Светлана Хромова
Консультация для воспитателей «Применение кукол-образов в музыкальном воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Волшебный край» - так когда-то назвал театр великий русский поэт
А. С. Пушкин.
«Любите ли вы театр так, как люблю его я?»- спрашивал своих современников Виссарион Белинский, глубоко убежденный в том, что человек не может не любить театр. И эти чувства великого поэта и выдающегося критика разделяют и взрослые и дети, соприкоснувшись с этим удивительным видом искусства. Но чем заслужил театр такую любовь к себе? Почему так велика Потребность в нем у детей и взрослых? Этот вопрос волнует и меня…
Публикация «Консультация для воспитателей „Применение кукол-образов в музыкальном воспитании дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Существует множество форм обучения и воспитания как процесса
всестороннего развития детей, но театральная деятельность стоит в
этом ряду «на особинку». Это тот вид деятельности, где игра, воспи-
тание и обучение неразрывно связаны.
Поэт и искусствовед Максимилиан Волошин рассуждал по этому поводу
так: «Искусство драгоценно лишь постольку, поскольку оно игра.
Художники – ведь это только дети, которые не разучились играть.
Гении – это те, которые сумели не вырасти. Все, что не игра, - то не
искусство.
«Светлой радостью детства» назвал свой детский театр марионеток
Великий русский поэтр Михаил Юрьевич Лермонтов, который сам «оживлял» свои самодельные игрушки с помощью ниток и простых
приспособлений. Возможность действовать ими приводила мальчика в восторг. И вскоре он начал сам сочинять истории, которые тут же и
разыгрывал перед присутствующими.
К сожалению, в настоящее время в массовой практике дошкольных
образовательных учреждений театрализованная деятельность остается
«Золушкой» и ее судьба, как от злой мачехи зависит от желания и
интересов педагога.
Размышляя над этим и имея большое желание разбудить и обогатить
души детей, я вплотную занялась этой темой. Мне очень захотелось
помочь «Золушке» педагогики стать принцессой.
Разновидности театра велики, а сегодня я вам расскажу и покажу
разные виды кукол, которые использую на своих занятиях, развлечениях
и утренниках.
Например :
-Тростевые куклы (всадники, голуби) -- эти куклы очень своеобразны.
Всадники в руках детей скачут, голуби машут крыльями. И все это
благодаря обычным палочкам-тростям, прикрепленным к игрушкам.
Куклы привлекают своей подвижностью и выразительностью.
- Куклы-марионетки (страусята, пауки). Управлять этими куклами не
просто, нужно чувство ритма, аккуратность и терпение. Но смотреть
на них в движении в руках детей - это завораживающее зрелище.
-Пальчиковые куклы (неаполетанцы). Эти куклы крепятся на руке
ребенка, а указательный и средний палец выполняют функцию ног.
Куклам изготовила яркие, соответствующие образам, костюмы. Дети
с удовольствием отбивают чечетку пальчиками, на которые надеты
металлические наперстки. Этих кукол использую, как импровизационный танец, под оркестр шумовых инструментов, исполняющий «Неаполе-
танскую песенку» П. И. Чайковского.
-Ростовые куклы (старик, цветы, лягушата). Это, наверное, самые
любимые детьми куклы. Куклы крепятся к туловищу ребенка и
ребенок в движении, как бы «сливается» с образом. Он забывает
кто он, ему нравится быть живой лягушкой или распускающимся
цветком.
Для развития ритмического слуха стала использовать не только
бубен, ложки, погремушки, но и простые деревянные палочки, у которых оказались очень большие возможности. Ритм при помощи
палочек в ритмической игре «Всадники» мы придумали вместе с детьми. Они самостоятельно подбирали варианты выразительного изображения на палочках топота каппыт по мостовой, по траве, по
болоту, например :
Ритмическая игра «Всадники» с использованием тростевых кукол
и деревянных палочек.
-Кони выходят на старт (Свободное постукивание палочками)
-Внимание! Марш! (Постепенное ускорение)
-Барьер! (Один удар)
-Двойной барьер! (Два удара)
-Бежим по мостовой (Четкие, последовательные удары)
-Бежим по траве (Удары палочками друг об друга)
-Видна требуна (зрители кричат «Эге-гей)
-Скоро финиш! (Убыстряют темп)
-Финиш! (Все кричат «Ура!»)
Лошади останавливаются.
Театрализованная деятельность помогает расширять и углублять
Знания детей об окружающем мире. Так, например, используя
Неаполетанцев в импровизационном танце, дети вначале познакомились
с произведением «Неаполетанская песенка» П. И. Чайковского, прослушали
соответствующую беседу, рассмотрели иллюстрации, выполнили домашнее задание: нарисовали свои рисунки и уже только тогда,
когда дети получили достаточный богаж знаний, приступили к работе
с куклами.
Наглядность - это главное средство восприятия, поэтому, знакомя
детей с мимикой и жестом, я поняла, что мой жест и мимика - это
привычно, а вот когда я внесла на занятие великолепного клоуна
Театрошу, (кукла ростом с маленького ребенка) который мог сменить
мимику (с помощьюлипучек на запасных глазах и губах) или просто
помахать рукой детям, вот здесь было живое, яркое детское восприятие,
желание повторить и сделкать самому нужную мимику или жест.
Работая над творческой самостоятельностью в театрализованной деятельности, постигая язык тела, движений, мимики, жеста, дети
постепенно овладевают средствами выразительности и куклы в этом
наши первые помошники.