Лучший педагог года

Проект «Комнатные растения»

Ольга Лесова
Проект «Комнатные растения»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект на тему : «Комнатные растения в детском саду»

Участники проекта : воспитанники подготовительной группы, родители.

Сроки работы над проектом : с 03.12.2014 г. по 28.02.2015 г.

Актуальность

Публикация «Проект „Комнатные растения“» размещена в разделах

В проекте федерального закона «Об экологической культуре», в концепции дошкольного воспитания подчеркнуто, что именно в дошкольном возрасте закладываются этические принципы отношения к природе. Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание экологической культуры, т. е. выработка навыков гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами, понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека и общества.

Большую роль в экологическом образовании старших дошкольников играет практическая и исследовательская деятельность. Проведение собственных исследований, наблюдений, позволяет обобщать, анализировать и способствует экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

Данный проект помогает детям больше узнать окружающий их растительный мир на примере комнатных растений, проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущение эмоционального удовлетворения и самореализации. Проблема, решаемая в процессе реализации проекта не нова, но актуальна и значима. В ходе проектной деятельности сформировался коллектив педагогов и родителей, увлечённых экологической темой. Масштабы проекта хоть и не велики, но позволяют решить поставленные задачи, и от озеленения группового уголка перейти к озеленению участка для прогулок, привлечь к этой работе большее количество детей и родителей.

В своем большинстве у растений преобладает зелёный цвет, который благоприятно воздействует на психику человека, успокаивает и придает уверенности. В современном мире лечение цветом – цветотерапия стала очень популярна.

Ещё одно полезное качество домашних растений – это биоэнергетика. Биоэнергетика – это естественные процессы в природе, которые воздействуют на окружающий мир.

Комнатные растения дезинфицируют воздух, делают его чище и здоровее. Растения способны очищать воздух в помещениях. Влажность в помещениях могут поддерживать многие растения, но наиболее распространенные из них: папоротник, цикламен, разные виды фиалок.

Таким образом, важным приоритетом в дошкольном образовании является экологическое и эстетическое воспитание подрастающего поколения. По мнению академика Г. Я. Ягодина наша общая цель – «…научить каждого человека вести себя в соответствии с законами природы, чувствовать себя её частью, осознавать, что когда он вредит природе, то наносит ущерб самому себе».

Целью проекта является конкретизация представлений детей об условиях жизни комнатных растений.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме ознакомления с комнатными цветами старших дошкольников.

2. Осуществлять активное сотрудничество с родителями в процессе проекта, включать родителей в процесс экологического воспитания дошкольников.

3. Познакомить детей с новым способом выращивания растения – черенкованием, учить приемам правильной посадки черенков.

4. Воспитывать интерес и любовь к растениям, желание длительно наблюдать и ухаживать за ними, создавать для растений лучшие условия роста и развития.

Объектом исследования являются дошкольники подготовительной группы, а также их знания о комнатных растениях.

Предметом исследования являются комнатные растения, а также условия жизни комнатных растений в детском саду.

Гипотеза исследования: если конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений, тогда:

- дети познакомятся с жизнью и условиями размножения комнатных растений;

- дети усвоят правила бережного отношения к окружающим их комнатным цветам;

- детям привьётся любовь к комнатным растениям, желание заботиться и ухаживать за ними.

Теоретическая значимость: формирование углублённых знаний детей о жизни и условиях роста комнатных растений; воспитание бережного отношения к окружающей природе, чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.

Практическая значимость:

расширение зелёного уголка в группе;

составление картотеки комнатных растений;

составление картотеки дидактических игр;

создание альбома «Наши комнатные растения» (детские рисунки с описательными рассказами, составленными совместно со взрослыми).

Ожидаемые результаты

более высокий уровень сформированности знаний детей о комнатных растениях, уходе, размножении;

повышение активности участия родителей в педагогическом процессе группы.

