Лучший педагог года

Проект на тему «Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников»

Валентина Сысуева
Проект на тему «Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект на тему : «Использование фольклора

в музыкальном воспитании дошкольников»

Актуальность

На современном этапе главная задача музыкального воспитания до-школьников средствами фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего возраста, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки.

Публикация «Проект на тему „Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников“» размещена в разделах

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых об-рядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей.

Поэтому свою основную задачу как педагога я вижу в том, что бы как можно полнее познакомить своих воспитанников с русским народным творчеством, привить им любовь к русской музыкальной культуре и русским традициям. Сделать так, что бы и они в свою очередь передали эту любовь своим детям.

Именно поэтому стала актуальным разработка проекта «Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников».

Проблема

Проанализировав результаты работы с воспитанниками, я пришла к выводу, что у детей недостаточный слуховой багаж произведений музы-кального фольклора. Для решения этой задачи и будет продолжаться работа с ребятами, педагогами и родителями по «вплетению» музыкального фольклора в жизнь ребенка.

Предметом данной проектной деятельности является путь приобщения дошкольников к народной культуре.

Цель проекта : Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народным фольклором.

Задачи проекта :

1. Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.

2. Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов.

3. Формировать исполнительские навыки в области пения, движе-ния, музицировали.

4. Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора.

5. Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности.

6. Развивать воображение, творческие и актерские способности.

7. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую дер-жаву.

Новизной и отличительной особенностью проекта является приоб-щение детей к творческой деятельности; создание игровых миниатюр, инс-ценировок народных фольклорных праздников, а также знание истоков народного творчества.

Тип проекта :

По продолжительности: средней продолжительности.

По доминирующей линии: практико–ориентированный.

По содержанию: социально-педагогический.

Участники проекта : дети дошкольного возраста, воспитатели, музыкальные руководители, преподаватель изобразительной деятельности, родители.

Этапы реализации проекта

I. Организационно-подготовительный

• Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;

• Определение цели и задач проекта;

• Подбор литературы, пособий, атрибутов;

• Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта.

II. Основной

• Непосредственно-образовательная деятельность с детьми.

• Совместная деятельность

• Самостоятельная деятельность детей.

III. Заключительный

• Обобщение результатов работы;

• Анализ деятельности.

прикладного искусства; создание календаря праздников, состоящего из детских работ.

Материально- технические ресурсы:

музыкальный зал для занятий с детьми;

музыкальные инструменты : бубен, трещотка и. т. д. ;

проектор

• экран

технические средства обучения: магнитофон, видео- и аудиоап-паратура,

• наборы СD - дисков, микрофоны и др. ;

• зал для проведения праздников;

• национальные костюмы.

3. Методическое обеспечение:

• дидактический и раздаточный материал;

• пособия по народному творчеству;

• комплект методической и теоретической литературы;

• Разработанные сценарии игр и праздников.

• Картотека игр

• Литература

• Интернет ресурсы

Ожидаемые результаты:

Дети проявят активный интерес и желание заниматься музыкальным фольклором :

У детей будут сформированы навыки актёрского мастерства, коммуникативные способности;

.Воспитатели получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно

Игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребёнка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобретут опыт в изготовлении костюмов бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями.

План мероприятий

Этап Мероприятия Сроки Ответственные

Организационно

подготовительный

Анкетирование воспитателей анке-тирование родителей

Мониторинг творческих способно-стей,

Наблюдения Сентябрь Музыкальный

Руководитель,

воспитатели

Основной

Консультация для воспитателей «Музыкальный фольклор в жизни детей дошкольного возраста Октябрь Музыкальный

руководитель

Конкурс знатоков народной музыки

Ноябрь Музыкальный

руководитель

Народная мозаика

Декабрь Музыкальный

руководитель

Семинар практикум с родителями

Январь Музыкальный

руководитель

воспитатели

Семинар- практикум для родителей

«Знакомство с детским фольклором. Февраль Музыкальный

руководитель

Круглый стол с участием родителей

«Роль народного фольклора в дет-ском саду Март Музыкальный

руководитель

воспитатели

«Мастер-класс» для родителей

«По изготовлению кукол оберегов» Апрель Музыкальный

руководитель

Анкетирование воспитателей анке-тирование родителей

Мониторинг творческих способно-стей,

Наблюдения Май Музыкальный

руководитель

воспитатель

Культурно- досуговое мероприятие

«Пасха» Май Музыкальный

руководитель

воспитатель

План мероприятий с детьми

Название

мероприятия Форма

проведения Предварительная

работа Материал Направление

«Зимние свят-ки» Развлечение

Беседа с детьми о святочных праздниках, обычаях.

