Елена Шипина
Проект «Мыло пенится»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Все дети очень любят играть. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, делают первые открытия, учатся общаться. При работе с детьми раннего возраста, большое внимание уделяется сенсорным и моторным играм, делается акцент на знакомство детей со свойствами различных веществ. Сенсорные игры дают ребенку опыт экспериментальной деятельности с такими природными материалами, как песок, глина, вода и др. Данные игры способствуют развитию сенсорной системы ребёнка: зрения, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления, речи. Развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка со взрослым, который обучает его видеть, ощущать, слушать и слышать, т. е. воспринимать окружающий предметный мир.
Публикация «Проект „Мыло пенится“» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Мыло, мыльные пузыри
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Для расширения представлений детей об окружающем мире, мною был разработан проект по знакомству с нетрадиционным материалом – пеной.
С мыльной пеной мы сталкиваемся каждый день: когда моем руки, принимаем ванну, моем посуду, стираем бельё. Большую радость детям раннего возраста приносят игры с мыльной пеной – это нравится всем детям без исключения. При реализации проекта педагог поможет ребёнку почувствовать тактильные ощущения при игре с пышной пеной. В ходе проекта дети познакомятся с интересными образами, сделанными из пены. Игры с пеной помогут малышам научиться действовать самостоятельно, накапливать практический опыт.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА.
Проблема: Как получить мыльную пену?
Цель проекта:
Создать условия для ознакомления детей с нетрадиционным материалом-мыльной пеной.
Задачи:
Образовательные:
Расширять и закреплять представления детей о мыле, его свойствах и назначении;
Познакомить с изготовлением мыльного раствора;
Формировать представления о свойствах пены: «воздушная», «легкая»;
В процессе познавательно-исследовательской деятельности повышать интерес детей к личной гигиене;
Побуждать к речевому общению через потешки и стихи.
Развивающие:
Развивать речь детей;
Развивать тактильные ощущения, эмоциональное восприятие, наблюдательность, навыки экспериментальной деятельности, познавательный интерес.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательность;
Поддерживать естественный интерес и любознательность детей, получать радость от узнавания нового.
Вид проекта: Исследовательский - творческий.
Продолжительность проекта: Краткосрочный, групповой — 1 неделя.
Участники проекта: Дети – воспитатели – родители.
Предметно-развивающая среда:
Подборка наглядного материала на тему «Мыльная пена», «Мыло», серия картинок «Мы играем с мыльной пеной»;
Подборка художественной литературы по теме;
Подборка песен, мультфильмов.
Подборка различных материалов для продуктивной деятельности детей.
Организация выставки детских работ
Средства реализации проекта:
Использование различных видов деятельности (познавательно-исследовательской, продуктивной, коммуникативной, музыкально-художественной, игровой);
Организация развивающей среды;
Создание презентации;
Специально-организованные занятия;
Взаимодействие с родителями по проведению познавательно-исследовательской работы.
Ожидаемый результат:
Для детей:
Расширены представления о мыле и его свойствах;
Систематизированы знания о культурно-гигиенических навыках;
Сформированы знания о нетрадиционном материале – пена;
Сформированы элементарные навыки поисковой деятельности;
Вызваны положительные эмоции от совместного общения со взрослыми и сверстниками, радость от чтения художественных произведений и пальчиковых игр;
Для родителей:
Родители стали активнее, стали принимать участие в совместной деятельности над проектом.
Методы отслеживания результатов:
наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, сюжетно-ролевые игры.
Форма отчётности: развлечение «Праздник мыльных пузырей» для детей и родителей детского сада, педагогов.
ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Деятельность педагога
Деятельность детей и родителей
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Деятельность педагога
1. Формирует проблему: «Как получить мыльную пену?».
При постановке цели определяется продукт проекта.
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию и предлагать детям изучить этот вопрос.
3. Наблюдает за детьми.
4. Организует предметно-развивающую среду.
5. Подбирает наглядный материал.
6. Подбирает художественную литературу.
