Получи документы

Проект по краеведению для старших дошкольников «Мы живём в Вязьме»

Елена Никитина
Проект по краеведению для старших дошкольников «Мы живём в Вязьме»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №3 г. Вязьмы Смоленской области

Проект

«Мы живём в Вязьме»

Автор-составитель: Никитина Е. Д. ,

воспитатель высшей

квалификационной категории

г. Вязьма 2021

Содержание проекта :

Сведения о проекте….

Актуальность проекта, новизна …. ….

Паспорт проекта….…

Цели и задачи проекта….

Ожидаемые результаты….

Публикация «Проект по краеведению для старших дошкольников „Мы живём в Вязьме“» размещена в разделах

Содержание работы по реализации проекта. …

Этапы реализации проекта ….

Перспективный план…

Итоговые мероприятия…

Результаты проекта….

Перспектива дальнейшего развития проекта….

Вывод….

Литература….

Проект направлен на формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о городе, в котором они живут, умение передавать свои впечатления о родном городе, воспитания чувства любви к родному городу.

Тип проекта : познавательно-творческий.

Вид проекта : семейно – групповой.

Продолжительность проекта : долгосрочный.

Сроки реализации: сентябрь 2020г. – май 2021г.

Участники проекта : воспитатель Никитина Е. Д., воспитанники старшей группы; родители (законные представители) воспитанников.

Актуальность темы заключается в том, что в период дошкольного образования, значительно возрастает роль становления у дошкольников ценностного отношения к родному краю, воспитания основ гражданственности как источника формирования чувств патриотизма и толерантности. В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности. Ценностное отношение к Родине является важной составляющей аксиологического опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.

Сегодня, о необходимости возрождения патриотического воспитания заговорили на государственном уровне. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», которая сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации недостаточные знания детей о родном городе.

Новизна проекта заключается в том, что краеведческий подход в образовании дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для детей не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным городом, с его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщатся к богатствам национальной и мировой культуры.

Краеведение – одно из важных средств патриотического воспитания. Воспитание дошкольников средствами краеведения – это целенаправленный, особым образом организованный процесс передачи общественно-ценного патриотического опыта старшего поколения младшему и формированию последнего собственного патриотического опыта.

Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникают у людей сами по себе. С самого раннего возраста, необходимо целенаправленное воздействие на человека. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли на которой родился и рос.

Паспорт проекта.

1. Наименование проекта «Мы живём в Вязьме»

2. Сведения о руководителе проекта Никитина Елена Дмитриевна

адрес электронной почты (обязательно)

адреса социальных сетей

3. География проекта (перечислить субъекты Российской Федерации, на которые распространяется проект) Смоленская область, г. Вязьма

4. Срок реализации проекта 9 месяцев

продолжительность проекта (в месяцах)

1 сентября 2020

начало реализации проекта

31 мая 2021

окончание реализации проекта

5. Краткое содержание проекта (не более 0,3 страницы) Проект направлен на формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о городе, в котором они живут, умение передавать свои впечатления о родном городе, воспитания чувства любви к родному городу.

6. Описание проблемы, решению/снижению остроты которой посвящен проект (не более 1 страницы) Краеведческий подход в образовании дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для детей не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным городом, с его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщатся к богатствам национальной и мировой культуры.

7. Основные целевые группы, на которые направлен проект Воспитанники старшего дошкольного возраста

8. Основные цели и задачи проекта Цель проекта :

Воспитание у детей чувства любви к малой Родине, родному городу.

Задачи:

- Дать знания детям о родном городе и его истории, развивать бережное отношение к нему, его достопримечательностям, культурным ценностям;

- Развивать связную речь детей, коммуникативные качества, память, мышление, творческое воображение; обогащать и активизировать словарь детей;

- Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться; им.

- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и ДОУ;

- Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном городе;

-Формирование чувства сопричастности к родному краю, семье.

9. Календарный план реализации проекта (этапы)

(последовательно перечислить мероприятия проекта с приведением количественных показателей и периодов их осуществления)

N п/п Мероприятие Сроки (дата, месяц, год)

1. Мой любимый город 8.09.2020

2. Вязьма на карте Смоленской области 15.09.2020

3. История моего города

«День освобождения Смоленщины»

Экскурсия на площадь Ефремова (возложение цветов) 25.09.2020

4. Район, в котором я живу 06.10.2020

5. Дом, в котором я живу 14.10.2020

6. Я люблю свой детский сад 21.10.2020

7. Моя родословная 27.10.2020

8. Люди, прославившие Вязьму 03.11.2020

9. Быт на Руси 13.11.2020

10. Отражение русских традиций в национальном костюме 24.11.2020

11. Русская изба 2.12.2020

12. Народные промыслы Смоленщины 08.12.2020

13. Вяземский пряник 15.12.2020

14. Достопримечательности города 24.12.2020

15. Церкви нашего города 14.01.2021

16. Книжный дом 20.01.2021

17. Заповедные места 09.02.2021

18. Защитники Отечества 19.02.2021

19. Река Вязьма 25.02.2021

20. Мои родные (мама, бабушка, сестра) 03.03.2021

21. «День освобождения Вязьмы» (возложение цветов к Вечному огню и памятнику М. Г. Ефремову). 12.03.2021

22. Красная книга Смоленской области 24.03.2021

23. О космонавте Ю. Гагарине «Полёт к звёздам» 09.04.2021

24. Этих дней не смолкнет слава 16.04.2021

25. Герои войны и труженики тыла нашего города 22.04.2021

26. «Вязьма – Город Воинской Славы» Экскурсия к памятнику Стела - Город Воинской Славы 27.04.2021

27. Посещение мемориала «Дулаг-184» (возложение цветов, чтение стихов о войне) 06.05.2021

28. Творческая выставка «Мой любимый город Вязьма» 18.05.2021

10. Результаты проекта (описать позитивные изменения, которые произошли в результате реализации проекта (по его завершении и в долгосрочной перспективе) Ожидаемый результат:

• Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины.

• Знают традиции родного народа, символику России, историю малой родины.

• У детей более глубокие знания о России, Смоленщине.

• Родители понимают важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте

• Повышение уровня педагогического мастерства

• Создание системы занятий по патриотическому воспитанию дошкольников в процессе развития проектной деятельности (картотека материалов для воспитателей).

• Подготовка методических рекомендаций по взаимодействию с семьями в области патриотического воспитания дошкольников на основе нравственного образования.

• Обогащение предметно – развивающая среда ДОУ по нравственно – патриотическому развитию детей.

11. Количественные показатели проекта (обосновать количественные показатели проекта) Динамика результатов освоения детьми программных требований по формированию нравственно-патриотических чувств к своему городу у детей дошкольного возраста за период с 2020 по 2021 учебный год (в %)

Критерии 2020-2021

Старшая группа

5-6 лет

Начало года Конец года

Высокий 9% 53%

Средний 55% 47%

Низкий 36% 0

Таким образом, полученные результаты позволяют считать, что совершенствование нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к родному краю нами достигнуты в процессе решения задач:

• создания условий для формирования и воспитания нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста в условиях ДОУ;

• формирования у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;

• воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому Смоленской области средствами эстетического воспитания.

Цель проекта :

Воспитание у детей чувства любви к малой Родине, родному городу.

Задачи:

- Дать знания детям о родном городе и его истории, развивать бережное отношение к нему, его достопримечательностям, культурным ценностям;

- Развивать связную речь детей, коммуникативные качества, память, мышление, творческое воображение; обогащать и активизировать словарь детей;

- Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться; им.

- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и ДОУ;

- Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном городе;

-Формирование чувства сопричастности к родному краю, семье.

Ожидаемые результаты:

Для детей: расширение знаний об истории родного города; самореализация.

Для педагога: повышение профессионализма; внедрение новых методов в работе с детьми и родителями; личностный и профессиональный рост; самореализация.

Для родителей: повышение уровня личностного сознания; укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, самореализация

• Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины.

• Знают традиции родного народа, символику России, историю малой родины.

• У детей более глубокие знания о России, Смоленщине.

• Родители понимают важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте

• Повышение уровня педагогического мастерства

• Создание системы занятий по патриотическому воспитанию дошкольников в процессе развития проектной деятельности (картотека материалов для воспитателей).

• Подготовка методических рекомендаций по взаимодействию с семьями в области патриотического воспитания дошкольников на основе нравственного образования.

• Обогащение предметно – развивающая среда ДОУ по нравственно – патриотическому развитию детей.

Направления проекта.

Мой город

Улицы родного города

Достопримечательности города

История и современность города

Военная слава города

Содержание работы по проекту.

РАБОТА С ДЕТЬМИ

1. Занятие: «Мой родной город».

2. Рассматривание фотографий, иллюстраций о Вязьме.

3. Конструктивная деятельность: «Дома на нашей улице».

4. Экскурсия на близлежащую улицу.

5. Изготовление праздничных открыток ко Дню Защитника Отечества, ко Дню города.

6. Экскурсия в Историко-краеведческий музей г. Вязьма.

7. Выставка рисунков «Улицы моего города».

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

1. Консультация: «Как знакомить детей с городом».

2. Выставка совместных работ «Улицы моего города»

3. Оформление фотовыставки «Мой любимый город».

