Назарова Марина
Проект в старшей группе «Мы рисуем музыку»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко»
Проект
«Мы рисуем музыку»
с детьми старшей группы «Почемучки»
«Одно хорошо: от жизни человечества, от веков, поколений остаётся на земле только высокое, доброе и прекрасное.»
И. А. Бунин
Продолжительность проекта : Долгосрочный. Ноябрь 2022 г. -Январь 2023г.
Вид: Творческий проект по художественно - эстетическому развитию детей старшего возраста.
Участники проекта : дети, родители и воспитатели.
Публикация «Проект в старшей группе „Мы рисуем музыку“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты
- Работа музыкального руководителя
- Рисование. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Пяснительная записка:
Всё высокое и прекрасное в человеке тесно сопряжено с величайшим даром – уметь творить. Именно искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании чувств, в восприятии жизни.
«Для полного, истинного постижения искусства и наслаждения им необходимо основательное изучение, развитие», - писал В. Т. Белинский.
Актуальность проекта :
В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных «шедеврах», построенных на бешеных ритмах, несвязанных звуках и какофонии электронных звуков. Это создает атмосферу духовной бедности и художественной серости и не способствует гармоничному и нравственному развитию. Поэтому уже в дошкольном возрасте важно развивать целостное художественно-эстетическое восприятие мира.
Через приобщение к искусству активизируется творческий потенциал, и чем раньше заложен этот потенциал, тем активнее будет стремление человека к освоению художественных ценностей мировой культуры.
К сожалению, ничтожно мал процент тех людей, в чьих семьях принято ходить в театры, музеи, галереи, посещать концерты народной и классической музыки. Поэтому задача эстетического воспитания в образовании должна заключаться в побуждении живого интереса к подлинному искусству. Огромную роль в этом приобщении играет непосредственное участие ребёнка в творческом процессе.
Традиционно задачи эстетического воспитания дошкольников решаются отдельными курсами: ИЗО, музыка, а также знакомство с поэзией.
Но есть особый подход в воспитании детей. Это соединение знаний об отдельных видах искусства в единый сплав, что даёт более глубокое, запоминающееся впечатление от произведений искусства. Метод интеграции выразительных средств музыкального и изобразительного искусства был предложен Н. А Ветлугиной. По мнению Н. А. Ветлугиной, адекватное восприятие действительности различными органами чувств способствует пониманию музыкального образа. Учитывая специфику образовательного процесса в ДОУ, можно предложить несколько вариантов построения занятий, рассмотренных ниже. Есть много общего, что роднит 3 вида искусства: музыка, живопись, поэзия. Они могут отражать действительность одномерно: музыка динамична, живопись статична. Зато они дополняют друг друга. Поэзия прекрасно расскажет о впечатлениях, полученных от созерцания картин и слушания музыки. Таким образом, достигается диалектическое единство.
Продолжительность проекта : Долгосрочный, творческий. Ноябрь 2022 г. -январь 2023г.
Участники проекта : дети старшего возраста, родители воспитанников, музыкальный руководитель.
Цели проекта :
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к музыкальной культуре и изобразительному искусству через организацию совместной художественно-творческой деятельности детей.
Задачи проекта :
Познакомить с нетрадиционной техникой создания узоров с помощью рисования на соли; вырабатывать умение у детей задумывать содержание своего рисунка в определённой музыкально — цветовой гамме и выдерживать это условие до конца;
Обогатить слуховой, зрительный опыт детей в восприятии музыкальных произведений изобразительного искусства.
Продолжать учить различать оттенки настроений в близких по эмоциональному содержанию произведениях;
Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования;
Развивать мелкую моторику руки;
Познакомить детей с творчеством великих композиторов, живописцев, поэтов.
Развивать фантазию, творческое воображение детей через рисование, совмещённое с прослушиванием музыки.
воспитывать интерес к музыкальным произведениям разного жанра;
используя нетрадиционные средства в художественном творчестве прививать любовь к окружающему миру посредством музыкальных произведений.
