Светлана Пьянкова
Консультация для педагогов «Взаимодействие с родителями по вопросам речевого развития детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов «Взаимодействие с родителями по вопросам речевого развития детей путем вовлечения их в образовательную деятельность».
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Важной отличительной особенностью работы по развитию речи является взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников. Цель взаимодействия – объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого воспитанника группы, сформировать у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним. Уметь правильно реагировать на проблемы, помогать преодолевать их. Замечать достижения, радоваться успехам ребенка. Взаимодействие детского сада с семьей происходит в процессе личностно ориентированного общения. Содержательной основой общения являются индивидуальные особенности речевого развития каждого дошкольника, полученные в результате обследования в начале учебного года.
Работа по взаимодействию с родителями воспитанников группы включает в себя следующие формы.
Газета как форма взаимодействия ДОУ с родителями.
Необходимо было найти такую форму взаимодействия с родителями, которая бы способствовала воспитанию у них самосознания, помогала бы обучать и развивать детей играя, объединяла детей и взрослых вокруг общего интересного дела.
Формой, сочетающей все эти требования, может быть газета, в которой педагоги предлагают мамам, папам, бабушкам и дедушкам стать учениками заочной школы «Профессиональные родители». Содержание публикаций в газете направлено на решение задач, связанных с развитием речи, так как у 80 % детей отмечаются нарушения речевого развития, и требуется осознанная помощь родителей.
В рубрике «Домашняя игротека» родители знакомятся с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей. В нее входит описание игр, способствующих развитию речи ребенка. Материал этой рубрики составлен таким образом, чтобы родители могли играть с ребенком в любое удобное для них время: «Игры на кухне», «В свободную минутку», «По дороге из детского сада». Можно создать рубрику «Доброе чтение», в которой родители могут познакомиться с задачами программы по художественной литературе, воспользоваться материалами для семейного чтения.
Индивидуальные встречи с родителями.
Такие встречи систематически проводятся в течение года. Первая встреча планируется в начале учебного года. Ее цель – донести до родителей результаты обследования речевого развития ребенка; заручиться их поддержкой в последующей работе. Беседы проводятся с каждой семьей отдельно (индивидуально) в удобное время.
В процессе беседы с родителями нужно тактично рассказать о сильных и слабых сторонах речевого развития ребенка; попросить близких поделиться своими наблюдениями за речью дошкольника (что радует, что огорчает). Затем разработать план совместных действий по развитию речи на ближайшее время, дать конкретные рекомендации и задания родителям для их ребенка.
В последующем встречи проводятся в установленном порядке (по договоренности с родителями). Частота встреч зависит от уровня речевого развития ребенка, от его последующих успехов или проблем.
Каждая встреча (кроме первой) включает в себя: констатацию динамики речевого развития ребенка (с чем он справился, что еще вызывает трудности); обязательную реакцию педагога на участие родителей в выполнение намеченного плана совместных действий (родители все рекомендованные задания выполнили/ не выполнили/ выполнили частично, добились или не добились положительных результатов; обмен впечатлениями и наблюдениями за речью ребенка с момента последней встречи с родителями; корректировку (если есть необходимость) намеченного при первой встрече плана совместной деятельности по развитию речи ребенка; рекомендации и задания родителям для ребенка; назначение примерной даты следующей встречи.
Следующая форма взаимодействия - это участие родителей в речевых традициях группы: «Копилка слов», «Я дарю тебе словечко», «День рождения звука»
«Копилка слов». Традиция, направленная на расширение, закрепление и конкретизацию словаря ребенка, начинается в детском саду. Постепенно к этой работе привлекаются родители примерно через такие задания: подобрать с мамой (папой, бабушкой и т. д.) красивые осенние (зимние, вкусные и т. д.) слова. Подобрать картинку с интересным (красивым, важным, тяжелым и т. д.) предметом, показать его всем детям и назвать и т. п.
По результатам этой работы в группе создаются книжки, в которой объединяются картинки и рисунки детей под соответствующие определения. Например, «Мягкие слова» — на всех картинках этой книжки предметы и объекты соотносятся с прилагательным «мягкий»: диван, кресло, подушка, игрушки. Рассматривая картинки, дети не только называют, что изображено на них, но и упражняются в умении соотносить прилагательное с существительным, описывать предметы, подбирать другие определения к ним, называть части предметов и т. д.
«Я дарю тебе словечко». Эта традиция вводится постепенно. Педагог «дарит» ребятам слова к различным праздникам. В последующем предлагает детям тоже подготовить дома подобные слова-подарки. Например, в подарок ребенку на день рождения дарятся веселые слова, мамам и бабушкам на 8 Марта – добрые и ласковые слова, гостям группы – приветливые слова и т. п.
«День рождения звука». Известно, что некоторые дети не могут произносить отдельные звуки в силу возрастных особенностей речевого развития. При соответствующей работе, то у одного, то у другого ребенка начинает появляться нормальное звукопроизношение. Это большое, радостное событие в жизни дошкольника и его семьи. Оно не может быть не замечено окружающими. Этому событию можно посвятить групповой праздник «День рождения звука». Ребенок – виновник торжества – готовит дома концертный номер, например стихотворение, в котором часто встречается определенный звук, песню или небольшую инсценировку (с участием родителей). Остальными дети тоже готовят свои речевые подарки: стихи, картинки, в названии которых встречается нужный звук. В этот день можно запланировать коллективную речевую игру.
