Нафисет Меретукова
Проект на тему «Адыгская национальная одежда — адыгэ шъуашэ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Адыгская национальная одежда – адыгэ шъуашэ»
для подготовительной группы.
Проект разработали: Меретукова Н. Н.
Патокова Н. Т.
Вид проекта: творческий, детский с участием воспитателей и воспитанников детского сада, родителей воспитанников, музыкальных руководителей.
Публикация «Проект на тему „Адыгская национальная одежда — адыгэ шъуашэ“» размещена в разделах
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика Адыгея
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Проблема проекта: воспитание чувство гордости, желания узнать, что-то новое из жизни адыгов, своих предков.
Актуальность проекта:
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы. В этом возрасте актуальным является формирование основ нравственности посредством народной педагогики, эмоциональной отзывчивости. "Что покажешь ребёнку-то его дорога"- так издавна говорят адыги. И действительно, мудрость народная не требует комментариев. Прекрасно, когда ребёнок воспитывается в первую очередь, в духе своих национальных традиций, обычаев. Ибо без знания своей истории, языка, искусства невозможно в полной мере понять и изучить культуру другого народа. Наш педагогический коллектив работает по воспитанию и обучению детей на традициях всех народов проживающих на территории республики Адыгея, приобщая дошкольников к народному творчеству, национальной культуре, обычаям, традициям.
Одним из перспективных методов, способствующих приобщению дошкольников к народной педагогике, является метод проектирования, позволяющий растить детей общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграции, творческая организация (креативность, вариативность использования материала - вот те ключи к успеху в воспитании и обучении детей.
Сегодня, наконец-то, приходит понимание того, сколь много потеряно там, где нет воспитания на своих местных, национальных традициях: забыты народные промыслы, многие дети плохо знают традиции и обычаи своего народа, своей семьи.
Цель проекта:
-ознакомить воспитанников с традициями адыгейского национального костюма;
-воспитывать уважение к культурным традициям адыгейского народа;
-воспитание художественного вкуса и интереса к народному творчеству.
Задачи проекта:
- изучить литературу, связанную с историей адыгской культуры;
- воспитывать чувство уважения к культуре, интерес к прошлому, традициям и одежде адыгского народа;
-совершенствовать навыки работы над творческим проектом.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дошкольники подготовительной группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Организация предметно-развивающей среды:
- символика нашей страны;
- символика Республики Адыгея;
- альбомы с иллюстрациями достопримечательностей аула;
- дидактические игры на разные виды деятельности;
- предметы быта адыгов;
- музыкальные инструменты и т. д.
Предполагаемый продукт: проект-мероприятие.
Ожидаемый результат:
1. Создание единого инновационного пространства, объединяющего педагогический коллектив дошкольного учреждения.
2. Расширение знаний детей об истории, традициях и культуре народов.
3. Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.
Этапы:
I. 1. Подготовительный.
1. Сбор информации. Интернет ресурсы: http://islamey.ru/ http://www.wk01.ru/index.php/spravka/culture-of-adigeya/5181-nalmes.html
https://poisk-ru.ru/s47449t7.html
http://natpressru.info/index.php?newsid=9718
Список литературы: Х. А. Баладжиян «Адыгея»
2. Экскурсия в районный краеведческий музей Шовгеновского района.
3. Целевая прогулка в костюмерную СДК а. Хакуринохабль.
4. Экскурсия в районную библиотеку аула Хакуринохабль.
5. Экскурсия в мини-музей «Адыгэмэ яхъишъ» МБДОУ №1 «Насып».
II. Основной.
Введение
Национальный костюм - это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своем развитии долгий путь, тесно связана с историей и эстетическими взглядами создателей. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства.
Национальная одежда адыгов всегда была очень красочна и живописна. В костюм женщины входили: платье, кафтан, многообразие головных уборов и обуви. Платье женщины носили в пол, шили из бархата или шелка темных цветов и украшали галунами и золотым шитьем. На талии привязывался красивый пояс. Такой силуэт и фасон платья подчеркивал красоту каждой женщины. А вот мужской костюм был еще более ярким. Мужчины носили бешмет, черкеску -длинный кафтан без рукавов и с вырезом на груди, башлык, бурку и папаху. На черкесе были пришиты гнезда для газырей. Обеспеченные и властные адыги носили белые черкесы, а простые мужчины -черные.
- Занятие по познавательно-речевому развитию «Знакомство с национальной (адыгской) одеждой»
- Занятие по приобщению к истокам адыгской народной культуры с элементами пластилинографии.
Игры используемые в работе с детьми:
1. «Катание колеса» (хьакургъачъ)
2. «Подбрось шапку» (пэlокlадз)
3. «Прятки» (къангъэбылъ).
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников.
III. Заключительный.
Сценарий мероприятия посвященный дню национального (адыгского) костюма.
Полученный результат:
Расширение знаний детей о родном крае.
Развитие любознательности и познавательных способностей детей.
Развитие творческого воображения.
Развитие коммуникативных навыков: умение работать в группе, договариваться между собой, обращаться к взрослым за помощью, вести диалог и т. д.
Формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности.
Продукты проекта:
-фотоматериалы,
-видеоматериалы,
-сценарий проведения мероприятия «День национально (адыгского) костюма»,
-проектная папка,
- выставка работ детей и родителей,
-статья в районной газете.