Елена Никитина
Проект по краеведению для старших дошкольников «Мы живём в Вязьме»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №3 г. Вязьмы Смоленской области
Проект
«Мы живём в Вязьме»
Автор-составитель: Никитина Е. Д. ,
воспитатель высшей
квалификационной категории
г. Вязьма 2021
Содержание проекта :
Сведения о проекте….
Актуальность проекта, новизна …. ….
Паспорт проекта….…
Цели и задачи проекта….
Ожидаемые результаты….
Публикация «Проект по краеведению для старших дошкольников „Мы живём в Вязьме“» размещена в разделах
- Вязаные игрушки и пособия для детей
- Мой край, мой город. Краеведение
- Проекты, проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2022
Содержание работы по реализации проекта. …
Этапы реализации проекта ….
Перспективный план…
Итоговые мероприятия…
Результаты проекта….
Перспектива дальнейшего развития проекта….
Вывод….
Литература….
Проект направлен на формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о городе, в котором они живут, умение передавать свои впечатления о родном городе, воспитания чувства любви к родному городу.
Тип проекта : познавательно-творческий.
Вид проекта : семейно – групповой.
Продолжительность проекта : долгосрочный.
Сроки реализации: сентябрь 2020г. – май 2021г.
Участники проекта : воспитатель Никитина Е. Д., воспитанники старшей группы; родители (законные представители) воспитанников.
Актуальность темы заключается в том, что в период дошкольного образования, значительно возрастает роль становления у дошкольников ценностного отношения к родному краю, воспитания основ гражданственности как источника формирования чувств патриотизма и толерантности. В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности. Ценностное отношение к Родине является важной составляющей аксиологического опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.
Сегодня, о необходимости возрождения патриотического воспитания заговорили на государственном уровне. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», которая сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации недостаточные знания детей о родном городе.
Новизна проекта заключается в том, что краеведческий подход в образовании дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для детей не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным городом, с его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщатся к богатствам национальной и мировой культуры.
Краеведение – одно из важных средств патриотического воспитания. Воспитание дошкольников средствами краеведения – это целенаправленный, особым образом организованный процесс передачи общественно-ценного патриотического опыта старшего поколения младшему и формированию последнего собственного патриотического опыта.
Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникают у людей сами по себе. С самого раннего возраста, необходимо целенаправленное воздействие на человека. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли на которой родился и рос.
Паспорт проекта.
1. Наименование проекта «Мы живём в Вязьме»
2. Сведения о руководителе проекта Никитина Елена Дмитриевна
адрес электронной почты (обязательно)
адреса социальных сетей
3. География проекта (перечислить субъекты Российской Федерации, на которые распространяется проект) Смоленская область, г. Вязьма
4. Срок реализации проекта 9 месяцев
продолжительность проекта (в месяцах)
1 сентября 2020
начало реализации проекта
31 мая 2021
окончание реализации проекта
5. Краткое содержание проекта (не более 0,3 страницы) Проект направлен на формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о городе, в котором они живут, умение передавать свои впечатления о родном городе, воспитания чувства любви к родному городу.
6. Описание проблемы, решению/снижению остроты которой посвящен проект (не более 1 страницы) Краеведческий подход в образовании дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для детей не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным городом, с его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщатся к богатствам национальной и мировой культуры.
7. Основные целевые группы, на которые направлен проект Воспитанники старшего дошкольного возраста
8. Основные цели и задачи проекта Цель проекта :
Воспитание у детей чувства любви к малой Родине, родному городу.
Задачи:
- Дать знания детям о родном городе и его истории, развивать бережное отношение к нему, его достопримечательностям, культурным ценностям;
- Развивать связную речь детей, коммуникативные качества, память, мышление, творческое воображение; обогащать и активизировать словарь детей;
- Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться; им.
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и ДОУ;
- Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном городе;
-Формирование чувства сопричастности к родному краю, семье.
