Ольга Плетнева
Патриотический проект «Маленькие патриоты»
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотический проект «Маленькие патриоты»
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели, музыкальные руководители.
Срок реализации проекта: долгосрочный (сентябрь – май).
Тип проекта: информационно – практико – ориентировочный.
Актуальность:
Публикация «Патриотический проект „Маленькие патриоты“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Одна из самых актуальных проблем – проблема патриотического воспитания дошкольников. Ведь это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, краю, страны, уважительного отношения к другим народам и людям другой национальности, но и уважительного отношения к людям разных профессий и результатам их труда, защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной Войны, государственной символики, символики родного края и своей малой родины, традициям государства и общенародным праздникам. Патриотическое воспитание начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, с любви к своему дому и детскому саду.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень сильны и ярки и остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Патриотическое воспитание в детском саду формируется:
• через празднования государственных праздников (День Победы, День защитника Отечества, Международный женский день) – дети узнают историю возникновения праздников, понимают, кому они посвящены и зачем отмечаются. У мальчиков формируется понятие, что они будущие мужчины, сильные и крепкие, опора своей семьи, Родины, ее защитники. У девочек формируется образ матери, женщины, как хранительницы семьи;
• через ознакомление с народным бытом, народные праздники (Рождество, старый Новый год, Крещение, Масленица, Пасха);
• через красоту родного города, края, посещения музеев и достопримечательностей родного города.
Патриотическое воспитание дошкольника – это основа формирования будущего гражданина.
Цель проекта: воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.
Задачи:
Образовательные:
познакомить дошкольников с окружающим миром (семьей, домом, детским садом, помочь осознать ему свое место в нем;
познакомить детей с историей образования родного города, края;
продолжать знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
приобщать детей к духовно-нравственным традициям русского народа;
формировать бережное отношение к природе и всему живому;
формировать элементарные знания о правах человека.
Развивающие:
развивать интерес к русским традициям и традициям Красноярского края, родного города;
развивать чувства ответственности и гордости за свою страну, край, город;
расширять представления о городах Красноярского края, России;
развивать интеллект ребенка, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.
Воспитательные:
воспитывать у дошкольника доброе, заботливое отношение к природе и людям, своему городу, краю, стране;
воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, городу, краю, стране;
воспитывать уважение к людям разных профессий и их труду;
воспитывать уважение к другим народам, их традициям.
Предполагаемый результат:
дети познакомились с окружающим миром, осознали свое место в нем;
познакомились с историей образования родного города, края;
появился интерес к городу, краю, стране в котором они живут;
сформировано бережное отношение к природе и всему живому;
сформированы элементарные знания о правах человека;
дети проявляют интерес к русским традициям и традициям Красноярского края;
у детей сформировано чувство ответственности и гордость за свою страну, город, край;
сформировано чувство уважения к ветеранам войны, гордость за защитников Отечества;
у детей отмечено уважительное отношение к людям разных профессий и их труду;
сформированная у детей любознательность стала выражаться в задаваемых вопросах.
Взаимодействие с родителями:
ознакомление родителей с темой проекта;
консультирование по теме проекта;
совместное оформление патриотического уголка в группе;
создание презентаций: «Мой город Назарово», «Назарово в прошлом», «Мой Красноярский край», «Народные традиции и праздники», «Жизнь и быт народов Севера», «9 мая – День Победы», «Города-герои»;
фотоальбомов: «Флора и фауна Красноярского края», «Москва – столица нашей родины», «Военный альбом»;
совместное создание лэпбука: «День победы»;
архитектуры города Москвы: Спасская башня, Собор Василия Блаженного.
Предварительная работа:
сбор информации по теме;
изучение методической литературы по теме: «Патриотическое воспитание»;
подготовка методического материала: рассказов, стихотворений, загадок, мультфильмов;
подбор иллюстраций, сюжетно-ролевых и дидактических игр по данной теме;
подбор художественной литературы по теме.
Этапы патриотического проекта:
I этап – Подготовительный:
- привлечение семей в проект;
- сбор информации по теме;
- подбор литературы.
II этап – Основной:
1 блок «Детский сад»
Дети получат знания о своем детском саде – истории, традициях, праздниках, проводимых в детском саду, об умении понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательные отношения, стремиться к общению и взаимодействию. Подробно познакомятся с профессиями в детском саду, их значимости.
Мероприятия:
- беседа: «Правила для дежурных», «Как я провел лето?», «Этикет в детском саду», «Кто работает в детском саду?»;
- НОД (познавательное развитие): «Кто работает в детском саду», «История детского сада»; (художественное творчество): «Нарисуй любимую игрушку», «Лепим букву имени», «Цветик-семицветик»;
- экскурсия по детскому саду: знакомство с трудом взрослых, посещение медицинского кабинета, пищеблока, прачечной, музыкального и физкультурного зала;
- экскурсия по территории детского сада, наблюдение «Что изменилось за лето?»;
- СюР игра «Детский сад», «Я – воспитатель», «Магазин»: сюжет «Собираем малыша в детский сад», «Детский сад»: сюжет «Дневной сон», «Детский сад»: сюжет «Стираем одежду для кукол», «Детский сад»: сюжет «медицинский кабинет»;
- составление рассказа «Первый день Тани в детском саду», «Безопасность в детском саду», «Мой детский сад»;
- рассматривание альбома «Наш детский сад»;
- чтение и разучивание стихотворений про детский сад, разгадывание и составление загадок;
- пение песни «Хорошо у нас в саду», попевка «Пропой красиво имя друга», слушание песен про детский сад;
- игра-драматизация «Теремок»;
- «Осенняя ярмарка».
2 блок «Моя семья»
Мир маленького ребенка начинается в семье, и он начинает осознавать себя членом семейного общества. Дети получат знания о своей семье (знакомство с семьей, ее историей, родственниками, семейными традициями, составление родословной) у детей воспитывается гуманное отношение к своим близким, уточняются представления детей о именах близких людей, семейных историях, традициях.
Мероприятия:
- беседа: «Моя семья», «Семейный праздник – День Рожденье», «Семейные традиции»;
- НОД (познавательное развитие): «Что я знаю о себе», «Моя семья», «Кто живет со мной», «Безопасность дома», «Генеалогическое древо»; (художественное творчество): «Моя дружная семья», «Я маме помогаю» /рисование/, «Подарок для моей семьи» /аппликация/;
- СюР игра «Семья»: сюжет «Поход в магазин», «Семья»: сюжет «Дети помогают готовить обед»;
- дидактическая игра «Назови ласково», «Что для чего», «Чьи детки», «Как называют?», «Встреча гостей»;
- составление рассказа о семье по семейным фотографиям, «Выходной день в моей семье»;
- рассматривание альбома «Моя семья»;
- чтение стихотворений, рассказов о семье, разгадывание загадок о семье, разучивание пословиц о семье.
- песенное творчество «Песенки о членах семьи»;
- игра-драматизация «Три поросенка»;
- работа с родителями: составление генеалогического древа».
3 блок «Наш город – Назарово»
Дети получают сведения о родном городе, об истории его возникновения, его достопримечательностях, заводах, городских зданий и учреждений, трудовой деятельности людей, знаменитых земляках. Ознакомление детей с родной природой. Воспитывается умение бережного отношения к окружающей природе, умение воспринимать красоту окружающего мира, нравственные качества человека.
