Асташова Мария
Проект «Бережливый — это я!» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : творческий с элементами исследования
По продолжительности: долгосрочный (4 месяца)
Участники реализации проекта :
Воспитанники старшей группы;
Педагоги;
Родители (законные представители).
Проблемы:
1. Неэкономное использование детьми бумаги,
2. Неэкономное потребление электроэнергии,
3. Неэкономное потребление воды,
4. Загрязнение окружающей среды,
Обоснование проблемы:
Темочки:
• При работе с бумагой в любой технике, чаще в свободной деятельности, дети, только начав работать, творить, рисовать, выбрасывают его и берут все новые и новые листы бумаги.
• Ежедневно мы потребляем очень много электроэнергии. Дети часто не выключают за собой свет в туалете.
• Недостаточный объем знаний по вопросу физических свойств воды, а так же ее значимости. Ухудшение экологической обстановки. Дети, после мытья рук, не закрывают кран.
• Находясь на территории детского сада дети могу бросать бумагу, сломать растения.
Актуальность.
Мир ребенка — сложный комплекс разнообразных, зрительных, слуховых и осязательных ощущений и эмоций. Бумага — самый доступный и распространенный материал для детского творчества. Но не всегда взрослые используют его возможности в целях экономии бумаги. Работая с бумагой и картоном, ребенок получает дополнительные знания и практические умения, расширяя одновременно свой кругозор.
Одними из актуальных проблем нашего времени являются - проблема взаимодействия человека с природой, проблема разумного использования энергии, неэкономное потребление воды. Пресной воды в мире всего 3 %. Эти запасы истощаются, пресной воды становится всё меньше и меньше. Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязненной воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду – наше главное богатство, надо беречь. Энергосбережение – это не только экономия денег, но и забота о Планете. Каждый из нас является частью Планеты, поэтому любое наше действие или бездействие способно повлиять на развитие событий. Энергосбережение – это очень важно, так как нам жить на этой Планете и нашим потомкам. В последнее время значительно ухудшилось состояние экосистемы. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов, нерациональное использование лекарственных растений, и т. д. Для того, чтобы экосистема была здоровой и сильной, нужно гарантировать ей охрану и защиту. Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания у людей, отсутствия непосредственного общения с природой.
Только целенаправленная работа по воспитанию у дошкольников культуры ресурсо- и энергосбережения принесёт свои плоды во взрослой жизни сегодняшних малышей, они не будут расточительными, пусть станут активными помощниками общественных инициатив, направленных на сохранение и преумножение ресурсов нашей страны. Поэтому учитывая интерес детей к данным темам и для решения этих проблем, выбрали работу над проектом «Бережливость — это я!». Считаем, что работа по данным темам будет доступна и интересна детям дошкольного возраста.
Цель проекта :
Познакомить детей с производством бумаги. Дать ребенку возможность реально, самостоятельно открыть для себе волшебный лист бумаги, постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин.
Формирование первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов, элементарных правилах безопасности и энергосбережения.
Обобщить и расширить познавательный интерес дошкольников к воде, как объекту неживой природы.
Способствовать проявлению осознанно нравственного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста и их родителей через непосредственное общение с природой.
Задачи:
• Расширять и закреплять знания детей о том, из чего производится бумага.
• Познакомить детей с тем, насколько сложный и трудоемкий процесс изготовление бумаги.
• Показать необходимость бережного и экономного отношения к бумаге и предметам из бумаги.
• Дать знания о том, что старая использованная бумага может получить вторую жизнь.
• Познакомить с понятием «Вторичное сырье», «макулатура» и с тем, как макулатура может уберечь от вырубки леса.
• Развивать представления о свойствах (вкус, цвет, запах, текучесть) и состояниях воды (твердое, жидкое, газообразное);
• формировать у дошкольников представления об электричестве, где оно «живёт», как попадает в дома и используется человеком;
• развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность и творческие способности;
• воспитывать навыки экологически устойчивого и безопасного стиля жизни; бережное отношение к природе, электроэнергии и теплу;
• развивать коммуникативные навыки;
• вовлекать дошкольников в полезную деятельность по энерго- и ресурсосбережению.
• Воспитывать у детей эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
• Развивать эстетическое чувство, творческое самовыражение, умение увидеть и почувствовать красоту природы, восхищаться ею, а также желание сохранить ее.
• Познакомить с правилами поведения в природе.
• Наладить тесное взаимодействие с родителями воспитанников по экологическому воспитанию.
Гипотеза:
применение эффективных методов по теме проекта повышает интерес детей к окружающей действительности.
Продукт проектной деятельности :
Творческие работы детей по каждой теме проекта.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
1. Подготовительный.
Подбор соответствующего материала и оборудования для проведения опытно-экспериментальной деятельности.