Методологическую основу исследования составили теории познания и положение об особенностях формирования динамических представлений о животном и растительном мире (Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Л. С. Игнаткина, психолого-педагогические исследования экологического воспитания (Л. М. Маневцова, Р. С. Буре, С. Н. Николаева, И. А. Хайдурова, общетеоретические вопросы экологического воспитания старшего дошкольного возраста раскрыты в работах Л. С. Икнаткиной, С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой.

План мероприятий по реализации проекта :

1. Предварительный этап с 03.12.2014 г. по 10.12.2014 г.

2. Практический этап с 11.12.2014г. по 20.02.2015 г.

3. Обобщающий этап с 21.02.2015 г. по 28.02.2015 г.

I этап предварительный

Задачи:

1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме экологического воспитания старших дошкольников;

2) Разработать диагностический материал и выявить уровень знаний старших дошкольников по поставленной проблеме;

3) Провести анкетирование родителей по теме «Что Вы знаете о комнатных растениях;

4) Разработать план работы с детьми по формированию экологических знаний и представлений о комнатных растениях;

5) Составить картотеку комнатных растений в детском саду;

6) Составить картотеку дидактических игр по проблеме проекта.

II этап практический

Задачи:

1) Осуществить апробацию разработанного плана работы с детьми по формированию экологических знаний и представлений о комнатных растениях;

2) Использовать интеграцию образовательных областей при ознакомлении воспитанников с комнатными растениями;

3) Провести практические занятия с детьми (посадка ростков комнатных цветов, протирание широких листьев мягкой влажной тряпочкой, опрыскивание растений с мелкими листьями из пульверизатора и т. д.);

4) Изготовить совместно с родителями воспитанников иллюстрированный детскими рисунками альбом «Наши комнатные растения».

III этап обобщающий

Задачи:

1) Выявить уровень знаний старших дошкольников по поставленной проблеме;

2) Обобщить результаты деятельности по теме проекта;

3) Определить наиболее эффективные пути дальнейшего развития проекта;

4) Подготовить методический и практический наглядный материал в рамках обмена опытом с дошкольными учреждениями города.

Схема реализации проекта

ООД

Виды детской деятельности

Развитие речи

составление рассказов совместно с

родителями о своём комнатном цветке

заучивание стихотворения «Бальзамин»

отгадывание загадок о комнатных

растениях

подбор пословиц и поговорок по теме

«Комнатные растения»

дидактические игры «Отгадай по загадке», «Опиши цветок», «Продай то, что назову», «Я садовником родился».

Ознакомление с миром природы

беседа на тему «Как ухаживать за комнатными растениями», «Как размножаются комнатные растения», «Если бы ты был комнатным цветком»

викторина между детьми группы «Лучший знаток комнатных растений»

посадка ростков комнатных растений.

Художественное творчество

Хозяйственно-бытовой труд:

дежурство в уголке природы (полив комнатных растений, протирание гладких листьев влажной мягкой тряпочкой, рыхление почвы деревянной палочкой, опрыскивание растений с мелкими листьями из пульверизатора)

трудовые поручения – индивидуальные и коллективные

Ручной труд: Оригами «Амазонская лилия»

Физическая культура

Утренняя гимнастика «Весенние цветы»

физкультминутка «Красивые цветы»

психогимнастика «Посадим цветок»

психофизическое упражнение в сочетании с танцевальной импровизацией «Попробуй превратиться в цветок»

Музыка

прослушивание музыки «Вальс цветов» П. И. Чайковского

Чтение художественной литературы

работа в книжном уголке с энциклопедиями о комнатных растениях

чтение художественной литературы.

Итоги проекта

Проведенные мною анкетирование родителей «Что Вы знаете о комнатных растениях и диагностика детей по теме «Комнатные растения в нашей группе» позволили составить план работы по конкретизации знаний детей об условиях жизни комнатных растений.

Во время бесед дети подробнее узнали о происхождении и жизни комнатных растений, об уходе за ними и необходимых условиях для их роста, развития, цветения и размножения.

После проведённых практических занятий с группой детей, индивидуальных поручений по дежурству в уголке природы дети с большим удовольствием заботятся о наших питомцах в зеленом уголке, с большей ответственностью относятся к разным поручениям. Во время трудовой деятельности по уходу за цветами дети чаще делятся своими впечатлениями с воспитателем, друг с другом, рассказывают о том, как помогают своим родителям в уходе за домашними цветами.

Воспитанники проявляют живой интерес к окружающему природному миру.

Список использованной литературы:

1. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. – М. : Просвещение, 1973.

2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. – М. : Детство-пресс, 2002.

3. Нищева Н. В Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. – Спб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

4. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.

5. Серпухова В. И., Тавлинова Г. К. Комнатные растения. – М. : Прейскурантиздат, 1991.

6. Храмова Т. А. Цветы в нашем доме. – Кострома, 2001.

ПРИЛОЖЕНИЕ

к проекту

«Комнатные растения в детском саду»

Содержание:

1. Анкетирование родителей воспитанников «Что Вы знаете о комнатных растениях

2. Диагностика «Комнатные растения в нашей группе».

3. Создание паспорта комнатных растений группы "Ромашка" .

4. Загадки и стихи о комнатных растениях.

Анкета

«Что Вы знаете о комнатных растениях

Уважаемые родители!

Нам важно знать Ваше мнение по данной теме. Опрос носит анонимный характер, результаты будут использованы только в статистически обработанном виде.

1. Как Вы относитесь к природе, любите ли Вы комнатные растения? ___ ___

2. Имеются ли в Вашем доме комнатные цветы? Какие? ___ ___

3. Принимает ли ваш ребёнок участие в уходе за ними? Знает ли он, как надо ухаживать?___ ___

4. Любит ли Ваш ребёнок смотреть телепередачи о природе? ___

5. Есть ли дома книги о природе? Какие? ___ ___

6. Поддерживаете ли Вы проводимую в детском саду работу по экологическому воспитанию? В чём это проявляется? (беседуете с ребёнком о природе, подкармливаете птиц, проводите с детьми наблюдения) ___ ___ ___

7. В чём Вам нужна помощь детского сада по данной проблеме? ___

Спасибо за сотрудничество!

Итоги анкетирования родителей на тему:

«Что Вы знаете о комнатных растениях

Перед реализацией проекта «Комнатные растения в детском саду» я провела анкетирование с родителями своих воспитанников. В опросе приняло участие 74 % человек. Анкета состояла из 7 вопросов. На первый вопрос 100% опрошенных ответили, что любят природу и комнатные цветы в частности. На второй вопрос 90 % родителей ответили утвердительно, 10 % - отрицательно, т. к. не имеют достаточно времени и знаний для ухода за комнатными растениями. На третий вопрос 90 % родителей ответили, что ребенок принимает посильное участие в уходе за растениями, элементарные навыки по уходу у детей имеются. Отвечая на четвертый вопрос анкеты, 60 % родителей ответили утвердительно, а 40 % - дети смотрят только передачи о животных. На пятый вопрос 100 % ответили, что у ребенка есть книги, энциклопедии о животном и растительном мире, но 5 % ответили, что ребенка они не заинтересовали. На шестой вопрос 75 % родителей ответили, что по мере своих сил они поддерживают интерес ребенка: отвечают на вопросы детей, дают поручения по уходу за комнатными растениями, домашними питомцами (покормить аквариумных рыбок, насыпать корм попугаю, налить воды хомячку). 50 % заявили, что повесили кормушки во дворе дома и регулярно подкармливают птиц. На седьмой вопрос 80 % родителей ответили, что им не хватает теоретических знаний, 20 % - затруднилось с ответом.

По итогам анкетирования я сделала вывод, что родители заинтересованы в реализации моего проекта и готовы помочь в его осуществлении. В помощь родителям мною была создана картотека комнатных растений в детском саду и картотека дидактических игр по экологическому воспитанию. Также было проведено родительское собрание «Комнатные цветы – улыбка природы» и практикум «Растения для лечения».

Диагностика детей подготовительной к школе группе по теме

«Комнатные растения».