Знакомить детей с Рождественскими песнями и колядками. Музыкальные инструменты

Социально-личностное развитие

«Рождество» Праздник 1 занятие:

Рассказ музыкального руководителя о рождественских песнях и колядках.

2 занятие:

Рассказ об обычаях на святки рядиться, чтобы изменить свою внешность.

Пение колядки

Проведение русских народных игр.

3 занятие

Рассказ о новогодних песнях

«Овсенях» о гаданиях под новый год с пением. Иллюстрации с изображением ряженных Художественно-эстетическое развитие

«Пришла Ко-ляда-отворяй ворота!» Развлечение Беседа о празднике Масле-нице, о традициях, обрядах,

Обычаях.

Разучивание приговорок, прибауток,

Закличек, песен.

Разыгрывание сценок коля-дования.

Загадки.

Проведение русских народных игр» Бабка Ёжка»

«Прялица»

Рассказ о святочных гаданиях Костюмы ря-женых

Шумовые и музыкальные инструменты. Позновательно-речевое разви-тие.

Масленица Русский праздник. Рассказ музыкального руководителя о Масленице.

Проведение русских народных игр.

«Горшки» и Гори, Гори ясно» Костюмы ря-женых

Шумовые и музыкальные инструменты. Физическое развитие.

Знакомство детей с масле-ничными пес-нями. «Посиделки» Знакомство с песнями которые пели в эти дни.

Проведение русской народной игры «Горелки» Костюмы ря-женых

Шумовые и музыкальные инструменты. Позновательно-речевое разви-тие.

«Алексей с гор потоки» Развлечение Рассказ о народном празд-нике.

Проведение русских народных игр»Кораблики,»Родничок» Иллюстрации

Обручи.

Ленточки голубые Физическое развитие.

Вербное вос-кресенье. Развлечение Посещение «избы».рассказ Хозяюшки о празднике Вербного воскресенья и вербе, обычаях, приметах.

Проведение русских народных игр:

Верба -вербочка,

«Заря –заряница»

Исполнение русских народных песен. Веточки вербы

Народные кос-тюмы. Художественно-эстетическое развитие

Пасха. Праздник. 1 занятие:

Рассказ музыкального руководителя о праздновании Пасхи,

Проведении русских народных игр:

«Верба-вербочка», «Сол-нышко-вёдрышко»

Знакомство с пасхальными песнями.

2 занятие:

Рассказ об обычае на Пасху обмениваться яйцами, о значении этого действия о праздновании последнего дня пасхальной недели-Красной горки.

3 занятие:

Разучивание пасхальных песен, приговорок,

Раскрашивание Пасхальных яиц.

Проведение русских народных игр с яйцами и ««Прялица» Костюмы

Музыкальные инструменты

Макет горки

Пасхальные яйца. Социально-личностное развитие

Троица. Летний праздник. Рассказ педагога о праздновании Троицы, об обрядах»Завивания» берёзки

«Кумления и «проводах русалок»

Проведение русских народных игр «Венок» и

«В кресты» хоровода» Во поле берёзонька стояла»

Исполнение песен про берёзоньку. Демонстрацион

ный материал. Позновательно-речевое разви-тие.

Ресурсное обеспечение проекта

1. Нормативно – правовой ресурс

• согласование проекта с администрацией детского сада;

• утверждение проекта с администрацией детского сада;

• утверждение проекта на заседании творческой группы педагогов

2. Материально- технический ресурс

• приобретение инвентаря, расходного материала для изготовления пособий и создания специальной среды в музыкальном зале и в группах

3. Информационный ресурс:

• подбор методической и познавательной литературы по теме;

Примерная образовательная программа «Детство», под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберид-зе, О. В. Солнцевой.

Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О. Л. Князева, М. Д Маханёва.

Программа «Школа этнической социализации»(Л. В Суровяк, Новосибирск 2014.