4. Оформить папку-передвижку «Древний город - Вязьма».

4. Анкетирование родителей.

1. Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный этап. (август 2020г.)

- Выявление проблемы, формирование цели, задач;

- подбор методической литературы по данной теме;

- поиск формы реализации проекта;

- разработка проекта;

- создание в группе предметно-развивающей среды.

- подготовка материалов для работы с родителями.

2. Основной этап. Выполнение проекта. Практическая часть (совместная деятельность детей и воспитателя с привлечением родителей).

Перспективный план

Этапы Формы работы Задачи Сроки

1. «Мой родной город»

Знакомство детей с историей города и его современностью. Дать сведения о том, почему город так назван.

Рассматривание иллюстраций, альбома, набора открыток с видами города.

Занятие по познавательному развитию «Мой любимый город»

Вязьма на карте Смоленской области

История моего города

«День освобождения Смоленщины»

Экскурсия на площадь Ефремова (возложение цветов) Уточнить знания детей о названии родного города. Познакомить с происхождением города Можайска. Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него. Развивать интерес к истории и современности города.

Познакомить детей с историей возникновения города, его настоящим, с достопримечательностями; воспитывать интерес к истории города, чувства любви и патриотизма.

Продолжить знакомить детей с достопримечательностями города и любимыми уголками самих детей

Познакомить детей с творчеством разных авторов, которые воспевают красоту родного города

Знакомить детей с историей города в ВОв сентябрь - октябрь

2020 г.

2. «Улицы моего города»

Целевая прогулка на близлежащую улицу

Детская игровая деятельность (конструктивная) : «Дома на нашей улице».

Район, в котором я живу

Дом, в котором я живу

Я люблю свой детский сад

Моя родословная

Люди, прославившие Вязьму

Быт на Руси

Отражение русских традиций в национальном костюме

Русская изба

Народные промыслы Смоленщины

Вяземский пряник

Достопримечательности города Обратить внимание детей на то, что в городе много улиц, у каждой улицы есть свое название, на улице много домов, у каждого дома свой номер. Вспомнить названия улиц, на которых живут дети.

Учить детей использовать ранее полученные знания для постройки разных домов.

Совершенствовать партнерские взаимоотношения детей и родителей.

Знакомство с народной историей родного края ноябрь –декабрь 2020 г.

3. «Достопримечательности родного города».

Рассматривание фотографий памятника «Неизвестному солдату».

Беседы с детьми о том, кто в их семье служил в Армии, был на войне.

Рассматривание в книжном уголке иллюстрации об Армии, военной технике.

Изготовление праздничных открыток ко Дню Защитника Отечества

Церкви нашего города

Книжный дом

Заповедные места

Река Вязьма

Мои родные (мама, бабушка, сестра)

«День освобождения Вязьмы» (возложение цветов к Вечному огню и памятнику М. Г. Ефремову). Познакомить детей с главной достопримечательностью города. Воспитывать уважение и чувство гордости за тех, кто отдал свою жизнь за Родину.

Вызвать у мальчиков желание быть такими же сильными, как военные. Развивать любознательность.

Воспитание уважения и любви к воинам и солдатам. Развивать творчество посредством изодеятельности (аппликацией) Январь –март 2021г.

4. «Этих дней не смолкнет слава».

Герои войны и труженики тыла нашего города.

Изготовление праздничных открыток ко Дню Победы.

Встреча с интересными людьми.

Красная книга Смоленской области

О космонавте Ю. Гагарине «Полёт к звёздам»

Этих дней не смолкнет слава

Герои войны и труженики тыла нашего города

«Вязьма – Город Воинской Славы» Экскурсия к памятнику Стела - Город Воинской Славы

Посещение мемориала «Дулаг-184» (возложение цветов, чтение стихов о войне)

Творческая выставка «Мой любимый город Вязьма» Расширять знания детей о Великой Отечественной войне; продолжать прививать чувство гордости за своих родных, близких, участвовавших в ВОВ; помочь детям сохранить в памяти подвиг русского народа, воина - освободителя, воина – защитника; воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину от врагов, ветеранам войны.

Познакомить на примере конкретных исторических событий, с людьми участвовавших в ВОВ; воспитывать интерес к истории, патриотические чувства, гордость; ознакомить с Воинскими частями сформированные из населения города.

апрель – май 2021г.

3. Завершающий этап. Итоговые мероприятия (Май 2021г.) :

o Создание фотовыставки «Мой любимый Вязьма».

o Посещение мини-музея ДОУ (выставка «Народные ремесла Смоленской области».

o Посещение Историко-краеведческого музея г. Вязьма.

o Творческая выставка «Мой любимый город Вязьма»

Результат проекта :

Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания детей, формированию патриотических чувств у дошкольников. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны.

