Наталья Журбенко
Семинар для воспитателей ДОУ «Использование фольклора в духовно-нравственном воспитании»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар для воспитателей ДОУ
«Использование фольклора в духовно-нравственном воспитании»
«Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». (Концепция.)
Публикация «Семинар для воспитателей ДОУ „Использование фольклора в духовно-нравственном воспитании“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Здравствуйте, уважаемые коллеги, мы очень рады видеть вас, но прежде чем начать наше мероприятие давайте поиграем:
Вспомните и назовите какие жанры фольклора вы знаете?
Участники передают друг другу мяч и называют жанры фольклора.
Цель семинара :
Повысить профессиональную компетентность педагогов ДОУ в вопросах использование фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников.
Задачи семинара :
1. Систематизировать и расширить знания педагогов о фольклоре.
2. Активизировать педагогическое мышление педагогов на основе использования фольклора в духовно-нравственном воспитании, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности.
3. Расширить знания педагогов о приоритетных направлений в фольклоре.
4. Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.
Материалы и оборудование: интерактивная доска, ноутбук, электронный рабочий материал (презентация, раздаточный материал.
Ход семинара:
Сейчас я буду говорить утверждение, а вы выполнять определенные действия, если, конечно, согласны с данным утверждением.
1. Сказка это небылица, значит этого не было, если вы считаете, что сказка должна присутствовать в жизни ребенка, похлопайте в ладоши.
2. Если вы считаете, что каждый педагог должен знать народные обычаи и обряды, потопайте ногами.
3. Если ли вы считаете, что педагог должен быть знатоком народных игр - помашите рукой.
4. Если вы считаете, что творчество детей не зависит от творчества воспитателя, встаньте.
Итак, какой же вывод можно сделать, проанализировав нашу игру:
Самый ответственный период в жизни любого человека – дошкольный возраст. Именно здесь закладываются все базовые понятия и основы для дальнейшего становления личности. Для ребенка важно, чтобы его не только оберегали и поддерживали, но и показывали, куда идти, к чему стремиться. Нельзя не согласиться с В. А. Сухомлинским, когда он говорил: “От того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. Таким идеалом-ориентиром для ребенка всегда является взрослый человек: родители, педагоги
А. М. Горький писал: “Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требования его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир прежде всего и легче всего в игре, игрой”. Этим требование забав предопределено игровое начало всех жанров детского фольклора. Если тот или иной жанр не связан с игровыми действиями ребенка, то игра ведется на уровне смысла, понятия, слова, звука. Известный советский психолог Б. М. Теплов говорит о том, что вовлечение детей в творческую деятельность “очень полезно для общего художественного развития, вполне естественно для ребенка и вполне отвечает его потребностям и возможностям.» (слайд 1)
Согласно правилам народной педагогики, чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного и любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать радостные эмоции.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети мало знают о жизни людей, живших в прошлом.
Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит, и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое — это фундамент стабильной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки.
Народная культура – это многовековой опыт народа, это традиции, обряды, обычаи. Народная культура учит любить родную землю, постигать красоту природы, воспитывать трепетное отношение ко всему живому, способствует формированию лучших человеческих качеств и расширяет кругозор детей.
Целью нашей работы стало:
формирование духовно-нравственной личности через ознакомление с фольклором и возрождением народных традиций у дошкольников. (слайд 2)
Перед нами стояли следующие задачи:(слайд 3)
Формировать представления о фольклоре и народных традициях через традиционные народные праздники, обряды, театрализованные представления, сказки.
Прививать любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа, людям труда;
Воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми;
Учить понимать роль семьи, свою роль в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку, мужа (жену)
Систематически и целенаправленно приобщать детей к истокам народной культуры.
Интегрировать фольклор в различные виды деятельности дошкольников.
Развивать эмоциональную и духовную сферы.
Развивать двигательную активность детей.
В своей работе мы придерживались условий:(слайд4)
- Систематическое использование фольклора в образовательном процессе;
- учёт возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста;
- создание комфортных психолого-педагогических условий для становления гармонично развитой личности.
Фольклор оказывает нравственное влияние, пробуждает в ребенке чувство прекрасного, любовь к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду. Благодаря простоте и мелодичности звучания песен, потешек, прибауток, сказок, этих маленьких шедевров, полных глубокой мудрости, лиризма и юмора, дети их легко запоминают, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться ими в своей речи.
Русские народные традиции можно подразделить на несколько приоритетных направлений:(слайд 5)
Создание атмосферы национального быта.
Фольклорные праздники и обряды.
Прикладное народное творчество.
Русские народные игры.
Сказки
Каждое направление мы бы хотели раскрыть для вас подробнее
Создание атмосферы национального быта. (слайд 6)
Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного.
Этого можно достичь через создание предметно – развивающей среды, в которой присутствует много предметов, характерных для русского народного быта. В нашем детском саду создан музей русской избы, в котором представлены предметы быта наших предков. Используются нами в качестве демонстрационного материала на занятиях и развлечениях, в играх в свободное время под руководством воспитателя. В нашу русскую избу ходят все группы от младшей до подготовительной раз в неделю. У нас есть перспективный план на год.
Фольклорные праздники и обряды. (слайд 7)
Праздники существовали всегда, во все времена. Они несут большую эмоциональную и воспитательную нагрузку, обеспечивая передачу традиций из поколения в поколение.
Русские народные праздники и обряды – одна из наиболее ярких и самобытных составных частей традиционной художественной культуры и в тоже время одно из наиболее сложных и многогранных явлений самого раннего ее типа – фольклора.