Деятельность детей и родителей
1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Принятие задачи проекта.
4. Рассматривают иллюстраций на тему «Мыло пенится!»
5. Обсуждение с родителями предстоящих мероприятий
ПРОДУКТИВНЫЙ ЭТАП
Деятельность педагога
II 1. Делит участников проекта на подгруппы.
2. Ведёт с детьми совместную познавательную, продуктивную и игровую деятельность, оказывает содействие в выдвижении познавательных вопросов по мере необходимости.
3. Консультация для родителей на тему «Развитие культурно-гигиенических навыков».
4. Проведение игр-занятий.
Дети:
1. Принимают участие в разрешении игровой проблемной ситуации через организацию развивающих, дидактических, сюжетно-ролевых игр, предметную деятельность.
2. Участие в играх-экспериментах:
«Сделаем пену»;
«Пенка на ладошках»;
«Поймай пузыри»;
«Дорожки по зеркалу»;
«Найди игрушки».
Родители: подбирают материал по теме проекта: иллюстрации, стихи, загадки.
Деятельность педагога
III 1. Оказывает индивидуальную практическую помощь.
2. Развивает творческую и самостоятельную деятельность детей.
3. Создание выставки работ детей.
4. Создание картотеки опытов, картотеки потешек, стихов про мыло, мыльную пену и т. п.
Деятельность детей и родителей
1. Формирование специфических знаний, умений, навыков.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Деятельность педагога
IV 1. Подготовка к развлечению по теме проекта.
2. Развлечение «Праздник мыльных пузырей».
Деятельность детей и родителей
1. Выставка детских работ.
2. Участие в развлечении, приобретение мыльных пузырей.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ С ДЕТЬМИ
Образовательная область «Познавательное развитие»
• Рассказ воспитателя о мыле, его свойствах.
• Рассматривание иллюстраций с изображением мыла, мыльной пены.
• Просматривание видеосюжетов на тему «Создание мыльной пены», «Мы играем с мыльной пеной».
• Игры – эксперименты: «Сделаем пену»; «Пенка на ладошках»; «Поймай пузыри»; «Дорожки по зеркалу»; «Найди игрушки».
Образовательная область «Речевое развитие»
• Составление описательного рассказа на тему «Мыльная пена»;
• Заучивание потешек про мыло: «Ладушки, ладушки…», «Моем-моем мы ладошки»;
• Разучивание пальчиковой гимнастики «Моем руки»;
• Чтение и обсуждение рассказа М. Есеновского «Жило-было мыло»;
• Чтение стихотворений «Мыло душистое, белое, мылкое…», «Пузыри», «Все микробы и бациллы…»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
• Рисование «Дорожки из пены по зеркалу», «Облака»;
• Рисование «Мыльные пузыри»;
• Прослушивание песенок «Моем руки!», «Мыльные пузыри»;
• Лепка «Мыло душистое».
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
• «Экскурсия в прачечную детского сада»;
• Сюжетно-ролевые игры: «Моем куклу», «Стирка платочков»;
• Дидактическая игра «Что нам нужно для стирки?», «Подбери мыло по форме».
Образовательная область «Физическое развитие»
• Пальчиковые игры «Умывалочка», «Моем руки»;
• П/и «Пузырь»;
• Физминутка «Мыло в руки мы возьмём».
Формы презентации итогового продукта
В качестве итогового мероприятия можно предложить провести выставку рисунков, досуг «Праздник мыльных пузырей», подготовить фотогазету «Мы чистюли–хорошули». Главное, чтобы это было интересно и детям, и родителям, и служило определенным стимулом для последующей деятельности.
Результат проекта:
• Расширился кругозор детей о мыльной пене;
• Активизация и обогащение педагогических знаний и умений родителей;
• Оснащена предметно-развивающая среда в группе;
• Организация выставки в группе;
• Были созданы картотека опытов и картотека потешек, стихов и пальчиковых игр.
Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том, что в ходе мероприятий, которые были проведены во время проекта: беседы, выставки, развлечение, чтение и заучивание стихов и потешек и т. д., у детей сформировались навыки поисковой деятельности, сформировались знания о нетрадиционном материале-мыльной пене, расширились представления о мыле и его свойствах.
Приложение №1.
Развлечение «Праздник мыльных пузырей»
в первой младшей группе
Действующие лица: воспитатель и большой мыльный Пузырь.
(Дети с воспитателем заходят в музыкальный зал.)
Воспитатель: Дети, посмотрите, кто к нам сегодня прилетел в детский сад.
Пузырь: Здравствуйте, ребята, я большой мыльный Пузырь. Меня принесло к вам сильным ветром. Я потерял своих братьев и сестричек. Помогите, пожалуйста, мне их найти.
Воспитатель: Поможем, дети?
Дети: Да!
Воспитатель: Для этого нам придётся с вами пройти 3 задания. Но сначала мы должны с вами тоже превратиться в мыльные пузыри.
Превращение.
Раз, два, три, четыре, пять
Пузырями надо стать!
Воспитатель: Полетели на поиски мыльных пузырей!
1-ая остановка.
Пузырь: Ребята, давайте с вами поиграем в игру «Пузырь»
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся.
(на последней фразе воспитатель хлопает, и дети садятся на корточки)
Пузырь: Ну что, поиграли, полетели дальше на поиски мыльных пузырей!
2-ая остановка.
Воспитатель: Дети, посмотрите, пока Пузырь летел, он потерял свои капельки воды. Давайте соберем их.
Игра «Кто быстрее соберёт капельки»
(воспитатель заранее подготовила и разбросала нарезанные из картона капельки).
Пузырь: Спасибо, ребята, во мне появилась сила! И я готов к 3 заданию! Полетели!
3-ья остановка.
Игра «Тихо-громко»
Воспитатель: Дети, где-то здесь потерялись мыльные пузыри. Сейчас я буду играть в бубен. Когда я буду играть тихо, значит, вы не там ищите пузыри. Если я буду играть громко, значит, вы правильно ищите.
(Дети находят заранее спрятанную коробку с мыльными пузырями.)
Пузырь: А давайте поиграем с мыльными пузырями.
(Под весёлую музыку воспитатель и Пузырь надувают мыльные пузыри. Потом предлагают детям подуть самим.)
Пузырь: Спасибо, ребята, что помогли мне отыскать моих братьев и сестричек. нам пора лететь. До свидания!
Воспитатель: А мы с вами превращаемся опять в деток.
Превращение:
Раз, два, три, четыре, пять
Станем детками опять,
И пойдём играть!
Приложение № 2.
Пальчиковая гимнастика «Моем руки"
Ах, водичка, вода, будем чистенькими всегда.
(Изображаем как надо мыть руки: размеренно вкруговую потирая ладошки одну другой).
Брызги — вправо, брызги — влево!
(Пальчики сжимаем, а затем резко их выпрямляем, изображая встряхивание).
Чистым будет наше тело.
(Как бы вытираем руки о полотенце).
Мыло, шампунь, зубная паста
Расчёска, полотенце и зубная щётка непременно
Это наша пальчиковая гимнастика – предметы гигиены.
Пальчиковая игра «Умывалочка»
Мы помыли наши ручки (трут ладонью о ладонь,
Мы помыли наши щёчки (трут ладошками щёчки,
Носики помыли (ладошками трут носики,
Глазки спрятали от мыла (закрывают глазки).
Приложение № 3.
Стихотворения
про мыло, мыльную пену, мыльные пузыри
М. Яснов
«Я мою руки»
Мыло бывает
Разным-преразным:
Синим,
Зелёным,
Оранжевым,
Красным…
Но не пойму,
Отчего же всегда
Чёрной-пречёрной
Бывает вода…
О. Чусовитина
Раз, два, три
Раз, два, три -
Я пускаю пузыри.
Мыльные, воздушные,
Ветерку послушные.