Родители вместе с детьми представили очень интересные работы по теме «Улицы нашего города».

Все этапы проекта прошли через разные виды деятельности.

В дальнейшем мы планируем продолжить работу по этой теме.

Перспектива дальнейшего развития проекта.

Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая даёт возможность не только использовать действительность, но и видоизменять её.

В дальнейшей работе планируется:

• разработать методические рекомендации по организации работы, перспективное планирование, конспекты интегрированной организованной образовательной деятельности;

• подготовить консультации для родителей.

• Участвовать в международных проектах и интернет конкурсах детского творчества.

Вывод: Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. На этом работа по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста не заканчивается, она будет продолжена.

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине.

Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеет потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических. Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека»

В. А. Сухомлинский

Литература

• Белая К. Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М. : Школьная пресса, 2007.

• Зеленова Н. Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М. : Скрипторий. 2003, 2008.

• Казаков А. П., Шорыгина Т. А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М. : ГНОМ и Д, 2008.

• Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М. : Сфера, 2005.

• Логинова Л. В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М. : Скрипторий 2003, 2008.

• Н. В. Алешина Патриотическое воспитание дошкольников. Система работы.

• Особенности патриотического воспитания. И. Казакова. Обруч. № 6 – 2003г

• Мой мир. С. Козлова. Москва. 2000.

• Российская символика. Е. Ривина. Москва. 2004г.

• Дети планеты Земля. Е. Соловьева. Линка-Пресс. 2001г.

• Государственные символы России. Т. Шаляпина Москва 2002г.

Электронные образовательные и информационные ресурсы:

1. Смоленск - краткая история города, https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/16712-smolensk-kratkaja-istorija-goroda.html

2. А. Т. Смирнова «Вязьма» https://nasledie.admin-smolensk.ru/istoricheskie-mesta/vyazma/istoricheskie-svedeniya-1/vyazma-a-t-smirnova/

Публикации по теме:

Информационно-практико-ориентированный проект для старших дошкольников «Финансовая грамотность»Информационно-практико-ориентированный проект для старших дошкольников «Финансовая грамотность» Проект «Финансовая грамотность» Воспитатель: Калашникова Е. А. Тип проекта: информационно-практико-ориентированный. Вид проекта: долгосрочный.

Краткосрочный проект «Сказка в музыке» для старших дошкольников Предлагаю краткосрочный проект по восприятию музыки. Паспорт проекта Участники проекта: музыкальный руководитель, дети старше-подготовтельной.

Поисково-исследовательский проект для старших дошкольников «Зима в Африке»Поисково-исследовательский проект для старших дошкольников «Зима в Африке» Поисково-исследовательский проект для старших дошкольников «Зима в Африке» Проект разработала: Завьялова Татьяна Николаевна. Вид проекта:.

Проект по ПДД «Красный, желтый, зеленый» для старших дошкольниковПроект по ПДД «Красный, желтый, зеленый» для старших дошкольников В сентябре Администрация г/о Саранск, Департамент по социальной политике управление образования в целях обеспечения безопасности детей на.

Проект «Формирование произвольного внимания у старших дошкольников в подвижных играх» Цель проекта: Формирование произвольного внимания у старших дошкольников в подвижных играх Задачи проекта: • Формирование произвольного.

Проект «Наш любимый сказочник — дедушка Корней» для старших дошкольниковПроект «Наш любимый сказочник — дедушка Корней» для старших дошкольников Проблема Утрачиваются традиции семейного чтения в современных молодых семьях, интерес детей к книге и произведениям художественной литературы.

Проект по гендерному воспитанию старших дошкольников «Мальчики и девочки» МДОУ "Новомичуринский детский сад№1". Проект по гендерному воспитанию старших дошкольников "Мальчики и девочки". Из чего же, из чего же,.

Проект для старших дошкольников «Правильное питание — залог здоровья»Проект для старших дошкольников «Правильное питание — залог здоровья» Тип проекта: коллективный, исследовательский. Участники проекта: дети, воспитатели, педагоги детского сада, родители. Образовательная область:.

Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников»Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план реализованного мной педагогического проекта на тему "Развитие элементарных математических.

Проект для старших дошкольников «Наша экологическая тропа» Актуальность проекта Дошкольный возраст самое время стать первооткрывателем и исследователем этого огромного мира. Мы взрослые на этом этапе.

Автор публикации:
Проект по краеведению для старших дошкольников «Мы живём в Вязьме»
Опубликовано: 7 февраля 2022 в 09:27
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по краеведению для старших дошкольников «Мы живём в Вязьме»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Никитина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД