Елена Николаевна Гусева
Проект «Мы маленькие патриоты»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Название заявителя: МКДОУ с. Тополево
Описание деятельности
1. Проблемы
Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному селу, городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Публикация «Проект „Мы маленькие патриоты“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания : идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:
1. обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
2. воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
3. формирование мира и межличностных отношений;
Проведенное среди детей и родителей воспитанников нашего МКДОУ анкетирование показывает:
o к 5-6 годам у 70% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию села, города, края;
o у 65 % детей отмечается низкий уровень знаний истории села, города, края;
o 80 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости;
o 40 % родителей затрудняются в знании истории села, города, края;
o 20 % родителей не знают и не хотят знать историю села, города и края.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями села, города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта : «Родной свой край люби и знай!»
Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Гипотеза:
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
2. Цель и задачи проекта.
Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
1. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, селу, к природе родного края к культурному наследию своего народа.
2. Воспитание любви и уважения к своей Родине – России, к своей нации. Толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям, соседям, другим людям.
3. Воспитание уважительного отношения к человеку- труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.
4. Формировать представления о Земле и жизни людей на Земле.
5. Воспитание у детей любви к природе, желание беречь и защищать ее.
3. Партнёры проекта.
Администрация сельского поселения с готовностью поддерживает все положительные инициативы граждан, направленные на развитие поселения, улучшение уровня комфортности и безопасности жителей.
Управление образования учредитель детского сада, который заинтересован в воспитании у детей патриотических чувств.
Библиотека села Тополево, которая сотрудничает с детским садом и принимает участие в организации мероприятий, выставок.
Районный совет ветеранов помогает в изложении и достоверности фактов событий ВОВ, которые помогают взрослеющему поколению гордиться своей страной и ее героями.
4. Мероприятия проекта
-основная деятельность:
Мероприятие цель Место, участники продолжительность Ответственные, результат
Организация экскурсий с детьми к памятным местам, церемония возложения цветов к Вечному огню Создание представлений о ВОВ. Воспитывание чувства гордости за свой город и край Площадь Славы, Дети старшего и подготовительного возраста
Подготовительный этап, все время реализации проекта весь учебный год
Май,Июнь 2010-2013 Воспитатели, старший воспитатель
Встречи с военнослужащими, почетными жителями с. Тополево Ознакомление детей с участниками, воспитание чувства сопереживания и уважения,смелости. МКДОУ с. Тополево,
Воспитанники МКДОУ с. Тополево Февраль, март 2010-2013 Воспитатели групп
Участие в Митинге поселения Тополево, посвященном окончанию ВОВ Воспитание любви к Родине Площадь с. Тополево, его жители и воспитанники МКДОУ Май 2010-2013г. Воспитатели групп, старший воспитатель
Посещение на дому ветеранов ВОВ Воспитание чувства толерантности, уважение к старшему поколению Ветераны, воспитанники МКДОУ Апрель, май
2010-2012г. Воспитатели, совет ветеранов
Тематические недели «Земля наш дом», «Столица России- Москва», «Мой любимый город» Воспитание чувств уважения, любви, бережное отношение к природе Библиотека с. Тополево, воспитанники МКДОУ Май, Июнь,Июль
2010-2013г. Руководитель библиотеки, воспитатели
Праздничные выступления для приглашенных ветеранов «Нам есть у кого учиться Родиной гордиться» Воспитание чувств уважения к старшему поколению, эстетичности МКДОУ с. Тополево Май 2010-2013 Воспитатели, муз. руководитель
Сюжетно- ролевые игры Закрепление полученных знаний МКДОУ с. Тополево, воспитанники МКДОУ Май, Июнь 2010-2013 Воспитатели МКДОУ
5. Сроки реализации проекта
Февраль- Июль 2010-2013 г.
6. Критерии эффективности проекта :
Основным результатом реализации проекта становятся знания дошкольников о своем селе, городе, крае, столице нашей Родины и государственной символики, что в дальнейшем дает огромный потенциал развития чувства патриотизма, Как показывает проект многие воспитанники при поступлении в школу продолжают интересоваться патриотизмом становятся участниками церемониального отряда «Возрождение», волонтерами участвующими в различных мероприятиях села и города.
7. Календарный план-график выполнения проекта.
№п/п мероприятие срок выполнения
1. Организация экскурсий с детьми к памятным местам, церемония возложения цветов к Вечному огню Май,Июнь 2010-2013
2. Встречи с военнослужащими, почетными жителями с. Тополево Февраль, март 2010-2013
3. Участие в Митинге поселения Тополево, посвященном окончанию ВОВ Май 2010-2013г.
4. Посещение на дому ветеранов ВОВ Апрель, май
2010-2012г.
5. Тематические недели «Земля наш дом», «Столица России- Москва», «Мой любимый город» Май, Июнь,Июль
2010-2013г.
6. Праздничные выступления для приглашенных ветеранов «Нам есть у кого учиться Родиной гордиться» Май 2010-2013
7 Сюжетно- ролевые игры Май, Июнь 2010-2013
8. Бюджет проекта (объем необходимого финансирования).
Сумма запрашиваемых средств- 50 тыс.
Сумма привлеченных средств из иных источников – 3 тыс.
9. Обоснование бюджета проекта.
• Символика РФ, Хабаровского края и Хабаровского района (гербы, флаги, книги) – 16 тыс.
• Форма для детей ( головные уборы: береты, пилотки) – 4тыс.
• Колонки – 5 тыс
• Ноутбук – 25тыс
10. Дальнейшее развитие проекта.
Как развитие проекта, предполагается и дальнейшая работа по воспитанию патриотических чувств детей дошкольного возраста, поздравления ветеранов с праздником Победы и участие в Митинге поселения Тополево, посвященного окончанию ВОВ