Раз, два, три, четыре, пять,
Пузыри летят опять
Над домами, над лесами.
Над зелёными садами.
Я пускаю пузыри,
Мама, мама, посмотри.
М. Бойкова
В тепленькой водичке разведу я мыла.
Капельку шампуня, чтобы лучше было.
А теперь от ручки трубочкой.
- Смотри!
Как переливаются эти пузыри.
На, попробуй, выдуй тоже!
И скажи на что похоже?
В этих мыльных переливах,
Все нарядно и красиво.
Только в руку брать нельзя,
Лопнет, попадет в глаза.
Пусть себе летают,
Небо украшают!
С. Капутикян
«Хлюп-хлюп»
Хлюп-хлюп ручками,
Полон мыла таз.
Ты не трогай, Машенька,
Мыльной ручкой глаз.
А водичка булькает,
А водичка пенится.
Машенька помоется,
Причешется, оденется.
А. Ертышенков
«Пузырики»
Сидят в красивой баночке сто тысяч пузырьков,
Зелёных. синих. красненьких.
Я дуть всегда - готов.
Одни растут огромные,
Другие так себе.
И в каждом - хрупком – радуга,
Улыбка на лице.
И ветер, шут- проказник,
Готов всю жизнь играть.
Как здорово, как здорово
Пузырики пускать!
М. Новицкая
Все микробы и бациллы
Как огня боятся мыла.
Нужно ручки с мылом мыть,
Чтоб здоровенькими быть.
Знают дети все вокруг:
Мыло – наш надёжный друг!
Мыло душистое, белое, мылкое,
Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою:
Если б грязнуля вспомнил про мыло –
Мыло его, наконец бы, отмыло.
Каждый день
Я мыло мою
Под горячею водою.
И в ладонях поутру
Сильно-сильно
Мыло тру!
Мойся, мыло,
Не ленись,
Не выскальзывай,
Не злись!
Мы теперь с тобой дружны!
Нам грязнули не нужны!
Е. Н. Егорова
«Мыльные пузыри»
Как красивы - посмотри! -
Мыльные пузыри.
Стайкой по ветру летят
И на солнышке блестят.
Взяли краски у зари
Эти чудо-пузыри!
О. Алёнкина
«Я пузырик надуваю»
Я пузырик надуваю.
Он взлетает до небес.
Он взлетает,
тает, тает.
Тает, тает, тает, тает…
Ой! Теперь совсем исчез.
И. Сеньчукова
«Мы пускали пузыри»
Мы пускали пузыри:
Раз, два, три и раз, два, три!
Восемь, девять, десять, стоп!
Мы ладошкой хлоп да хлоп!
Нету больше пузырей.
Надуваем побыстрей.
Дуем, дуем, посмотри,
Вон их сколько: раз, два, три.
Раз, два, три, четыре, пять,
Невозможно сосчитать!
В. Светлая
«Чтобы смыть микробы с рук»
Чтобы смыть микробы с рук
Мыло, ты возьми, мой друг.
И водицы не жалей,
Их намыливай скорей.
А затем всю пену смой,
Пусть плывет она с водой.
Полотенце ты возьми,
Руки вытри и иди.
Приложение № 4.
Консультация для родителей
«Игра-экспериментирование с мыльными пузырями в домашних условиях для детей 2-3лет»
Цель: Пронаблюдать удивительные свойства мыльных пузырей на опытах.
Задачи:
— развитие творческого воображения и мышления;
— обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
Мыльные пузыри – тонкая многослойная плёнка мыльной воды, наполненная воздухом, обычно в виде сферы с переливчатой поверхностью. Эта забава известна с давних времён привлекает как детей, так и взрослых. Мыльные пузыри обычно существуют лишь несколько секунд и лопаются при прикосновении или самопроизвольно.
Всем известно, что мыльные пузыри вызывают положительные эмоции не только у детей, но и у взрослых. Это незабываемое и захватывающее зрелище способно привнести оживление в любой праздник. Особенно интересно самому принимать непосредственное участие при создании сказки. Раскроем несколько секретов создания пузырей, которые пригодятся Вам при организации домашнего праздника либо просто при игре с ребенком. Ваше чадо наверняка оценит старания и будет в восторге!
