Валентина Сысуева
Проект на тему «Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект на тему : «Использование фольклора
в музыкальном воспитании дошкольников»
Актуальность
На современном этапе главная задача музыкального воспитания до-школьников средствами фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего возраста, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки.
Публикация «Проект на тему „Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Народная культура, фольклор
- Проекты, проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Фольклор. Проекты, планы
- Темочки
Интерес и внимание к народному искусству, в том числе музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых об-рядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей.
Поэтому свою основную задачу как педагога я вижу в том, что бы как можно полнее познакомить своих воспитанников с русским народным творчеством, привить им любовь к русской музыкальной культуре и русским традициям. Сделать так, что бы и они в свою очередь передали эту любовь своим детям.
Именно поэтому стала актуальным разработка проекта «Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников».
Проблема
Проанализировав результаты работы с воспитанниками, я пришла к выводу, что у детей недостаточный слуховой багаж произведений музы-кального фольклора. Для решения этой задачи и будет продолжаться работа с ребятами, педагогами и родителями по «вплетению» музыкального фольклора в жизнь ребенка.
Предметом данной проектной деятельности является путь приобщения дошкольников к народной культуре.
Цель проекта : Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народным фольклором.
Задачи проекта :
1. Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
2. Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов.
3. Формировать исполнительские навыки в области пения, движе-ния, музицировали.
4. Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора.
5. Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности.
6. Развивать воображение, творческие и актерские способности.
7. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую дер-жаву.
Новизной и отличительной особенностью проекта является приоб-щение детей к творческой деятельности; создание игровых миниатюр, инс-ценировок народных фольклорных праздников, а также знание истоков народного творчества.
Тип проекта :
По продолжительности: средней продолжительности.
По доминирующей линии: практико–ориентированный.
По содержанию: социально-педагогический.
Участники проекта : дети дошкольного возраста, воспитатели, музыкальные руководители, преподаватель изобразительной деятельности, родители.
Этапы реализации проекта
I. Организационно-подготовительный
• Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
• Определение цели и задач проекта;
• Подбор литературы, пособий, атрибутов;
• Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта.
II. Основной
• Непосредственно-образовательная деятельность с детьми.
• Совместная деятельность
• Самостоятельная деятельность детей.
III. Заключительный
• Обобщение результатов работы;
• Анализ деятельности.
прикладного искусства; создание календаря праздников, состоящего из детских работ.
Материально- технические ресурсы:
• музыкальный зал для занятий с детьми;
• музыкальные инструменты : бубен, трещотка и. т. д. ;
• проектор
• экран
• технические средства обучения: магнитофон, видео- и аудиоап-паратура,
• наборы СD - дисков, микрофоны и др. ;
• зал для проведения праздников;
• национальные костюмы.
3. Методическое обеспечение:
• дидактический и раздаточный материал;
• пособия по народному творчеству;
• комплект методической и теоретической литературы;
• Разработанные сценарии игр и праздников.
• Картотека игр
• Литература
• Интернет ресурсы
Ожидаемые результаты:
Дети проявят активный интерес и желание заниматься музыкальным фольклором :
У детей будут сформированы навыки актёрского мастерства, коммуникативные способности;
.Воспитатели получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно
Игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребёнка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобретут опыт в изготовлении костюмов бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями.
План мероприятий
Этап Мероприятия Сроки Ответственные
Организационно
подготовительный
Анкетирование воспитателей анке-тирование родителей
Мониторинг творческих способно-стей,
Наблюдения Сентябрь Музыкальный
Руководитель,
воспитатели
Основной
Консультация для воспитателей «Музыкальный фольклор в жизни детей дошкольного возраста Октябрь Музыкальный
руководитель
Конкурс знатоков народной музыки
Ноябрь Музыкальный
руководитель
Народная мозаика
Декабрь Музыкальный
руководитель
Семинар практикум с родителями
Январь Музыкальный
руководитель
воспитатели
Семинар- практикум для родителей
«Знакомство с детским фольклором. Февраль Музыкальный
руководитель
Круглый стол с участием родителей
«Роль народного фольклора в дет-ском саду Март Музыкальный
руководитель
воспитатели
«Мастер-класс» для родителей
«По изготовлению кукол оберегов» Апрель Музыкальный
руководитель
Анкетирование воспитателей анке-тирование родителей
Мониторинг творческих способно-стей,
Наблюдения Май Музыкальный
руководитель
воспитатель
Культурно- досуговое мероприятие
«Пасха» Май Музыкальный
руководитель
воспитатель
План мероприятий с детьми
Название
мероприятия Форма
проведения Предварительная
работа Материал Направление
«Зимние свят-ки» Развлечение
Беседа с детьми о святочных праздниках, обычаях.
Знакомить детей с Рождественскими песнями и колядками. Музыкальные инструменты
Социально-личностное развитие
«Рождество» Праздник 1 занятие:
Рассказ музыкального руководителя о рождественских песнях и колядках.
2 занятие:
Рассказ об обычаях на святки рядиться, чтобы изменить свою внешность.
Пение колядки
Проведение русских народных игр.
3 занятие
Рассказ о новогодних песнях
«Овсенях» о гаданиях под новый год с пением. Иллюстрации с изображением ряженных Художественно-эстетическое развитие
«Пришла Ко-ляда-отворяй ворота!» Развлечение Беседа о празднике Масле-нице, о традициях, обрядах,
Обычаях.
Разучивание приговорок, прибауток,
Закличек, песен.
Разыгрывание сценок коля-дования.
Загадки.
Проведение русских народных игр» Бабка Ёжка»
«Прялица»
Рассказ о святочных гаданиях Костюмы ря-женых
Шумовые и музыкальные инструменты. Позновательно-речевое разви-тие.
Масленица Русский праздник. Рассказ музыкального руководителя о Масленице.
Проведение русских народных игр.
«Горшки» и Гори, Гори ясно» Костюмы ря-женых
Шумовые и музыкальные инструменты. Физическое развитие.
Знакомство детей с масле-ничными пес-нями. «Посиделки» Знакомство с песнями которые пели в эти дни.
Проведение русской народной игры «Горелки» Костюмы ря-женых
Шумовые и музыкальные инструменты. Позновательно-речевое разви-тие.
«Алексей с гор потоки» Развлечение Рассказ о народном празд-нике.
Проведение русских народных игр»Кораблики,»Родничок» Иллюстрации
Обручи.
Ленточки голубые Физическое развитие.
Вербное вос-кресенье. Развлечение Посещение «избы».рассказ Хозяюшки о празднике Вербного воскресенья и вербе, обычаях, приметах.
Проведение русских народных игр:
Верба -вербочка,
«Заря –заряница»
Исполнение русских народных песен. Веточки вербы
Народные кос-тюмы. Художественно-эстетическое развитие
Пасха. Праздник. 1 занятие:
Рассказ музыкального руководителя о праздновании Пасхи,
Проведении русских народных игр:
«Верба-вербочка», «Сол-нышко-вёдрышко»
Знакомство с пасхальными песнями.
2 занятие:
Рассказ об обычае на Пасху обмениваться яйцами, о значении этого действия о праздновании последнего дня пасхальной недели-Красной горки.
3 занятие:
Разучивание пасхальных песен, приговорок,
Раскрашивание Пасхальных яиц.
Проведение русских народных игр с яйцами и ««Прялица» Костюмы
Музыкальные инструменты
Макет горки
Пасхальные яйца. Социально-личностное развитие
Троица. Летний праздник. Рассказ педагога о праздновании Троицы, об обрядах»Завивания» берёзки
«Кумления и «проводах русалок»
Проведение русских народных игр «Венок» и
«В кресты» хоровода» Во поле берёзонька стояла»
Исполнение песен про берёзоньку. Демонстрацион
ный материал. Позновательно-речевое разви-тие.
Ресурсное обеспечение проекта
1. Нормативно – правовой ресурс
• согласование проекта с администрацией детского сада;
• утверждение проекта с администрацией детского сада;
• утверждение проекта на заседании творческой группы педагогов
2. Материально- технический ресурс
• приобретение инвентаря, расходного материала для изготовления пособий и создания специальной среды в музыкальном зале и в группах
3. Информационный ресурс:
• подбор методической и познавательной литературы по теме;
Примерная образовательная программа «Детство», под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберид-зе, О. В. Солнцевой.
Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О. Л. Князева, М. Д Маханёва.
Программа «Школа этнической социализации»(Л. В Суровяк, Новосибирск 2014.
Система работы по формированию культуры здорового образа жизни
«Наша традиция -Быть здоровыми!» (Жуковин И. Ю. Карепова Т. Г)
Сбор информации по теме проекта из Интернета и периодических изданий.
Материально-техническое;
Реализация проекта требует изготовления информационных материа-лов для родителей воспитанников.
Оформление мини музея,иллюстраций, картотек.
Кадровое обеспечение :
Разработку и реализацию проекта обеспечивают штатные работники МАДОУ «Центр развития №13
1. Музыкальный руководитель Сысуева Валентина Фёдоровна.
2. Старший воспитатель педагог
3. Воспитатели высшей категории
Список литературы
1. Бундарина Т. А Знакомство детей с русским народным творчеством С. Петербург,1998\
2. Боронина,Е. Г.»Оберег» Программа комплексного изучения музы-кального фольклора в детском саду. М. :, Владос,1999
3. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка М. Просвещение,1988
4. Дзержинская,И. Л. ,Музыкальное воспитание младших дошкольников : Пособие для воспитателя и музыкальных руководителей детского сада (из опыта работы)-М. :Просвещение,1985-160с. ,нот
5. Дошкольная педагогика,5 - издание, С. Л. Козлова, Т. А. Куликова, Москва, Академия 2004
6. Закон РФ» Об образовании (в редакции 20.07.2004 года)
7. Картушина М. Ю. Русские народные праздники в детском саду. М. ,2006
8. Картушина. М. Ю. Проблемы современного музыкального воспитания дошкольников. Управление дошкольного образования №5/2005
9. Калинина Р. Р. Программа творческо-эстетического развития ребёнка. С. -Петербург, 2002
10. Калинина Т. В. Новые информационные технологии в дошкольном детсве Ж. Управление ДОу 2008
11 .Кольцова М. И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. Дошкольное воспитание №5.1993
12. Князева О. Л. Маханёва, М. Д Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
13. Мельников М. Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики, Новосибирск, Просвещение, 1987
14. Остроух Г. А. Музыкальный фольклор как средство музыкальных способностей детей. Дошкольное воспитание №1994.
15. Старикова К. Л. У истоков народной мудрости, Екатеренбург, Свер. Область Отделение педагогического общества 1994.
16. Старикова К. Л. Народные обряды и обрядовая поэзия,Екатеренбург. Отделение педагогического общества 1994.