1. Назови, какие ты знаешь комнатные растения (5-6 растений)

2. Назови и покажи комнатные растения нашей группы (5-6 растений)

3. Узнай и назови растения по цветку (5-6 растений)

4. Какие условия необходимы для жизни комнатных растений?

5. Назови и покажи части растений.

6. Покажи, какие растения необходимо часто поливать, а какие редко. Объясни, почему?

7. Зачем растению стебель, ствол, листья, корни?

Критерии оценки по пятибалльной шкале.

1 балл – ребёнок не имеет представлений по указанному критерию.

2 балла – ребёнок имеет отрывочные, бессистемные представления по указанному критерию.

3 балла – ребёнок имеет частично усвоенные, неточные, неполные представления по указанному критерию.

4 балла – ребёнок имеет усвоенные с незначительными неточностями представления по указанному критерию.

5 баллов – ребёнок имеет полностью усвоенные представления по указанному критерию.

Низкий уровень - меньше 2,2

Средний уровень – от 2,3 до 3,7

Высокий уровень – от 3,8 до 5.

Итоги

диагностики детей подготовительной к школе группе

по теме «Комнатные растения»

На первом этапе моего проекта мною была составлена и апробирована диагностика детей подготовительной к школе группе. Я выяснила, что запас знаний детей по теме «Комнатные растения» не большой. Затруднения были в ответах на третий вопрос («Узнай и назови растения по цветку», на шестой вопрос («Покажи, какие растения необходимо часто поливать, а какие редко. Объясни, почему?»). По итогам диагностики выявила:

Низкий уровень - 12 % детей,

Средний уровень - 64% детей,

Высокий уровень - 24 % детей. По окончании проекта я снова продиагностировала детей: Дети знают не только растения нашего зеленого уголка группы, но и другие распространенные комнатные растения. Дети стали более ответственно подходить к дежурству в уголке природы, добросовестнее и аккуратнее выполняют заданные поручения. Большинство детей по внешнему виду цветка могут определить, какая «скорая помощь» нужна растению – полив, опрыскивание, рыхление, протирание широких листьев от пыли.

Низкий уровень – 0%

Средний уровень - 56 % детей,

Высокий уровень - 44% детей. .

Сроки уровни

Декабрь 2014

Февраль 2015

высокий

24%

44%

средний

56%

64%

низкий

12%

0%

Загадки о комнатных растениях.

I. Ответь на вопрос:

Что это такое?

Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут.

(Комнатные растения)

1. На окне зимой и летом

Вечно зелен и красив.

Ярко-красным цветом

Горит нежно.

(Бальзамин)

2. Накрыт бокал с водицей

Ежовой рукавицей.

(Кактус)

3. У садовницы – первой модницы

Платье то ли полиняло,

То ли краску поменяло:

Все было лиловое,

Стало васильковое.

(Гортензия)

4. Плоский, длинный, а не брус,

Полосат, а не арбуз.

(Сансевьера)

5. Чтобы солнце сквозь стекло

К нам в окошко не пекло,

Я повешу шторочку

На белую распорочку,

Не крючком плетеную –

Живую и зеленую.

(Традесканция)

6. С молоком, а не коза,

С корой, а не лоза.

(Фикус)

7. Вырос кустик пышный,

На окне не лишний.

Листья незаметные,

А плоды запретные.

(Аспарагус)

8. Вверх по стенке крутой,

По бетонке литой

Многоножка ползет,

С собой листья везет.

(Плющ)

9. Комнатное растение, называемое в народе "крапивкой".

(Колеус)

10. Лист с горбочком, желобочком,

Шипы имеет, а ранить не умеет,

Зато лечит нас в любой час.

(Алоэ)

11. С горы на паутинках

Свисают паучки –

Зеленые пучки.

(Камнеломка)

12. Плоские лепешки

На длинной тонкой ножке.

Лепешки очень колки,

На них растут иголки. (Опунция)

Стихи о комнатных цветах

Кактус

Я вас прошу:

Позавидуйте мне –

Кактус расцвел

У меня на окне.