2. Основной.
Проведение запланированных мероприятий (игр, опытов, чтение соответствующей литературы, просмотр иллюстраций, презентаций).
3. Заключительный этап.
Выставка детских творческих работ.
Формы работы над проектом :
Беседы с детьми:
1. «Что такое бумага»
2. «Что нужно для производства бумаги»
3. «Что такое макулатура»
4. «Как макулатура спасает наши леса»
5. «Наша книжка заболела»
6. «Березовая роща»
7. «Лес — легкие нашей планеты»
8. «О лесных жителях»
9. «Человек - царь природы»
10. «Умные помощники человека»
11. «Энергия вокруг нас»
12. «Электричество в природе (молния)»
13. «Живая и неживая природа»
14. «Вода, вода – кругом вода»
15. «Кому нужна вода?».
16. «Берегите воду»
Чтение художественной литературы:
1. «Наша книжка заболела»
2. С. Михалков «В снегу стояла елочка»
3. А. Лопатин «Почему у земли платья зеленое»
4. М. Скребцова «Могучая травинка», «Сердце человеческое»
5. «Сказка о потерянном тепле» И. Башмакова, Дворецкая Ж. Г.,
6. Ситникова И. А. «Путешествие малышей по стране «Бережливость»
7. Н. А. Рыжовой «Как люди речку обидели», «Жила – была Река»
8. Г. Люшин «Капелька»
9. В. Фетисов «Речка зимой»
10. А. Тараскин «Сколько знаю я дождей?»
11. С. Погорельского «Весенний разговор»
12. Сказка Надежда Болтачева «О круговороте воды в природе».
Опыты и эксперименты
Опыт 1 «Как увидеть молнию?»
Цель: Выяснить, что гроза – проявление электричества в природе.
Опыт 2 «Почему лампочка светит?»
Цель: Понимать принцип работы электроприбора.
Опыт 3 Прочная ли бумага? Бумага непрозрачная, чем тоще бумага, тем меньше света она пропускает.
Опыт 4 Промокнет ли бумага? Любая бумага промокает. После намокания она теряет форму. Берегите книги от воды!
Дидактические игры
1. «Хорошо - плохо»
2. «Где что можно делать?»
3. «Узнай, узнай чей лист»
4. «История лампочки»
5. «Где живет Лампочка?»
6. «Водный транспорт»
7. 2 Лабиринт «Доставка продовольствия в затопленные районы»
8. Квест-игра «Путешествие в страну Бережливость»
Самостоятельная деятельность
Рисование и раскрашивание на темы:
1. «Лес»
2. «Лес — наше богатство»
3. «Сбор макулатуры»
4. «Я рисую»
5. «Деревья наши друзья»
6. «Рыбки в аквариуме»
7. «Морские обитатели»
8. «Электричество»
9. «Гроза»
Работа с родителями
1. Сбор макулатуры
2. Создание альбома из рисунков детей и родителей «Лес — наше богатство»
3. Анкета для родителей «Умеете ли вы экономить энергию?»
4. Консультация для родителей «Экологическое воспитание»
Предполагаемый результат
Дети получат знания о том, что:
- древесное сырье является основным источником для производства бумаги, а так же что макулатура (вторичное сырье) может уберечь от вырубки деревьев.
- замечают красоту окружающей природы, стремятся сохранить ее;
- знают, что наша планета — общий дом для людей, животных, растений;
- могут рассказать на доступном им уровне, какую роль играют свет, тепло, чистый воздух, вода, почва в жизни человека, животных, растений;
- знают, что ресурсы Земли не бесконечны, они трудно восстановимы;
- являются грамотными потребителями водо- и энергоресурсов, просят об этом взрослых;
- испытывают гордость за приносимую своей семье и обществу пользу.
Родители:
- пополняют свои знания по энергосбережению и берегут энергоресурсы с пользой для семейного бюджета;
- проявляют творчество, участвуя в экологических праздниках и акциях;
- более ответственно относятся к расходу энергоресурсов и воды, стремятся к положительной оценке своих действий со стороны детей;
- в совместном с ребенком деле укрепляются отношения с ним
- формировать целостный взгляд на природу и место человека в ней.
- родители станут активными участниками проекта. Оценят важность и необходимость формирования у детей ценностного отношения к природе.
- родители в результате деятельности в образовательном проекте расширят свои знания о родниках нашего района, важности знакомства с ними детей, а также о сохранении природы.
Педагоги:
- имеют знания по актуальным вопросам энергосбережения;
- обмениваются положительным опытом по организации работы с детьми и родителями по энергосбережению;
- в сотрудничестве с детьми берегут электроэнергию, воду, тепло на своем рабочем месте, тем самым оказывая помощь детскому саду, району и городу.