1. «Делаем мыльные пузыри»
Изготавливаем совместно с детьми жидкость для мыльных пузырей:
100 мл. воды, 100 мл средства для мытья посуды, 2 ч. л. сахара (можно добавить немного глицерина).
При помощи различных предметов выдуваем пузыри (трубочка для коктейля, петля из проволоки, руки и т. д).
2. «Форма пузыря»
Возьмите проволоку и отрежьте от неё несколько кусочков разной длины. На конце каждого сверните петлю – так, чтобы их диаметры отличались. Можно сделать несколько рамок разной формы — квадратной, овальной, в виде звёздочки, банана, цветка и т. д. Необходимое условие в этом случае — замкнутость каркаса.
Окунайте проволоку в смесь и слегка подуйте на образовавшуюся пленку. Посмотрим, что получится? Мыльные пузыри стремятся принять форму, имеющую наименьшую площадь поверхности при наибольшем объеме. Вот поэтому мыльные пузыри всегда стремятся принять округлые формы и выглядят как почти правильные сферы.
3. «Пузырь в пузыре»
Для этого нам понадобится трубочка. Посредством трубочки выдуваем большой мыльный пузырь, внутрь этого пузыря вводим трубочку и выдуваем второй пузырь. Чтоб пузырь не лопнул от прикосновения трубочки, её обязательно надо смочить в раствор. Можно вставить трубочку во второй пузырь и выдуть ещё один. Сколько раз вы повторите данную процедуру, столько у вас и будет пузырей по принципу «матрёшки».
4. «Пузырь-великан»
С помощью воронки можно выдуть пузырь-великан диаметром до 30 см. Конечно, дуть придется с перерывами, каждый раз зажимая отверстие. «Единым духом» такой пузырь не надуешь — в него входит больше ведра воздуха! Края трубки или воронки хорошенько смочите мыльным раствором, иначе пузыри будут лопаться при спускании. Слюна, попавшая в трубочку, тоже враг пузырей. И даже капля мыльного раствора, повисшая на пузыре снизу, очень опасна. Осторожно удалите ее смоченным в растворе пальцем, чтобы неженка-пузырь не лопнул.
5. «Поймай мыльный пузырь»
Ловим мыльные пузыри при помощи разных предметов (шерстяная перчатка, пластиковый стакан и т. д.) Главная задача, что бы пузырь ни лопнул.
Без эксперимента, без практического обоснования любая наука превращается в сухой скучный набор фактов и формул. Исследование мыльных пузырей оказалось интересным, красивым и полезным занятием.
Выдувая мыльные пузыри, поднимается настроение, забываются все проблемы и, действительно, хорошо разрабатываются лёгкие. Всё это благотворно влияет на здоровье.
Экспериментируйте, создавая мыльные пузыри!
Приложение № 5.
Картотека опытов.
Опыт № 1 «Знакомство с пеной»
Цель: познакомить детей со свойством пены: «воздушная», «легкая», «белая», развивать познавательную активность и любознательность.
Оборудование: ёмкость для воды, мыло.
Ход проведения:
Педагог говорит о том, что перед приёмом пищи нам надо помыть руки мылом, намыливает руки мылом до появления пены (показ детям). Говорит о том, что у неё на руках белые «перчатки» и предлагает детям тоже намылить руки. Дети намыливают руки мылом до появления пены.
Проговаривают:
«Моем, моем, моем – чисто, чисто, чисто,
Будут ручки чисты, чисты, чисты».
Дети наблюдают за тем, что на ручках у них белая, воздушная и легкая пена. Смывают её водой и вытирают руки полотенцем.
Опыт № 2 «Мыльные пузыри»
Цель: развивать восприятие величины, умение сравнивать, тактильные ощущения, речевое дыхание, эмоциональное восприятие, закреплять представление детей о свойствах пены: «воздушная», «легкая».