Формы реализации проекта :
ОД по слушанию музыки интегрированного характера: музыка-рисование, музыка-поэзия, музыка-живопись.
Слушание музыки в режиме дня «минутки музыки»
Релаксационные паузы.
Продуктивная деятельность в ООД и самостоятельной деятельности детей.
Проект рассчитан на возраст детей от 5 до 6 лет.
Ожидаемый результат реализации проекта :
Ребёнок эмоционально развивается. Он способен воспринимать, переживать и понимать музыку, рассуждать о произведении, выражать музыкальный образ в рисунке
. Ребёнок ознакомлен с традиционными и нетрадиционными техниками рисования.
Накопление детьми музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями.
Умение детей через рисунок понять и представить музыкальный образ, содержание музыкального произведения.
Умение словами рассказывать про услышанную музыку.
Умение воспринимать музыкально-художественный образ, узнавать мелодию по отдельным фрагментам произведения.
Умение детей отражать свои впечатления в рисунке.
Образная речь, активный словарь должен пополниться новыми словами.
Привлечение родителей к слушанию классической и детской музыки дома, рисование рисунков вместе с детьми по мотивам музыкальных произведений.
Этапы работы
1-й этап. Подготовительный
• изучение научно-методической литературы;
• подбор необходимых материалов: репродукций известных художников и музыкальных произведений;
• обновление центра по изобразительной деятельности в ДОУ и группах;
• обновление необходимых материалов для творческой деятельности детей;
• донесение до участников проекта важность данной проблемы;
• составление перспективного плана мероприятий;
• изготовление пособий, дидактических игр.
2 этап. Основной. Разработка проекта.
1. Музыкальное занятие - вхождение в тему. Занятие состоит из слушания музыки на заданную тему, беседа с детьми о музыкальных образах, характере, особенностях произведения.
2. Рисование - включает в себя знакомство с произведениями художников на заданную тему, беседа о приемах рисования, нетрадиционных техниках, способах передачи образа, продуктивная деятельность.
3. Закрепление темы - занятие включает в себя рассматриваний картин, иллюстраций, чтение стихов, художественных произведений на заданную тему. Беседа с детьми о новом материале.
4. Интегрированное занятие.
Перспективный план
Месяц Тема Совместная деятельность детей и педагогов
Музыкальный руководитель Воспитатель
Ноябрь «Прекрасное в музыке» Беседа «Музыкальные картинки»
Слушание разнохарактерной музыки.
Беседа о характере и музыкальных образах.
Знакомство с основными средствами музыкальной выразительности (мелодия, ритм, тембр, гармония, динамика, регистр, характер) в доступной для детей форме. Знакомство детей с цветовым спектром.
Закрепить знание цветов.
Беседа с детьми о характере цвета.
Рисование красками «Мое настроение»
Декабрь "Зимняя сказка» Слушание произведений: «Щелкунчик» - муз. П. И. Чайковского
Сл. А. Плещеева
«Зима» - А. Вивальди (из цикла Времена года
«Зимушка пришла», «Тройка» - муз.
Г. Свиридова, Филиппенко Беседа с детьми о средствах художественной выразительности, о способах передачи образа в рисунке.
Рисуем музыку «Городецкая роспись»
«Гжель»
Просмотр мультфильма «Щелкунчик»
Январь "Забавы зимушки зимы" Слушание произведений:
- «Тройка» - муз. Чайковского (из цикла «Времена года»)
- «Зимнее утро» - муз. Чайковского
«Детский альбом
«Камаринская» -
Беседа с детьми о музыкальных образах, о композиторе П. И. Чайковском. Просмотр отрывка мультфильма Камиль Сен-Санс «Аквариум»
Знакомство детей с новыми техниками рисования.
Беседа с детьми о художественных образах в живописи.
Нетрадиционная техника рисования Эбру «Морское дно»
Выставка рисунков фотоотчёт по теме «Мы рисуем музыку».