В группе можно создать специальный фонд материалов, которыми обеспечиваются взрослые и дети для работы в домашних условиях. Сюда относятся: библиотечка книг для родителей по вопросам и проблемам речевого развития, подборки картинок для реализации различных речевых задач, дидактические игры по развитию речи, материалы для развития мелкой моторики рук. Родители пользуются созданным фондом для реализации совместного с детским садом плана действий по развитию речи своего ребенка.
Информация для родителей. В течение года педагог рассказывает родителям, как можно развивать речь ребенка в домашних условиях, какие игры и упражнения следует взять на заметку и проводить систематически.
Развитие словаря. Следует обратить внимание родителей на то, что расширение и активизация словарного запаса происходит на основе углубления представлений дошкольников об окружающей действительности. Именно поэтому необходимо много рассказывать и показывать детям, водить их на экскурсии, проводить наблюдения, рассматривать отдельные объекты и предметы. В семейном кругу желательно рассказывать ребенку о его родственниках: где они живут, кем работают, какие они замечательные люди, кем они ему приходятся. Очень любят дети рассказы близких об их работе или учебе; о тех людях, которые их окружают. Об их детстве и играх, в которые они играли.
Необходимо интересоваться у ребёнка, как прошел день. Желательно привлекать его к обсуждению содержания, организации совместных семейных мероприятий.
Для активизации в речи детей слов, обозначающих качества и свойства предметов, следует дома в различных видах детской деятельности рассказывать и показывать ребенку различные качества и свойства предметов рукотворного и природного мира.
В повседневной жизни или через игровые упражнения можно закреплять и расширять обобщенное значение понятий: овощи, фрукты, посуда, одежда и прочее.
После просмотра фильмов, прослушивания сказок следует предложить и помочь ребенку подобрать глаголы, раскрывающие действия понравившегося ему персонажа.
Через игру «Скажи наоборот» вводятся в словарный запас ребенка и закрепляются простые антонимы. Причем, в старшем дошкольном возрасте детей необходимо упражнять в умении подбирать антонимы к разным частям речи: существительным, прилагательным, глаголам, наречиям.
Необходимо в игровой форме закреплять и расширять в речи ребенка словарь синонимов. Для этого можно организовывать речевые игры: «Дружные слова», «Сердитые (веселые, ласковые и т. д.) слова».
Грамматический строй речи. Развивая грамматический строй речи ребенка, родителям следует обратить внимание на правильное употребление предлогов, выражающих пространственные отношения. Правильное владение пространственными предлогами не только способствует закреплению умений ребенка ориентироваться в пространстве, но и упражняет его в умении распространять простые предложения, пользоваться более сложными конструкциями предложений. К тому же умелое владение пространственными предлогами является необходимым условием в процессе подготовки к обучению грамоте, так как навыки чтения и письма тесно связаны с пространственно-временной ориентировкой. Для этого в повседневной жизни должны создаваться специальные житейские и игровые ситуации, позволяющие упражнять детей в правильном употреблении предлогов; в умении действовать в соответствии со словесной инструкцией, содержащей изучаемые предлоги.
Для закрепления умений ребенка употреблять имена существительные во множественном числе желательно систематически ему предлагать игровые упражнения типа «Волшебник». Прикосновением «волшебной палочки» все увеличивается в количестве: был один стул — стало много стульев, был один конь – стало много коней и т. д. с помощью волшебной палочки все может и исчезать: были кони – и нет коней, были шторы – и нет штор. В данном случае ребенок упражняется в образовании формы родительного падежа мн. числа сущ.
Проигрывая варианты игры «Волшебник» (все, чего касается «волшебная палочка» уменьшается в размере, родители упражняют ребенка в образовании существительных при помощи суффиксов. Игра «Звериный детский сад» способствует закреплению приемов словообразования существительных по теме «Животные и их детеныши».
При закреплении умения образовывать глаголы с помощью приставок можно использовать игру «Цирк». Игрушки собрались на представление: машинка приехала, кукла пришла и т. д. двери цирка открылись и пропустили игрушки в зал: машинка проехала, кукла прошла и т. д. после представления все игрушки вышли из цирка и стали перебираться через дорогу: машинка переехала, кукла перешла и т. д.
Закреплять умение составлять и распространять простые предложения можно в игровых упражнениях типа «Представь себе». Например, «Представь, что ты в магазине игрушек. Какие игрушки там продаются?», или «Представь, что на столе много вкусной еды. Какая еда стоит на столе?»
По рекомендации педагога родители проводят с ребенком специальные игровые упражнения по развитию и совершенствованию звуковой культуры речи. Ему предлагаются специальные игровые упражнения и игры: «Слушаем звуки улицы», «Кто так кричит?» и т. п. игры в рифмы на подбор слов, близких по звучанию «Поэты».
В семье заложены уникальные возможности для развития связной речи ребенка. Родители и другие члены семьи – самые желанные собеседники. Это люди, чья речь и речевое поведение оставляют неизгладимый след в развитии ребёнка. Поэтому следует ввести в семье традицию ежедневного обмена впечатлениями о прожитом дне, вопросы задает не только взрослый ребенку, но и ребенок взрослому. Во время таких бесед необходимо демонстрировать культуру ведения диалога (внимательно слушать собеседника, не перебивать, задавать вопросы, отвечать на поставленные вопросы). Взрослые своим примером показывают, как нужно вести диалог за столом, в гостях, при разговоре по телефону и т. д.
Особая роль отводится родителям и близким ребенка в процессе подготовки к обучению грамоте.
Учебный год можно закончить праздником «Чудесный звук – чудесный образ».
Каждая семья принимает участие в празднике, готовят свои номера – загадки, ребусы и т. д. Проводятся соревнования.
Взаимодействие воспитателей с семьей значительно повышает эффективность педагогического воздействия, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребенка.