Елена Барабанская
Проект «Национальная якутская посуда»
▼ Скачать + Заказать документы
Современное дошкольное образование позиционируется как отправная точка для всестороннего и целостного развития личности человека. Важно именно в дошкольном периоде детства вкладывать в ребенка не только ценный багаж необходимых знаний, умений и навыков, но и нравственно-личностные качества, которые играют немаловажную роль в последующей жизни ребенка. Передовой педагогический опыт показывает, что развитие духовно-нравственное воспитание ребенка определяет успешность целостного развития личности ребенка.
Публикация «Проект „Национальная якутская посуда“» размещена в разделах
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика Саха. Якутия
- Темочки
Сегодня, одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является учет этнокультурной ситуации развития детей, направленной на проектирование образовательного процесса с использованием идей народной педагогики и этнопедагогики. Проектная деятельность в контексте культурной идентификации личности ребенка имеет приоритетное значение в решении задач этнокультурной ситуации развития детей в дошкольной образовательной организации. Исходя из этого, возникает потребность в разработке проектной технологии, иллюстрирующую ребенка, как субъекта активной деятельности, способного на приобщение к национальной культуре путем самостоятельной апробации новых для него традиционных видов творчества и жизнедеятельности родного народа в процессе приобретения уникального опыта во взаимодействии с носителями национальной культуры.
Проект «Якутская национальная посуда» направлен на формирование нравственно- патриотического отношения и чувства сопричастности к культуре своего народа на основе традиционной утвари и культурного наследия предков. Знакомство детей с традиционной посудой формирует нравственные качества, живой интерес и познавательную активность в процессе соприкосновения с богатым, культурным наследием народа Саха.
Рассмотрим более подробно, совместную образовательную деятельность педагога с детьми среднего дошкольного возраста с использованием детских центров активности, где дети играют основную роль в процессе ознакомления с национальной посудой.
Цель: дать представление о якутской посуде, ознакомить с названиями, функциями и материалом изделий; вызвать у детей интерес к традиционной якутской посуде; воспитать бережное отношение к старинной утвари якутов, обогащение словарного запаса (чороон, кытыйа, тууйас, ытык, мас, туос)
Задачи.
Образовательные: закрепить умение узнавать и называ продолжать учить различать один и много предметов.
Развивающие: -упражнять в развитии мелкой моторики и координации движений пальцев рук; -развивать у детей внимание, мыслительные операции.
Воспитательные: эстетическое восприятие предметов искусства якутских мастеров.
Предварительная работа: чтение сказки «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин», беседа о якутской посуде и национальных блюдах.
Планируемые результаты: иметь представление о якутской посуде, и еде, умеет поддерживать беседу, выражает положительные эмоции при разгадывании загадок
Материалы и оборудования: Старушка Бэйбэрикээн (чорон (деревянный кубок для кумысопития, кытыя (деревянная миска, туесок (берестяной сосуд для хранения молочных продуктов, ытык (деревянная мутовка для взбивания сливок). Продукты в традиционной посуде – молоко, кумыс, сливочное масло, сорат (простокваша, кёрчэх (взбитые сливки).
Содержание организованной деятельности детей.
1. Организационный момент.
Дети усаживаются в кружок возле якутского балагана. Под пение птичек, заходит Старушка Бэйбэрикээн С Пятью Коровами. У нее в руках большое берестяное ведро – ыагас. Дети здороваются со старушкой Бэйбэрикээн.
2. Беседа о якутской посуде, еде.
Старушка Бэйбэрикээн здоровается с детьми, садится в кружок.
- Дети, посмотрите, я принесла вам показать нашу старинную посуду. Некоторые из них вам знакомы. Ну-ка, отгадайте такую загадку:
Из дерева я сделан, на высоких ножках,
Издавна льют в меня молоко и кумыс.
(Чорон)
- Что мы пьем из чорона?
- Кто еще может что-нибудь рассказать о чороне?
- По утрам ваши бабушки и мамы угощают вас сладкими кёрчэхом. Чем взбивают сливки, чтобы получился пышный кёрчэх? Тот, кто угадал, пусть выйдет сюда и расскажет, покажет нам то, чем делают наше любимое лакомство ( Ребенок рассказывает примерно следующее: “Мутовка бывает деревянная, с длинной гладкой ручкой, чтоб было удобно вертеть, а на конце деревянный круглый диск, который сбивает сливки в пышную пену”).
- Дети, смотрите, кёрчэх кладут в такую посуду. А еще в нее можно положить и масло. (Показывает кытыю, дети повторяют название). Такую миску – кытыю делают из дерева.
- А вот посуда, которую вы, наверное, раньше не видели. Называется туес. Взгляните: ободки его сделаны из гибкого тальника, сам он из бересты, т. е. березовой коры, а крышка – деревянная. В эту посуду обычно запасают сливочное масло. (Приглашает ребенка, который рассказывает об этой посуде).
Динамическая пауза. Физминутка
«Маленькие ножки
Бежали по дорожке,
Маленькие ножки
Присели на дорожку
Маленькие ножки
Отдохнули немножко.
Ручки в стороны, в кулачок,
Раз-два, три – на бочок.
Ручки вверх, в кулачок,
Раз, два, три – на бочок».
Проблемная ситуация.
Старушка Бэйбэрикээн: Дети, ко мне должны приехать из дальней земли моя доченька с зятью, вы поможете мне накрыть красивый и вкусный стол?
Воспитатель: Поможем Бабушке?
Дети: Да!
Воспитатель: Для того, чтобы помочь, надо выполнить задания в 4-х центрах активности. Всего 4 центра: каждый из центров представляет собой задание, которое надо выполнить.
1-й центр – это центр лепки. Здесь мы лепим оладьи из волшебного песка для кытыйи.
2-й центр – центр аппликации. Собираем пазл чороона.
3-й центр – центр рисования. Рисуем красивые узоры для чороона.
4 центр – центр математики. Считаем сколько брусники мы собрали.
А теперь, давайте распределимся по центрам. Каждый выбирает центр по своим интересам.
Поможем Бабушке Бэйбэрикээн накрыть красивый стол.
Молодцы, ребята, вы помогли мне накрыть очень красивый и вкусный стол. Спасибо вам! До свидания!
Рефлексия:
Воспитатель: Дети, какие центры мы посетили и чем помогли Бабушке Бэйбэрикээн? Рассказывайте про свои впечатления.