3 этап. Заключительный. Подведение итогов работы по проекту.
Анализ проделанной работы.
• Выявлены проблемы разработки, управления воспитательной системой по художественно-эстетическому развитию.
• Изучен опыт коллег, научно-методическая литература по созданию перспективного плана.
• Проведена оценка возможностей для реализации проекта.
• Создана воспитательная система по художественно-эстетическому развитию детей.
• Практическая реализация плана – проекта.
Ожидаемые результаты:
Живая яркая музыка оставит яркий след в эмоциональной памяти детей, углубит представление о прекрасном, познакомит с его эталонами, создаст мотивацию к занятиям классическим искусством, будет способствовать формированию начал музыкальной и художественной культуры. Дети познакомятся с музыкой и музыкантами, исполняющими произведения на различных инструментах симфонического оркестра и народных инструментах.
Вся проводимая работа в дошкольном учреждении позволит развить и воспитать:
• интерес детей к классической музыке, изобразительному искусству;
• эмоционально-ценностное отношение к искусству;
• развить вдумчивое восприятие подлинных произведений русского классического искусства;
• умение всматриваться в произведение искусства и анализировать его содержание;
• умение отражать впечатления о персонажах художественных произведений в рисунке;
• создаст наиболее благоприятный климат в детском коллективе;
• обеспечит условия для общения, диалога и достижения взаимопонимания между участниками проекта.
Консультация для педагогов «Дети рисуют музыку»
Краски и звуки в природе существовали всегда. Близки друг к другу тембр в музыке и колорит в живописи, мелодия в музыке и рисунок в живописи (не даром в музыке существует понятие «мелодический рисунок»). Ритм также является универсальным компонентом художественного языка и важнейшим выразительным средством и музыки, и изобразительного искусства.
Колорит – одно из важнейших средств эмоциональной выразительности живописи, тембр в музыке главный фактор её изобразительности, т. е. колорит является наиболее «музыкальным» элементом живописи, а тембр – наиболее «живописным» элементом музыки.
Примеры сопоставления колорита (цвета) в живописи и колорита (тембра) в музыке многочисленны. Известный художник В. Кандинский соотносил с определённым цветом тот или иной тембр. Голубой цвет ассоциировался у него с тембром флейты, красный – трубы, синий – виолончели.
Выдающиеся русские композиторы Н. Римский – Корсаков и А. Скрябин обладали так называемым «цветным слухом». Каждая тональность представлялась им «окрашенной» в определённый цвет и в связи с этим имела тот или иной колорит. Так, «до мажор» у Н. Римского – Корсакова – «белый», «до минор» – «багряный, несколько зловещий, трагический. У некоторых композиторов зрительно – цветовые представления настолько сильны и ярки, что приводят к созданию звуковых музыкальных образов. Сопоставления музыки и живописи не ограничивались лишь областью колорита, тембра.
Ритм также является основой не только поэзии и музыки, но и неотъемлемым компонентом архитектуры и живописи. Семантически родственны ритмы стройных, восходящих линий в архитектуре и живописи, стройных восходящих голосов в музыке, восходящих лирических чувств в литературе. Существует двусторонняя связь между слуховым и зрительным восприятием. Эту связь уловили художники древности, которые сопровождали звучание музыки различными зрительными демонстрациями.
Цвето – звуковые соощущения характерны не только для композиторов, художников, искусствоведов. Они могут возникнуть у любого взрослого человека и у ребёнка.
Одной из форм непосредственного отклика ребёнка на музыку может являться детский рисунок. Исследователи детского рисунка отмечают, что рисунок ребёнка – это его рассказ, «выполненный в образной форме, который необходимо уметь прочитать».
Взаимодействие музыки и живописи в процессе музыкального восприятия влияют на характер детских рисунков. В результате такого взаимодействия происходит обогащение рисунков новым содержанием, творческое решение детьми изобразительных задач. Созданный рисунок помогает детям более глубоко постичь музыкальный образ, содержание и выразительные средства музыки. Настроение музыки в рисунках детей чаще всего передаётся с помощью колорита, цвета; громкость, сила звучания – с помощью величины изображения, темп – динамичности движений.
Сопоставление произведений музыкального и изобразительного искусства является наиболее обоснованным при опоре на ассоциативно – образную связь, семантическое родство этих видов искусства. Дети передают в рисунках и процесс развития музыкального образа. Можно сказать, что в процессе рисования они «живут» в музыке, воплощая её динамичный характер, в ритме музыки дети рисуют снежинки, цветы и т. д. Процессуальность музыки, её развитие дети переживают как определённый сюжет.
В рисунках детей проявляется индивидуальный характер их восприятия: у одних превалирует слуховое восприятие, у других – зрительное. Это отмечается в тех случаях, когда дети рисуют два рисунка на одну и ту же тему: первый – после знакомства с музыкой, второй – после демонстрации картины (диапозитива). Если у детей преобладали зрительные впечатления, после знакомства с диапозитивом в значительной мере менялись цветовая гамма и даже композиция рисунков. У других детей первоначальное впечатление от музыки было настолько сильным, что картина (диапозитив) не оказывает существенного влияния на характер рисунков.
Занятия, на которых дети «рисуют музыку», всегда являются для них подлинным праздником. Звучание прекрасной, богатой оркестровыми красками музыки, большие листы бумаги и разноцветные краски, обязательная похвала педагога создают особую, эмоционально приподнятую атмосферу. Дети, слушая музыку и воплощая её в своих рисунках, ощущают себя творцами красоты.
Консультация для родителей «Рисуем музыку вместе!»
Известно, что дошкольники, слушая музыку, различную по художественным достоинствам, «заражаются» отношением к ней взрослых. Отсюда понятно, что именно от музыкальных предпочтений педагогов и родителей зависит успешность формирования основ музыкальной культуры у дошкольников. Одни и те же навыки и умения дети могут приобретать на различном по своему художественному уровню репертуаре. «Низкий» уровень произведения при положительном отношении взрослого дезориентирует в представлениях о красоте музыки, ценностных ее эталонах искусства. Как и общая культура человека, музыкальная формируется с раннего возраста: ребенок начинает осваивать «язык» музыки, ее «речь» еще до рождения. Опыт восприятия произведений «разных эпох и стилей» способствует формированию предпочтений, вкусов, оценок ребенка.
Чтобы заинтересовать ребенка музыкой, развивать его мышление, воображение, необходимо побуждать его к сравнениям, высказываниям.
В раннем и младшем дошкольном возрасте, когда дети еще не могут сами выразительно двигаться, высказываться о характере произведения, им, естественно, необходима помощь. Так, слушая с ребенком музыку, родители могут, облегчая его усвоения не только мимикой, но и интонацией, пояснить: «Какая необыкновенно ласковая, нежная музыка!» Можно нежно прикоснуться к руке малыша, побудить его выразить характер музыки музыкально-ритмическими движениями, ритмопластикой. Малыши лучше воспринимают мелодию с голоса, поэтому можно негромко подпевать мелодию во время звучания произведения, выводить ее на «голос» (вокальное уподобление характеру музыки). Этот метод способствует и тому, что дети сами начинают напевать полюбившиеся и запомнившиеся им мелодии. Мимическое, интонационное, тактильное двигательное, ритмопластическое уподобление - все это помогает взрослому научить ребенка слушать и слышать музыку. Уже младшие дошкольники могут воплощать в рисунках свои музыкальные впечатления (полихудожественное уподобление). Например, передавая смену характера музыки («Фея зимы» муз. Прокофьева, балет «Золушка») ребенок может воспроизводить с помощью тычковых кисточек на тонированной голубой бумаге белые линии или точки. Дети постарше 5-лет могут рисовать музыку цветными пятнами (цветовое уподобление) применяя разные техники для создания образа, близкого к музыкальному.
В старшем дошкольном возрасте дети могут более самостоятельно решать поставленные перед ними задачи. Их творчество проявляется в процессе развития умения слышать музыку, согласовывать свои действия с ее постоянно меняющимся характером. Так постепенно накапливается опыт восприятия музыкальной классики, так появляются любимые произведения, предпочтения. Формируются основы музыкальной культуры.
Только в детстве человек способен ощущать мир звуков, красок, движений всеми органами чувств. Колыбельная песня для малыша неотделима от сопутствующих ее звучанию ощущений: монотонного покачивания, сумеречного света, тактильного комфорта, спокойной улыбки матери. У искусства свой особый предмет для «разговора» : человеческие эмоции, настроения, стремления, идеалы. Живопись говорит об этом с помощью художественно-изобразительных образов. Музыка - языком интонаций, а танец - движением. Поэтому человек, слушающий музыку, зачастую достраивает звучащий фон образами визуальными, а тот, кто смотрит на картину, подстраивается к ее изображению.
Понять природу этого единства взрослому помогает эмоционально – образный словарь. Взаимопроникновение элементов языковой культуры, присущих различным видам художественной деятельности, прослеживается наиболее отчетливо: веселую, радостную музыку мы определяем словами, в которых заключены зрительные смыслы (яркая, светлая, солнечная, радужная). В дошкольном возрасте языковые границы еще не установлены – довольно часто малыши, говоря об интенсивности света или цвета, уподобляют слова «тихий» или «громко». Сам по себе эмоционально – образный словарь довольно беден. Однако освоение его не представляет больших трудностей в силу присущего детям синестезийного восприятия, склонности к фантазированию и игре. Стоит взрослому использовать термин, характерный для описания изобразительного языка (например, «тусклая», как тут же появляются вполне конкретные цветовые уточнения (дети могут «видеть» мелодию серой, коричневой, черной.)
Поэтому взрослому не стоит ограничивать ассоциативные ряды, воспроизводимые детьми, даже в том случае, если они увидят от характера музыкального звучания – попытайтесь совместно найти «общий эмоциональный знак», присущий называемым цветам, и то ощущение, которое эти цвета вызывают.
Многочисленные эксперименты показывают: чтобы музыкальный образ получил адекватное преломление в образе пластическом, дошкольникам недостаточно прямого «общения» с классической музыкой. На первых этапах прослушивания музыки необходимо проживание музыкальных интонаций в словах, т. е. ребенок должен осознать, какая по характеру музыка звучит, какие чувства вызывает. В дальнейшем это поможет найти наиболее точный и емкий способ воплощения музыкального образа в различных видах художественно – эстетической деятельности.
От выбора художественной техники зависит успех детского творчества, так как любой материал может не только способствовать воплощению замысла, но также мешать этому воплощению. Предположим, вы выбрали музыкальный образ, настраивающий на отражение в рисунке динамичного эмоционального состояния, движения (например, «Зимнее утро» Чайковского, «Ночь» Р. Шумана, «Баба Яга» М. Лядова). При выборе художественной техники необходимо учитывать, что само воплощение замысла будет происходить стремительно, без мелкой детализации и вырисовывания. Здесь лучше всего подойдут материалы, позволяющие быстро создавать изображение: восковые мелки, пастель, сангина, уголь. Восковые мелки и уголь хорошо сочетаются с акварелью. Однако последовательность работы с помощью этих материалов различна: акварельный подмалевок предшествует угольной графике, в то время, как в ансамбле с восковыми мелками, акварель лишь достраивает графический образ, внося новые цветовые оттенки.
Дошкольникам наиболее доступно беспредметное рисование: пятном, точками, линиями: не отвлекает на решение сложных изобразительных задач, позволяя каждому подстраиваться к музыкальным интонациям на уровне чувствования «кончиком пера». Здесь линии и цвета действительно поют, танцуют, скачут, кружатся вместе с кисточкой, перышком, угольком, пальчиком.