Яркий цветок,

Словно

Солнечный

Лучик.

Храбро горит

Между острых колючек.

Герань

На окне в такую рань

Распустилася герань.

Круглые листочки,

Пышные цветочки

Даже очень хороши –

Так решили мылыши.

Роза

На самом красивом участке в саду

Я розу прекрасного цвета найду,

Я буду ее поливать и беречь

От лишних с жуками и бурями встреч…

Так в доме у нас год за годом идет,

И в доме прекрасная Роза растет.

Она не цветок, а чудесный ребенок,

Она улыбается даже спросонок,

Она хороша как все розы в саду,

Вот только цветет каждый месяц в году!

Крошка фиалка

И красоты и скромности

милое сочетание –

светло-сиренево-тонкое,

с ароматом леса создание.

Нежное и романтичное

Природы мини-творение,

так незаметно-тихое

и прекрасное, без сомненья.

Она расцветёт весною,

чтоб тихо опять сказать –

нежность жива и скромность

я, буду живя, утверждать.

Орхидея

Нет лучшего цветка на свете,

Заверить, вас, я смею,

Чем орхидея!

Да,я капризна,

Но с лихвой, характер свой,

Я компенсирую, вам красотой!

А красота моя бесспорна,

Не зря весь мир ей очарован!

Меня рисуют, обо мне поют,

Стихи мне пишут.

Почему? Да потому, что я

Прекрасна и изящно горделива!

Я восхитительна и безупречна!

В этом моя сила!

Да, я сильна, мой ареал широк,

Но средь снегов и льда

Меня, вы не найдете,

Созданье нежное, люблю я теплый ветерок,

И солнышко, и теплый дождь,

И много, много света!

Публикации по теме:

Конспект занятия по окружающему миру на тему «Комнатные растения» в подготовительной группе Конспект занятия по окружающему миру на тему «Комнатные растения» в подготовительной группе Цели: Формировать у детей элементарных представлений.

Педагогический проект «Наши комнатные растения» в средней группеПедагогический проект «Наши комнатные растения» в средней группе Паспорт проекта Тема: «Наши комнатные растения» Руководитель проекта Жирова Татьяна Алексеевна Проблема: Дети в недостаточной степени имеют.

Познавательно-исследовательский проект «Комнатные растения — наши друзья» СОДЕРЖАНИЕ 1. Паспорт проекта 2. Пояснительная записка 3. План работы над проектом 4. Приложение 5. Список литературы Тип проекта: групповой,.

Проект «Комнатные растения»Проект «Комнатные растения» Проект «Комнатные растения» Тип проекта: исследовательский, краткосрочный с 21.03. по 25.03.16., групповой. Участники проекта: воспитатель.

Проект: «Комнатные растения», для детей старшей группыПроект: «Комнатные растения», для детей старшей группы Вид проекта: • По направленности: информационно исследовательский • По количеству участников: групповой. • По продолжительности: краткосрочный.

Проект «Комнатные растения — наши друзья» Тип проекта: исследовательский, краткосрочный (3 дня, групповой. Участники проекта: воспитатель, дети. Ожидаемые результаты: 1. Расширение.

Проект «Комнатные растения» (средняя группа) Тема проекта: «Комнатные растения» Тип проекта: познавательно – исследовательский Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели) Руководитель.

Экологический проект «Комнатные растения» Цель проекта: * Развитие экологического воспитания детей. Расширение знания детей о комнатных растениях и формирование основ экологической.

Экологический проект «Комнатные растения» Цель проекта: * Развитие экологического воспитания детей. Расширение знания детей о комнатных растениях и формирование основ экологической.

Экологический проект «Комнатные растения»Экологический проект «Комнатные растения» Тип: практико-ориентированный Вид: экологический Срок: краткосрочный. Место проведения: МДОУ детский сад №5 «Сказка» Участники проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Комнатные растения»
Опубликовано: 14 мая 2016 в 21:08
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Комнатные растения»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Лесова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД