Елена Кикот
Проект «Маленькие дизайнеры в условиях развивающей среды ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
«Главное – расширить для ребенка мир,
помочь ему реализовать все его сегодняшние возможности
и создать условия для развития завтрашних»
В. Алямовская
Творчество – врожденное качество каждого из нас. Если в детстве оно остается невостребованным, то накапливается эмоциональная подавленность. Во время занятий изобразительным искусством происходит высвобождение накопившейся творческой энергии, самореализация через воплощение в художественной работе. В этом и состоит терапия изобразительного искусства, которое уравновешивает разум и чувства, восстанавливает эмоциональное равновесие.
Публикация «Проект „Маленькие дизайнеры в условиях развивающей среды ДОУ“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Проекты, проектная деятельность
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
В настоящее время признанной является мысль о том, что истоки творчества обнаруживаются уже в раннем детстве, когда на первый план выдвигаются не объективная значимость того, что создается, а поисковые усилия и стремления к созиданию.
Художественная деятельность неотделима в раннем возрасте от познавательной. Исследуя разнообразными способами материалы, дети раннего возраста знакомятся с их свойствами и качествами – это для них является сверхзадачей. Научиться владеть ими, чувствовать их и применять. Поэтому не надо торопить детей. Надо дать им время набраться опыта – это очень важно для психического равновесия и конечного результата.
Дети раннего возраста «творят» ради опыта, познания, исследования, экспериментирования. В процессе творчества они открывают тайны созидания, испытывают радость и разочарования. Искусство позволяет детям раннего возраста изучать и познавать собственный мир.
Основным художественным занятием в этом возрасте являются «игры с художественными материалами». Ребенок познает все, что его окружает в первую очередь чувственно. Если маленький ребенок чувствует – значит знает. И он открывает для себя не только мир и красоту этого мира, но и свои собственные возможности, видит следы собственной деятельности. А вот какими способами он будет это делать, во многом зависит от окружающих его взрослых.
Рисование приобщает детей раннего возраста к миру прекрасного, развивает креативность (творческое начало личности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Часто несет в себе и элементы психотерапии – успокаивает, отвлекает, занимает. А рисование пальчиками и ладошками дарит малышам незабываемые ощущения непосредственного взаимодействия с красками, впечатления от манипуляций с цветом.
Не надо ограничивать детскую свободу. Нужно предоставлять малышам возможность поэкспериментировать. Чтобы заинтересовать детей раннего возраста, надо показать им способы действий с изобразительным материалом.
Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыши будут стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнали, увидели, пережили.
Проблема:
Работая по традиционным программам, авторы проекта пришли к выводу, что ни в одной программе не затронута тема приобщения самых маленьких детей к миру создания дизайна окружающей его среды. Это и определило актуальность и тему исследования: «Маленькие дизайнеры в условиях развивающей среды ДОУ»
Тип проекта:
• творческий, образовательный;
• внутри детского сада (участвуют дети 1 младшей группы «Растишки»);
• краткосрочный.
Цель проекта:
Формирование у детей раннего возраста элементарных навыков в создании простейших коллективных композиций, эстетически развивающей среды с использованием произведений детского дизайна; развивать их творческие способности, фантазию, воображение.
Задачи проекта:
• Создать условия для художественно-творческого развития детей раннего возраста;
• Вызвать у детей интерес к творческой деятельности;
• Помочь детям почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности.
Обеспечение проектной деятельности
Методическое:
В. Г. Алямовская «Ясли – это серьезно», М., 2000
Е. А. Янушко «Рисование с детьми раннего возраста», М. ,2006
Е. А. Янушко «Аппликация с детьми раннего возраста», М. ,2006
О. Г. Жукова «Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей раннего возраста», М., 2007
М. В. Киселева «Арт-терапия в работе с детьми», СПб., 2006
Е. П. Топалова «Художники с пеленок», М., 2004
Е. С. Демина «Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ», М., 2006
И. С. Погудкина «Что делать и чем заняться от 1 года до 3 лет», М., 2006
И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст», М., 2007
«Детский дизайн» Г. Пантелеев, «Дошкольное воспитание», 2006, №5
«Путешествие в страну красок» Г. Лукина «Дошкольное воспитание», 2006, № 9,
«Коллаж: первые шаги к творчеству» Т. Кудрина, «Дошкольное воспитане», 2006, №11
Материалы Интернет
Методический инструментарий (конспекты игр-занятий, картотека дидактических игр, сценарии развлечений и т. д.).
Материально-техническое:
«Островок ИЗО» в группе:
Песок, крупа, макароны, салфетки, прищепки;
Аксессуары – пуговицы, тесьма, ленты, бросовый материал;
Естественные природные объекты – камни, ракушки, шишки, крупные семена.
«Стена творчества» в группе:
• По листа ватмана 2шт. в виде паровозика
• Мольберт
• Доска обозрения для детских работ
Предполагаемый результат
У детей будет сформирован интерес к изобразительной деятельности, стремление заниматься ею по собственной инициативе.
Умения пользоваться изобразительным материалом, обыгрывать рисунки, радоваться тому, что у них получается, делиться своей радостью со взрослым.
Развита мелкая моторика рук, творческое воображение.
I этап. Организационный.
Создание педагогических условий для реализации проекта:
1. Анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;
2. Выбор темы и разработка исследовательского проекта;
3. Подбор и изучение методической, справочной, энциклопедической литературы по выбранной тематике проекта;
4. Создание среды для развития творческих способностей - подготовка оборудования, материалов и инструментов.
II этап. Практический.
Апробация и внедрение в практическую деятельность с детьми раннего возраста новых изобразительных технологий, создание простейших коллективных композиций.
Модель реализации проекта включает следующие направления работы:
1. Самообразование.
2. Работа с детьми.
3. Работа с родителями.
4. Работа с педагогами.
5. Работа с социальными «институтами детства».
III этап Обобщающий.
Презентация результатов:
1. Оформление пакета документов по реализации проекта (результаты диагностики, конспекты занятий, брошюра и т. д.).
2. Освещение опыта работы в СМИ.