвать у детей интерес к подготовке подарков. Обогащать и активировать словарь детей на тему: «Наша армия. День Защитника Отечества». Знакомство с понятием «принт». Рассказать как называется ткань с военным рисунком – камуфляж. Создавать военный принт и отпечатывать его на листе бумаги для конструирования рубашки (оригами). Закрепить навыки рисования красками, веерной кисточкой, шилом. Развивать художественный вкус при подборе красивых цветосочетаний.
Февраль (4 неделя)
Тема недели: Наша страна
Оригами «Рубашка для папы» (2 часть)
Формировать умение складывать бумагу способом оригами, закреплять умения по схеме выполнить задание, продолжать обогащать и активировать словарь детей на тему: «Наша армия. День Защитника Отечества». Развивать мелкую и общую моторику; развивать логическое мышление, внимание, память, воображение; творческие способности, воспитывать уважение к защитникам Отечества, воспитывать любовь к Родине и чувство патриотизма, уважение к папе; стремление делать работу аккуратно, доводить начатое дело до конца.
Март (1 неделя)
Тема недели: Ранняя весна. Международный женский день
Рисование «Тюльпан»
Создать предпраздничное настроение. Учить детей передавать характерные особенности тюльпана (строение и направление стебля, листьев, бутона).
Продолжать использовать в рисовании фона гребень.
Март (2 неделя)
Тема недели: Профессии
Рисование «Платочек»
Познакомить детей с техникой рисования на ткани. Знакомство с мастерами эбру по росписи платков. Совершенствовать умения переносить рисунок на различные поверхности. Развивать воображение и творчество.
Март (3 неделя)
Тема недели: Весна шагает по планете
Рисование «Весенняя фантазия»
Формировать умение видеть красоту природы, выделять главные отличительные ее особенности. Определить какими красками пользуется «Весна». Развивать умение рисовать по своему замыслу под музыку, отражая свои чувства в весенних тонах. Совершенствовать навыки работы в технике эбру. Развивать фантазию, воображение, чувство композиции и ритма.
Март (4 неделя)
Тема недели: Быть здоровыми хотим
Рисование «Моя расчёска»
Цель. Продолжать формировать у детей позиции признания ценности здоровья, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья. Продолжать знакомить с правилами личной гигиены, закрепить правила ухода за волосами. Формировать познавательный интерес к человеку. Воспитывать бережное отношение к волосам. Совершенствовать навыки работы в технике эбру, переносить рисунок на различные поверхности. Развивать воображение и творчество.
Апрель(1 неделя)
Тема недели: Перелетные птицы весной
Рисование «Птичка»
Учить рисовать необычных птиц из целого круга. Продолжать использовать гребень для равномерного заполнения пространства – для создания фона. Закрепить знания о перелетных птицах нашей родины. Воспитывать любовь и заботливое отношение к птицам, представление о том, что все в природе взаимосвязано, чувство ответственности за окружающий мир.
Развивать воображение, фантазию, художественный вкус при подборе красивых цветосочетаний; воспитывать интерес и любовь к литературным произведениям.
Апрель (2 неделя)
Тема недели: День космонавтики
Рисование «Космические дали»
Учить создавать образ звездного неба, используя приёмы разбрызгивание, закручивание. Развивать воображение, любознательность. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на водной глади и переносить его на бумагу.
Апрель (3 неделя)
Тема недели: Растения и животные весной
Рисование «Первые листочки»
Продолжать учить детей разбрызгивать краску веерной кисточкой, слегка постукивая по пальцам левой руки; учить растягивать краску по воде, создавая ствол дерева. Развивать технику рисования красками эбру. Развивать чувства композиции, цветовосприятие. Закреплять умение отличать пейзаж от картин другого содержания.
Апрель (4 неделя)
Тема недели: Мы сажаем сад-огород
Рисование «Ветка вишни»
Воспитывать интерес к весенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту весны. Формировать у детей умение создавать веточку цветущей вишни. Развивать чувство прекрасного. Развивать аккуратность, самостоятельность.
Май (1 неделя)
Тема недели: Наш дом
Рисование «Душистая сирень»
Развивать технику рисования красками эбру. Развивать моторику, чувство композиции, воображение, творчество, самостоятельность. Воспитывать бережное отношение к природе средствами искусства.
Май (2 неделя)
Тема недели: Вот и лето пришло
Рисование «Цветы»
овершенствовать умение пользоваться веерной кистью, гребнем. Закреплять умение детей рисовать по водной глади, отпечатывать рисунок на листе бумаги. Развивать интерес к самостоятельной художественной деятельности.
Воспитывать эстетические чувства, усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
План работы с воспитателями и родителями
Месяц Темы Работа с родителями
Сентябрь. Родительское собрание с целью ознакомления с новой техникой эбру. Мастер-класс
Октябрь. Папка-передвижка «Что такое эбру?»
Ноябрь. Совместная выставка творческих работ детей
Декабрь. Совместное рисование родителей и детей «Фантазийные узоры»
Январь. Консультация на тему: «Приобщение к нетрадииионной технике рисования – Эбру»
Февраль. Фотовыставка «Творческая мастерская Эбру»
Март. Памятка для родителей «5 причин эбру дома»
Апрель. Открытое занятие
Май. Творческий отчёт о работе кружка
Работа с воспитателями
Сентябрь. Выступление на педсовете о работе кружка
Октябрь. Месяц открытых дверей.
Ноябрь. «Неделя творчества»
Декабрь. Выпуск новогодней газеты
Январь. Семинар-практикум «Применение эбру в образовательном процессе»
Февраль. Экскурсия в выставочный зал
Март. Мастер-класс среди педагогов по реализации городского проекта по ОО «Художественно-эстетическое развитие», «Я маленький дизайнер»
Апрель. Открытое занятие
Май. Совместная итоговая выставка
Итоговое событие проекта "Выставка детских работ в технике эбру", презентация о реализации и итогах проекта «Творческая мастерская эбру-рисование на воде».
Вывод
Использование нетрадиционной техники рисования «Эбру», помогает развивать познавательную деятельность, находить нестандартные способы художественного изображения, корректировать психические процессы дошкольников. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Дети передали в творчестве свои чувства и эмоции, получили удовольствие от рисования. Работая с детьми, я пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него удовольствие, радость, удивление, волшебство. Знания, которые приобретают дошкольники, складываются в систему; на достигнутых результатах мы не останавливаемся и в дальнейшем ставим задачу усовершенствовать полученные умения, переходить к овладению новых нетрадиционных техник в рисовании, использовать необычный материал для своих работ, а может и создавать свое индивидуальное «Я» в творчестве.