9. Календарный план реализации проекта (этапы)
(последовательно перечислить мероприятия проекта с приведением количественных показателей и периодов их осуществления)
N п/п Мероприятие Сроки (дата, месяц, год)
1. Мой любимый город 8.09.2020
2. Вязьма на карте Смоленской области 15.09.2020
3. История моего города
«День освобождения Смоленщины»
Экскурсия на площадь Ефремова (возложение цветов) 25.09.2020
4. Район, в котором я живу 06.10.2020
5. Дом, в котором я живу 14.10.2020
6. Я люблю свой детский сад 21.10.2020
7. Моя родословная 27.10.2020
8. Люди, прославившие Вязьму 03.11.2020
9. Быт на Руси 13.11.2020
10. Отражение русских традиций в национальном костюме 24.11.2020
11. Русская изба 2.12.2020
12. Народные промыслы Смоленщины 08.12.2020
13. Вяземский пряник 15.12.2020
14. Достопримечательности города 24.12.2020
15. Церкви нашего города 14.01.2021
16. Книжный дом 20.01.2021
17. Заповедные места 09.02.2021
18. Защитники Отечества 19.02.2021
19. Река Вязьма 25.02.2021
20. Мои родные (мама, бабушка, сестра) 03.03.2021
21. «День освобождения Вязьмы» (возложение цветов к Вечному огню и памятнику М. Г. Ефремову). 12.03.2021
22. Красная книга Смоленской области 24.03.2021
23. О космонавте Ю. Гагарине «Полёт к звёздам» 09.04.2021
24. Этих дней не смолкнет слава 16.04.2021
25. Герои войны и труженики тыла нашего города 22.04.2021
26. «Вязьма – Город Воинской Славы» Экскурсия к памятнику Стела - Город Воинской Славы 27.04.2021
27. Посещение мемориала «Дулаг-184» (возложение цветов, чтение стихов о войне) 06.05.2021
28. Творческая выставка «Мой любимый город Вязьма» 18.05.2021
10. Результаты проекта (описать позитивные изменения, которые произошли в результате реализации проекта (по его завершении и в долгосрочной перспективе) Ожидаемый результат:
• Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины.
• Знают традиции родного народа, символику России, историю малой родины.
• У детей более глубокие знания о России, Смоленщине.
• Родители понимают важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте
• Повышение уровня педагогического мастерства
• Создание системы занятий по патриотическому воспитанию дошкольников в процессе развития проектной деятельности (картотека материалов для воспитателей).
• Подготовка методических рекомендаций по взаимодействию с семьями в области патриотического воспитания дошкольников на основе нравственного образования.
• Обогащение предметно – развивающая среда ДОУ по нравственно – патриотическому развитию детей.
11. Количественные показатели проекта (обосновать количественные показатели проекта) Динамика результатов освоения детьми программных требований по формированию нравственно-патриотических чувств к своему городу у детей дошкольного возраста за период с 2020 по 2021 учебный год (в %)
Критерии 2020-2021
Старшая группа
5-6 лет
Начало года Конец года
Высокий 9% 53%
Средний 55% 47%
Низкий 36% 0
Таким образом, полученные результаты позволяют считать, что совершенствование нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к родному краю нами достигнуты в процессе решения задач:
• создания условий для формирования и воспитания нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста в условиях ДОУ;
• формирования у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
• воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому Смоленской области средствами эстетического воспитания.
Цель проекта :
Воспитание у детей чувства любви к малой Родине, родному городу.
Задачи:
- Дать знания детям о родном городе и его истории, развивать бережное отношение к нему, его достопримечательностям, культурным ценностям;
- Развивать связную речь детей, коммуникативные качества, память, мышление, творческое воображение; обогащать и активизировать словарь детей;
- Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться; им.
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и ДОУ;
- Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном городе;
-Формирование чувства сопричастности к родному краю, семье.
Ожидаемые результаты:
• Для детей: расширение знаний об истории родного города; самореализация.
• Для педагога: повышение профессионализма; внедрение новых методов в работе с детьми и родителями; личностный и профессиональный рост; самореализация.