Мероприятия:
- беседа: «Город «до» и сейчас», «Где работает моя семья», «Символика нашего города», «Праздники нашего города»;
- НОД (познавательное развитие): «Мой город Назарово», «По улицам города», «Достопримечательности Назарово», «Экскурсия в прошлое», «Река Чулым», «Знаменитые люди нашего города: М. Ладынина, В. Демин, «Природа родного города»; (художественное творчество): «Городской транспорт», «Река родного города», «Хочу о добром рисовать», «Достопримечательности города», «Животные города Назарово» /рисование/; «Городские улицы» /рисование + аппликация/;
- экскурсии по улицам родного города, в березовую рощу, в парк им. М. Ладыниной, детский развлекательный парк «Радуга», в музейно-выставочный центр, библиотеку, пожарную часть, на хлебокомбинат, на радиостанцию;
- СюР игра «Семья»: сюжет «Отдыхаем на природе», «Экскурсия»;
- дидактическая игра «С какого дерева листочек?», «Найди животных нашего города», «Когда это бывает?», «Улицы родного города»;
- составление рассказа «Я и мой город», «Животные и птицы нашего города»;
- рассматривание презентации «Мой город Назарово», «Назарово в прошлом»;
- чтение стихотворений о родном городе, слушание песен «На свете очень много разных мест», «А Назарово город юности…»; чтение русских народных сказок о животных «Зимняя сказка», «Зимовье», «Лисичка
- опыты со снегом, водой; наблюдения за небом, солнцем, деревьями нашего города; целевые прогулки по территории детского сада;
- работа с родителями: создание презентаций «Мой город Назарово», «Назарово в прошлом»; викторина «Мой город Назарово».
4 блок «Наш край – Красноярский»
Дети получат краеведческие сведения о Красноярском крае, об обычаях и традициях, о людях разных национальностей, населяющих край. Дети узнают, чем красив и богат наш край, который носит такое гордое имя. Дети получат знания об истории становления родного края, культуре, природе.
Мероприятия:
- беседа: «Край, в котором мы живем», «О чем рассказывают памятники», «Люди, прославившие наш край», «красная книга Красноярского края», «Коренные жители севера», «Наша железная дорога», «Декоративно-прикладное искусство народов Севера»;
- НОД (познавательное развитие): «Красноярск исторический», «Заповедник «Столбы», «Путешествие на Север», «На вертолете в Тундру», «Экскурсия по городам Красноярского края»; (художественное творчество): «Мой любимый край», «Зоопарк» /рисование/, «Чум», «Вертолет на Тундру» /аппликация/;
- виртуальная экскурсия в дом-музей В. И. Сурикова;
- СюР игра «Поездка в Красноярск», «Моя семья»;
- дидактическая игра «Путешествие по краю», «Найди и сравни» - по гербам городов края, «Знаешь ли ты свой край», «Узнай по описанию», «Дары природы», «По городам Красноярского края»;
- разучивание игр коренных народов Севера: «Оленята», «Оленьи упряжки», «Чум»;
- рассматривание карты Красноярского края, фотографий, иллюстраций, книг о крае, национальных костюмов народов Севера;
- слушание народных песен, фольклорный фестиваль;
- работа с родителями: создание презентации «Мой красноярский край», привлечение родителей к участию в проведении тематических развлечений.
5 блок «Наша страна – Россия»
Дети получат географические сведения о территории России, продолжат знакомство с государственными символами Росси: герб, флаг, гимн, познакомятся со столицей нашей страны – Москвой и другими городами России. Через этот блок у детей сформируется представление о том, что Россия – многонациональная страна с разной культурой, сформируются нравственно-патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, народным героям и осознание причастности к жизни России. Познакомятся с животным и растительным миром средней полосы России. Дети знакомятся с устным народным творчеством, сказками, потешками, праздниками, обрядами, народно-прикладным искусством.
Мероприятия:
- беседа: «Наша страна Россия», «История Московского кремля», «Государственные символы России: герб, флаг, гимн», «Климатические зоны России», «Голубые реки России», «Города России», «История русского костюма»;
- НОД (познавательное развитие): «Главный город нашей страны», «Русские народные промыслы», «Какие народы живут в России», «Животный мир средней полосы России», «Растительный мир средней полосы России»; (художественное творчество): «Декоративное рисование» (хохлома, городец, гжель, дымково, «Березка белоствольная», «Снегирь и синичка», «Герб, флаг России», «Теплоход на реке», «Русский сарафан» /рисование/; «Спасская башня», «Ворона», «Снегирь» /аппликация/;
- виртуальная экскурсия по знаменитым местам Москвы;
- дидактические игры: «Найди свой герб» (среди других гербов разных стран, «Выложи узор на кокошнике», «Найди флаг России», «Собери флаг России», «Выложи узор на сарафане», «Кто, где живет»;
- русские народные подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Краски», «Пятнашки», «У медведя во бору», «Уголки», «Горелки», «Классики», «Веселые старты»;
- рассматривание иллюстраций с изображением столицы, рассматривание изображения государственного герба, флага, рассматривание фотографий великих соотечественниках, знакомство с картой России;
- чтение рассказов, русских народных сказок, стихов, заучивание стихов о Москве, Родине, России;
- слушание и разучивание песен о Родине, слушание гимна, русской народной музыки, знакомство с русским фольклором;
- фольклорный праздник «Рождественские посиделки»;
- работа с родителями: викторина «Россия родина моя», создание фотоальбома «Москва – столица нашей родины», «Флаги разных стран», архитектуры города Москвы: Спасская башня, Собор Василия блаженного.
6 блок «Защитники Отечества»
Дети получат знания о силе нашей большой и могущественной армии со времен былинных героев и до наших дней. У детей сформируются представления о героическом прошлом русского народа Руси, великих русских богатырей – защитников земли русской. Дети получат знания о российской армии, первые представления о родах войск, о защитниках Отечества, военной и боевой техники. У детей сформируется чувство гордости, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Мероприятия:
- беседа «Как важно быть здоровыми», «В здоровом теле – здоровый дух», «Когда я стану взрослым», «Что нужно военному», «Наша Армия сильна», «Что такое подвиг, «Кто Русь защищал?», «Русские былины», «Одежда богатырей русских»;
- НОД (познавательное развитие): «Наша армия», «День Защитника Отечества», «Юные спасатели»; (художественное творчество): «Мой папа», «Профессии военных», «На границе», «Военная техника» /рисование/, изготовление подарков к празднику /аппликация/;
- СюР игра «Пограничники», «Танкисты», «Военный госпиталь», «Былинные богатыри»;
- дидактические игры «Подбери картинку», «Чья форма?», «Военная техника», «Рода войск»;
- игры-соревнования: «Самый меткий», «Самый смелый», «Пройди не замочив ноги», «Летчики», «Преодолей препятствие»;
- составление рассказа «На границе», рассматривание картины В. М. Васнецова «Три богатыря», Ф. И. Невежина «Русский солдат», рассматривание иллюстраций с изображением различных видов войск, с изображениями исторического прошлого русской армии;
- чтение русских былин, легенд, произведений об армии, о защитниках земли Русской, чтение стихотворений о защитниках Отечества;
- слушание военной музыки, мелодий, разучивание песни «Мой пап»;
- праздники «День защитника Отечества»;
- работа с родителями: выставка военной техники, выставка рисунков «Мой папа – защитник».
7 блок «Дружат дети всей Земли»
В этом блоке дети познакомятся с разными народами, населяющих планету, с их культурой и национальными традициями нашей страны и других стран. Дети узнают, в чем различие и сходство людей разных рас. Через беседы, НОД воспитывать у дошкольников миролюбие, принятие и понимание других людей, умение позитивно с ними взаимодействовать. У детей расширится кругозор, представление о мире, узнают, как живут дети всего мира, как они дружат.
Мероприятия:
- беседа: «Что мы знаем о детях Земли», «О дружбе и взаимопомощи», «Игры и игрушки детей разных стран», «Друзья познаются в беде», «Что у нас общего», «Детям нужен мир», «Что читают дети разных стран»;
- НОД (познавательное развитие): «Девочки и мальчики, мы такие разные, но мы так похожи (национальности)», «Все люди разные», «Дружат дети всей Земли», «Мы дружбою сильны»; (художественное творчество): «Портрет друга», «Подарок другу», «Букет дружбы», «Наши разные ладошки» /рисование/, «Мастерская друзей» /аппликация/;
- СюР игра «Кругосветное путешествие», «Мы строим дружбу»;
- дидактические игры «Кто здесь кто?» (с иллюстрациями, «Кто, где живет?» (с картой, «Оденем кукол разных стран», «Не забывай о товарищах», «Шкатулка полезных советов»;
- подвижные игры народов разных стран;
- составление рассказа «Мой лучший друг», «Послание мира всем детям планеты», рассматривание альбомов, картинок и иллюстраций о дружбе, детях разных рас и национальностей;
- знакомство с пословицами, чтение художественной литературы и стихов по теме, чтение сказок Ш. Перро, Братьев Гримм, Г. Х. Андерсена;
- разучивание песен «Дружат дети всей Земли» В. Викторова, «Детство – это ты и я», «Солнышко» Е. Карасевой, знакомство с музыкальными произведениями, слушание народных песенок, закличек, стишков;
- праздник «Масленица»;
- работа с родителями: акция «Руки друзей», «Мы любим мир», создание кукол разных национальностей, создание альбома «Мы разные, но все таки мы вместе».
8 блок «Мои права»
Дети познакомятся с основными документами по защите прав человека (соответствующие их возрасту, со своими правами и обязанностями. Данный блок поможет сформировать чувство собственного достоинства, осознание своих прав, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.). поможет разъяснить общественные нормы и правила поведения.
Мероприятия:
- беседы «Что такое документ?», «Мои права», «Что такое обязанности», «Мы все разные, но мы все равны», «Мое мнение», «Моя тайна», «Я и мои друзья»;
- НОД (познавательное развитие): «Здравствуйте это я», «Сказка по кругу», «Я, ты, он, она – вместе дружная семья», «Права и сказки»; (художественное творчество): «Моя любимая игрушка», «Портрет друга», «Нарисуем сказку» /рисование/, «Веселый хоровод» /аппликация/;
- дидактические игры «Назови ласково», «Поможем Золушке», «Разрезные картинки», «Закончи сказку», «Лабиринт справедливости», «Подбери каждому свое дело»;
- составление сказок с соблюдением прав героев;
- рассматривание альбомов, иллюстраций и фотографий из жизни детей разных национальностей, демонстративно-наглядного материала «Права детей»;
- загадывание загадок, знакомство с пословицами, поговорками;
- чтение русских народных сказок «Крошечка-Хаврошечка», «Морозко», чтение сказки «Три поросенка», чтение художественной литературы;
- инсценировка сказки «Заюшкина избушка»;
- русский фольклорный праздник «Пасха».
9 блок «Мы память будем чтить тех лет…»
Дети познакомятся с историческими фактами военных лет, обогатится их представление о мужестве, героизме, отваге народа, о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Через блок «Мы память будем чтить тех лет…» у детей воспитывается чувство гордости и уважения к родным и близким людям, принимавших участие в сражениях за Родину.
Мероприятия:
- беседы «Начало войны», «Блокада Ленинграда», «Дети-герои ВОВ», «Солдат Победы», «Письма с фронта», «Женщины на защите Отечества», «Блокадный хлеб»;
- НОД (познавательное развитие): «Города-герои», «Они сражались за Родину», «Никто не забыт, ни что не забыто!»; (художественное творчество): «Цветы ко Дню Победы», «Вечный огонь», «Мир на Земле», «Пусть всегда будет солнце» /рисование/, «Пригласительные ветеранам на праздник» /аппликация/;
- экскурсия в центр города Назарово (красиво украшенный к празднику, музейно-выставочный центр (выставка знаменитые герои ВОВ, возложение цветов к мемориалу «Павшим воинам-назаровцам»;
- СюР игра «Семья», «Наши защитники», «Летчики», «Танкисты», «Пограничники», «В госпитале»;
- дидактические игры «ВОВ. Победа!», «Первая медицинская помощь»;
- составление рассказов о героях нашей Родины;
- рассматривание презентаций «Города-герои», «9 мая День Победы», картин из серии «История России», альбома «ВОВ»;
- разучивание стихотворений и песен с военной тематикой. Чтение произведений С. Михалкова «День Победы», С. Маршака «Пограничник», Л. Кассиль «Памятник солдату», подготовка к конкурсу чтецов, песни и танца «Мы память будем чтить тех лет…»;
- праздничный концерт «Мы память будем чтить тех лет…», встреча с ветеранами ВОВ;
- работа с родителями: создание лэпбука «День Победы», фотоальбома «ВОВ», подготовка к праздничному концерту.
III этап – Заключительный:
Итоговое мероприятие с детьми и родителями по патриотическому воспитанию (по всем блокам);
Оформление проекта «Маленькие патриоты»;
Отчет для родителей по проекту.