В течении года мы провели такие праздники как день Матери, Рождество, Масленица, встреча птиц,Пасха. Мы с детьми заранее выучили потешки и песни к праздникам и во время праздников пели и рассказывали выученные песни и потешки.
В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности, храбрости, трудолюбии. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.
Русское народное прикладное творчество. (слайд 8)
Народ проявлял свои творческие устремления и способности в создании предметов, необходимых в труде и быте. Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, считается очень важным знакомство с ним детей.
Наша воспитатель Галина Михайловна собирала в деревнях народные рубашки, различные виды вышивки, (гладь, крестик, вязание крючком, спицами, лоскутная техника, фриволите, изделия из соломы, изготовление кукол из бабушкиного сундучка. Также в избу были внесены различная утварь, самовары, утюги, посуда.
В поездках по России Галина Михайловна посещала мини музеи, привозила оттуда материал и идеи.
Также ребята и сами пробовали создавать народные игрушки, расписывали дымковскую и филимоновскую игрушки.
Творческая деятельность воспитывает у детей уважение к труду, интерес к родной культуре. Занятия продуктивной деятельностью развивают память, творческое воображение и художественный вкус.
Русские народные игры (слайд 9)
На Руси во всех праздниках и обрядах всегда присутствовала игра.
Они разнообразны, требуют много движения, находчивости, смекалки, дают возможность овладения физическими навыками и умениями.
Надо помнить, что народные игры как жанр устного, музыкального народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. В веселой игровой форме дети знакомятся с обычаями, бытом русского народа, трудом, бережном отношении к природе.
В ходе свой работы мы с ребятами играли в такие игры как: Пошел козел по лесу, гори-гори ясно, и многие другие.
Вот и мы с вами сейчас поиграем в игру «Заря»
Эту игру можно играть с детьми, как на занятиях так в свободное время под руководством воспитателя.
Конечно самый любимый жанр фольклора - это сказка. (слайд 10)
Она пользуется огромной любовью у всех поколений, времен и народов. С ней ребенок встречается, начиная с раннего детства, «впитывая с молоком матери» через колыбельные, песни, пестушки, потешки.
В детском саду сказка, как средство воздействия на ребенка, часто обладает преимуществами над другими воспитательными приемами.
Каждая конкретная сказка отражает быт той социальной среды, в которой она распространяется. Отсюда её познавательное значение.
Сказка преображает действительность, пропитана оптимизмом, имеет счастливый конец, выражает веру народа во всемогущество человека, его мечты о будущем. В этом заключено воспитательное значение сказок.
Отрываясь от мифологии и религии, но сохраняя связь с народом, сказка дошла до нас как высокохудожественное произведение. В этом ее эстетическое значение.
Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие)ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
При правильном подборе сказок с учетом возрастных особенностей детей, сказки могут оказать огромное воспитательное воздействие на ребенка.
Мы используем формы работы как :
1. Рассказывание сказок с придумыванием ее продолжения.
2. Постановка и разыгрывание сказок.
3. Рисование сказок
4. Анализ сказок
Работа с родителями
Важная роль в формировании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей принадлежит семье. Использование в семье русского народного фольклора, чтение и пересказ сказок, участие родителей в совместных мероприятиях с детьми способствует установлению тесных внутрисемейных связей и контактов, является средством внутрисемейного общения, играет особую роль для развития ребенка, как личности.
В работе с родителями проводилось анкетирование, консультации, мастер-класс на собраниях, открытые занятия «Матрешка», конкурс «Народные символы России».(слайд 11)
Анкетирование проводилось среди родителей. В ходе которого было выявлено, что большинство родителей считают, что нужно детей воспитывать духовно-нравственно, как в семье, так и детском саду.
Также нами была проведено родительское собрание-мастер-класс по изготовлению своими руками кукол для своих детей.
Конкурс «Народные символы России» были проведены нами с родителями. Лучшие 2 работы были отправлены на общерайонный конкурс. (слайд12)
Родителям были отданы сарафаны и рубашки русские народные, чтоб они были приведены в порядок, и было проведено открытое занятие «Матрешка».(слайд13)
Также родителям дали задание, чтоб они выучили с детьми потешки: «Дед хотел уху сварить» и «Ножки, ножки, где вы были». Мы с детьми повторяли разными способами:
сначала каждый ребенок рассказывал потешку, потом дуэтом, а потом по строчке каждый. Таким образом дети повторяли потешки в течении нескольких месяцев.
Практическая часть
А теперь мы с вами поиграем :
1. Закончи предложение. Воспитатель дает задание педагогам закончить предложения:
Потешка -это.
Сказка может.
Песни учат.
Народные праздники помогают.
2. Яблоня ожиданий. На доске нарисовано яблоня. Педагоги берут карточку красную, желтую или зеленую и вешают на дерево. Если педагог выбрал красный цвет, значит ему все понравилось, если желтый- не узнал ничего нового, зеленый-было интересно, но не всегда было понятно.
Вывод:
Народное творчество – кладезь, неисчерпаемый родник, который несет всем нам, а особенно детям, добро, любовь, помогает формировать интересную личность ребенка – гражданина России, патриота.
Очень часто в наше время звучат приятные теплые слова «Русская душа», «Феномен русской души» И пугающие «деградация общества» «падение нравственных устоев», «потерянное поколение». Еще раз повторяюсь, что сегодня как никогда актуальны вопросы духовно-нравственного воспитания детей.
И закончить словами В. Высоцкого;
Красоту, чистоту мы у старших - берем
Саги, сказки из прошлого тащим,
Потому что добро остается добром
В прошлом, будущем и настоящем.