• Для родителей: повышение уровня личностного сознания; укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, самореализация
• Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины.
• Знают традиции родного народа, символику России, историю малой родины.
• У детей более глубокие знания о России, Смоленщине.
• Родители понимают важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте
• Повышение уровня педагогического мастерства
• Создание системы занятий по патриотическому воспитанию дошкольников в процессе развития проектной деятельности (картотека материалов для воспитателей).
• Подготовка методических рекомендаций по взаимодействию с семьями в области патриотического воспитания дошкольников на основе нравственного образования.
• Обогащение предметно – развивающая среда ДОУ по нравственно – патриотическому развитию детей.
Направления проекта.
Мой город
Улицы родного города
Достопримечательности города
История и современность города
Военная слава города
Содержание работы по проекту.
РАБОТА С ДЕТЬМИ
1. Занятие: «Мой родной город».
2. Рассматривание фотографий, иллюстраций о Вязьме.
3. Конструктивная деятельность: «Дома на нашей улице».
4. Экскурсия на близлежащую улицу.
5. Изготовление праздничных открыток ко Дню Защитника Отечества, ко Дню города.
6. Экскурсия в Историко-краеведческий музей г. Вязьма.
7. Выставка рисунков «Улицы моего города».
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
1. Консультация: «Как знакомить детей с городом».
2. Выставка совместных работ «Улицы моего города»
3. Оформление фотовыставки «Мой любимый город».
4. Оформить папку-передвижку «Древний город - Вязьма».
4. Анкетирование родителей.
1. Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный этап. (август 2020г.)
- Выявление проблемы, формирование цели, задач;
- подбор методической литературы по данной теме;
- поиск формы реализации проекта;
- разработка проекта;
- создание в группе предметно-развивающей среды.
- подготовка материалов для работы с родителями.
2. Основной этап. Выполнение проекта. Практическая часть (совместная деятельность детей и воспитателя с привлечением родителей).
Перспективный план
Этапы Формы работы Задачи Сроки
1. «Мой родной город»
Знакомство детей с историей города и его современностью. Дать сведения о том, почему город так назван.
Рассматривание иллюстраций, альбома, набора открыток с видами города.
Занятие по познавательному развитию «Мой любимый город»
Вязьма на карте Смоленской области
История моего города
«День освобождения Смоленщины»
Экскурсия на площадь Ефремова (возложение цветов) Уточнить знания детей о названии родного города. Познакомить с происхождением города Можайска. Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него. Развивать интерес к истории и современности города.
Познакомить детей с историей возникновения города, его настоящим, с достопримечательностями; воспитывать интерес к истории города, чувства любви и патриотизма.
Продолжить знакомить детей с достопримечательностями города и любимыми уголками самих детей
Познакомить детей с творчеством разных авторов, которые воспевают красоту родного города
Знакомить детей с историей города в ВОв сентябрь - октябрь
2020 г.
2. «Улицы моего города»
Целевая прогулка на близлежащую улицу
Детская игровая деятельность (конструктивная) : «Дома на нашей улице».
Район, в котором я живу
Дом, в котором я живу
Я люблю свой детский сад
Моя родословная
Люди, прославившие Вязьму
Быт на Руси
Отражение русских традиций в национальном костюме
Русская изба
Народные промыслы Смоленщины
Вяземский пряник
Достопримечательности города Обратить внимание детей на то, что в городе много улиц, у каждой улицы есть свое название, на улице много домов, у каждого дома свой номер. Вспомнить названия улиц, на которых живут дети.
Учить детей использовать ранее полученные знания для постройки разных домов.
Совершенствовать партнерские взаимоотношения детей и родителей.
Знакомство с народной историей родного края ноябрь –декабрь 2020 г.
3. «Достопримечательности родного города».
Рассматривание фотографий памятника «Неизвестному солдату».
Беседы с детьми о том, кто в их семье служил в Армии, был на войне.
Рассматривание в книжном уголке иллюстрации об Армии, военной технике.
Изготовление праздничных открыток ко Дню Защитника Отечества
Церкви нашего города
Книжный дом
Заповедные места
Река Вязьма
Мои родные (мама, бабушка, сестра)
«День освобождения Вязьмы» (возложение цветов к Вечному огню и памятнику М. Г. Ефремову). Познакомить детей с главной достопримечательностью города. Воспитывать уважение и чувство гордости за тех, кто отдал свою жизнь за Родину.
Вызвать у мальчиков желание быть такими же сильными, как военные. Развивать любознательность.
Воспитание уважения и любви к воинам и солдатам. Развивать творчество посредством изодеятельности (аппликацией) Январь –март 2021г.
4. «Этих дней не смолкнет слава».
Герои войны и труженики тыла нашего города.
Изготовление праздничных открыток ко Дню Победы.
Встреча с интересными людьми.
Красная книга Смоленской области
О космонавте Ю. Гагарине «Полёт к звёздам»
Этих дней не смолкнет слава
Герои войны и труженики тыла нашего города
«Вязьма – Город Воинской Славы» Экскурсия к памятнику Стела - Город Воинской Славы
Посещение мемориала «Дулаг-184» (возложение цветов, чтение стихов о войне)
Творческая выставка «Мой любимый город Вязьма» Расширять знания детей о Великой Отечественной войне; продолжать прививать чувство гордости за своих родных, близких, участвовавших в ВОВ; помочь детям сохранить в памяти подвиг русского народа, воина - освободителя, воина – защитника; воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину от врагов, ветеранам войны.
Познакомить на примере конкретных исторических событий, с людьми участвовавших в ВОВ; воспитывать интерес к истории, патриотические чувства, гордость; ознакомить с Воинскими частями сформированные из населения города.
апрель – май 2021г.
3. Завершающий этап. Итоговые мероприятия (Май 2021г.) :
o Создание фотовыставки «Мой любимый Вязьма».
o Посещение мини-музея ДОУ (выставка «Народные ремесла Смоленской области».
o Посещение Историко-краеведческого музея г. Вязьма.
o Творческая выставка «Мой любимый город Вязьма»
Результат проекта :
Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания детей, формированию патриотических чувств у дошкольников. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны.
Родители вместе с детьми представили очень интересные работы по теме «Улицы нашего города».
Все этапы проекта прошли через разные виды деятельности.
В дальнейшем мы планируем продолжить работу по этой теме.
Перспектива дальнейшего развития проекта.
Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая даёт возможность не только использовать действительность, но и видоизменять её.
В дальнейшей работе планируется:
• разработать методические рекомендации по организации работы, перспективное планирование, конспекты интегрированной организованной образовательной деятельности;
• подготовить консультации для родителей.
• Участвовать в международных проектах и интернет конкурсах детского творчества.
Вывод: Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. На этом работа по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста не заканчивается, она будет продолжена.
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине.
Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеет потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических. Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека»
В. А. Сухомлинский
Литература
• Белая К. Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М. : Школьная пресса, 2007.
• Зеленова Н. Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М. : Скрипторий. 2003, 2008.
• Казаков А. П., Шорыгина Т. А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М. : ГНОМ и Д, 2008.
• Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М. : Сфера, 2005.
• Логинова Л. В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М. : Скрипторий 2003, 2008.
• Н. В. Алешина Патриотическое воспитание дошкольников. Система работы.
• Особенности патриотического воспитания. И. Казакова. Обруч. № 6 – 2003г
• Мой мир. С. Козлова. Москва. 2000.
• Российская символика. Е. Ривина. Москва. 2004г.
• Дети планеты Земля. Е. Соловьева. Линка-Пресс. 2001г.
• Государственные символы России. Т. Шаляпина Москва 2002г.
Электронные образовательные и информационные ресурсы:
1. Смоленск - краткая история города, https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/16712-smolensk-kratkaja-istorija-goroda.html
2. А. Т. Смирнова «Вязьма» https://nasledie.admin-smolensk.ru/istoricheskie-mesta/vyazma/istoricheskie-svedeniya-1/vyazma-a-t-smirnova/