Оборудование: мыльные пузыри.
Ход проведения:
Педагог предлагает малышам пускать мыльные пузыри, ловить их, смотреть, как они летят и лопаются. Отмечает что они, лёгкие, воздушные, летят, куда подуешь.
«Открываем колпачки, выдуваем пузыри,
Вот – какие посмотри! Все они воздушные
И очень непослушные! Как бы нам их поймать –
На ладошке подержать!»
Опыт №3 «Купаем куклу Дашу»
Цель: развитие предметных действий, экспериментальной деятельности в игре.
Оборудование: ванночка для куклы, кукла, мыло, полотенце, губка. Педагог говорит о том, что в гости к ребятам пришла кукла Даша и у неё испачканы лицо и ручки. Предлагает помыть её, дети активно участвуют: наливают воду в ванночку, намыливают мылом губку и моют кукле лицо, ручки и т. д.
Опыт №4 «Стираем платочки»
Цель: развитие тактильных ощущений, координации движений.
Оборудование: ёмкость, платочки, мыло.
Ход проведения:
Педагог показывает детям платочки и говорит о том, что они испачканы, ребята говорят о том, что их надо постирать. В ёмкость с водой складывают платочки и берут мыло, начинают намыливать платочки и стирать их. Образовывается пена от мыла и дети стирают платочки и замечают, что они стали чистыми. Развешивают платочки на верёвке.
Опыт № 5 «Игра с пеной»
Цель: развитие воображения и фантазии, наблюдательности.
Оборудование: мыло, ёмкость для воды, венчик.
Ход проведения:
Педагог в ёмкости с водой венчиком взбивает пену, и каждый ребенок берёт пену на ладошку и пробует из неё что-нибудь из нее слепить. Педагог предлагает в пышной белой массе пальчиком сделать дырочки – глазки, нарисовать ротик или носик. Из пены так же можно совместно слепить айсберги, сугробы снега и белые облака.
Опыт № 6 «Рисуем пеной по зеркалу»
Цель: развивать творческое мышление.
Оборудование: ёмкость для воды, мыло, кисточки или губка.
Ход проведения:
Педагог предлагает детям рисовать пеной прямо на стекле, для этого могут подойти и маленькие пальчики малышей, кисточки и губки. Рассмотреть рисунки малышей, у кого что получилось.
Опыт № 7 «Разложи пену по формочкам»
Цель: развивать тактильные ощущения, осязательные чувства.
Оборудование: ложка или совочек, стаканчики, мыльница и разные ёмкости.
Ход проведения:
Педагог, взбив пену, расставляет на столе стаканчики, кружки, мыльницы и другие ёмкости. Показывает ребятам, что пену можно разложить в разные формы с помощью совочка или ложки. Дети с удовольствием приступают к экспериментированию.
Опыт № 8 «Пенящие волны»
Цель: развивать познавательную активность и любознательность.
Оборудование: губка, мыльница, два таза (один с водой, второй с пеной).
Ход проведения:
Малыши наблюдают за тем, как педагог взбивает пену и обращают внимание на то, что какая она лёгкая, шуршит, издаёт шипящие звуки. Педагог предлагает детям пустить в плавание по пенящимся волнам губки и мыльницы, затем то же самое проделать в тазу с водой, сравнить, как они себя будут вести. Дети наблюдают за тем, в каком случае легче плыть: просто по воде или по поверхности густой пены. Педагог просит, чтобы малыши подули на свои лодочки. Малыши убеждаются в том, что не так-то просто лодочкам двигаться по поверхности из пены.
Опыт № 9 «Ах какая пенка!»
Цель: развивать самостоятельную экспериментальную деятельность, любознательность и познавательную активность.
Оборудование: венчики по количеству детей, ёмкости с водой
Ход проведения:
Педагог показывает малышам, как можно взбить пену венчиком и предлагает самим сделать пену. При необходимости педагог помогает детям справиться с экспериментом.