Система работы по формированию культуры здорового образа жизни

«Наша традиция -Быть здоровыми!» (Жуковин И. Ю. Карепова Т. Г)

Сбор информации по теме проекта из Интернета и периодических изданий.

Материально-техническое;

Реализация проекта требует изготовления информационных материа-лов для родителей воспитанников.

Оформление мини музея,иллюстраций, картотек.

Кадровое обеспечение :

Разработку и реализацию проекта обеспечивают штатные работники МАДОУ «Центр развития №13

1. Музыкальный руководитель Сысуева Валентина Фёдоровна.

2. Старший воспитатель педагог

3. Воспитатели высшей категории

Список литературы

1. Бундарина Т. А Знакомство детей с русским народным творчеством С. Петербург,1998\

2. Боронина,Е. Г.»Оберег» Программа комплексного изучения музы-кального фольклора в детском саду. М. :, Владос,1999

3. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка М. Просвещение,1988

4. Дзержинская,И. Л. ,Музыкальное воспитание младших дошкольников : Пособие для воспитателя и музыкальных руководителей детского сада (из опыта работы)-М. :Просвещение,1985-160с. ,нот

5. Дошкольная педагогика,5 - издание, С. Л. Козлова, Т. А. Куликова, Москва, Академия 2004

6. Закон РФ» Об образовании (в редакции 20.07.2004 года)

7. Картушина М. Ю. Русские народные праздники в детском саду. М. ,2006

8. Картушина. М. Ю. Проблемы современного музыкального воспитания дошкольников. Управление дошкольного образования №5/2005

9. Калинина Р. Р. Программа творческо-эстетического развития ребёнка. С. -Петербург, 2002

10. Калинина Т. В. Новые информационные технологии в дошкольном детсве Ж. Управление ДОу 2008

11 .Кольцова М. И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. Дошкольное воспитание №5.1993

12. Князева О. Л. Маханёва, М. Д Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

13. Мельников М. Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики, Новосибирск, Просвещение, 1987

14. Остроух Г. А. Музыкальный фольклор как средство музыкальных способностей детей. Дошкольное воспитание №1994.

15. Старикова К. Л. У истоков народной мудрости, Екатеренбург, Свер. Область Отделение педагогического общества 1994.

16. Старикова К. Л. Народные обряды и обрядовая поэзия,Екатеренбург. Отделение педагогического общества 1994.

Публикации по теме:

Использование чувашского фольклора в музыкальном развитии дошкольников Аннотация: Музыкальный фольклор – уникальная самобытная культура наших предков, осознается современным обществом как значительный фактор.

«Национально-региональный компонент в музыкальном воспитании дошкольников в аспекте ФГОС до» Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим – Хоть новому принадлежим. В. Шефнер Сегодня мы на.

Консультация для воспитателей «Применение кукол-образов в музыкальном воспитании дошкольников» «Волшебный край» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин. «Любите ли вы театр так, как люблю его я?»- спрашивал своих.

Использование ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников Значимость музыкального воспитания в детском саду трудно переоценить. Оно является одним из основных компонентов эстетического воспитания.

Использование информационно-коммуникативных технологий в музыкальном воспитании дошкольников Видеофрагменты занятия посредственная образовательная деятельность «Путешествие на Карнавал животных». подготовительная к школе группа.

Проект «Использование нетрадиционной здоровьесберегающей технологии в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников» Проект: «Использование нетрадиционной здоровье-сберегающей технологии в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников- Са-Фи-Дансе».

Инновационный подход к использованию малых жанров народного фольклора в музыкальном воспитании дошкольников ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Институт психологии и образования Приволжский межрегиональный центр повышения.

Семинар для воспитателей ДОУ «Использование фольклора в духовно-нравственном воспитании» Семинар для воспитателей ДОУ «Использование фольклора в духовно-нравственном воспитании» «Современный национальный воспитательный идеал.

Семинар на тему: «Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников» (из опыта работы). Дудырева Н. В., воспитатель ГБДОУ детский сад№ 122 Невского района Санкт- Петербурга ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ «Использование метода проектов.

Значение фольклора в музыкальном развитии дошкольников Фольклор культивирует главные жизненные ценности --- ценности жизни, здоровья, общения. Всё это позволяет нам утверждать, что фольклор.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект на тему «Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников»
Опубликовано: 13 ноября 2017 в 22:08
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект на тему «Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Сысуева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД